Карточки для автоматизации звука щ
тренажёр по логопедии (старшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

Подборка речевого материала на автоматизацию звука щ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_9_zvuk_shch.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ЗВУК Щ

                                                                                                                                                                                                                                                                        I. В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ:

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].

ща-щи-ще-що-щу

щи-ще-що-щу-ща

ще-що-щу-ща-щи

                 що-щу-ща-щи-ще

 щу-ща-щи-ще-що

 Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

                     ща-ща – ща-ща-ща                        

                     щи-щи –щи-щи-щи

                     що-що – що-що-що

                     ще-ще – ще-ще-ще

                     щу-щу – щу-щу-щу

II. В СЛОВАХ: 

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].

щавель, возвращать, угощать, пищать, прощать, трещать, площадка, гуща, пища, роща, щадить, площадь,щи, щит, щипчики, защита, плащи, трещит, лещи, пищит,щипцы, щипать, вещи, клещи, ящик, гонщик, выдумщик, барабанщик, каменщик, кровельщик, стекольщик,щель, щепка, щебет, прощение, помещение, угощение, извещение, пещера,щегол, ящерица,щёки, щёчки, щётка, щёлкать, защёлка, сгущёнка, трещотка,щука, щучка, щупать, щупальца.

 III. В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

                                                                                                                                                                 Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].

Дети ищут щавель. У хомяка толстые щёки. В реке лещи и щуки. Щука — опасная хищница. Вокруг дома дощатыйзабор. Щенки пищат в корзине. Ящерица юркнула в щель. Овчарка — опытная ищейка. В роще щебетали щеглы. Сложи вещи в ящик.

Выучить пословицы и поговорки, отработав произношение звука [Щ].

Нет друга, так ищи, а нашёл — береги.

Настоящий друг познаётся в беде.

В настоящей дружбе так —

сам пропадай, а товарища выручай.

Подготовить пересказ, предварительно отработав произношение звука [Щ] в словах.

ЩЕНЯТА ЛАДЫ

В дощатом ящике — щенята. Их мать, ищейку Ладу, увели гулять в рощу. Щенята ищут мать и пищат. Но вот Лада возвращается. Щенята рады её возвращению.

                                             ЗВУК Щ

I.В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ:

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Щ].

ащ-ыщ-ящ-ищ                    ощ-ёщ-ущ-ющ                 ещ-ёщ-ющ-ящ

ыщ-ащ-ищ-ящ                 ёщ-ощ-ющ-ущ                 ёщ-ещ-ящ-ющ

 II. В СЛОВАХ:

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Щ].

Вещь, клещ, овощ, плащ, плющ, прыщ, товарищ, хвощ, хищник.

III. В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Щ].

У Ани новый плащ. На болоте хвощ. По камням вьётся плющ.

Вова — мой товарищ. Лещ — не хищник. Лук — полезный овощ.

                                                    Звук Щ

Звук [щ] произносить раскатисто и длительно в каждом слове.

1. Слова: щавель, щадить, щебет, щегол, щетина, щека, щеколда, щель, щенок, щепка, щеголь, щепотка, щетка, щелкать, щелка, щи, щипать, щит, щука, щупать, щуплый, площадь, роща, ущелье, пещера, ящерица, щипцы, клещи, ящик, пищать, угощать, ищейка, овощи, прощение, гонщик, идущий, кипящий, сварщик, на ощупь.

2. Счет 1-10 – щеколда, щепка, ущелье, пещера, ящерица.

3. Употребление увеличительных суффиксов по образцу: Кулак – кулачище, сила – силище, рука - … , сапог - … , голос - … , ремень - … , топор - … , нога - … , глаза - … , нос - … , карман - … .

4. Деление перечисленных слов на слоги.

                                                                Звук Щ 

Звук [щ] произносить раскатисто и длительно.

1. Слова: мощность, дощатый, превращаться, прощать, прощение, вращение, сварщик, защитник, факельщик, трещина, гонщик, щупальцы, прищепка, помещение, сгущенный, освещение, счастье, счетный, считать.

2. Запомни и повтори: трещина, прощение, защитник.

3. Словосочетания: хищная щука, поющий щегол, пищащий щенок, тощий лещ, мощеная площадь, сгущенное молоко, дощатые полы, сытная пища.

4. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Они, Она): Возвращаться из экскурсии в пещеры.

Восхищаться праздничной площадью.

5. Заучивание скороговорок, выделение слов со звуком «Щ»:

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. Ты нас, мама, не ищи: щиплем щавель мы на щи. Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Щенок жалобно пищит – тащит он тяжелый щит.

                                                Звук Щ 

Звук [щ] произносить раскатисто и длительно в каждом слове.

Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Щука хищная страшней, чем страшилище Кощей.

Мы ей дали овощей и погуще жирных щей.

Щука шлепнула хвостом, словно щелкнула хлыстом,

И таким ударом крепким расщепила стол на щепки.

Притащили мы в грозу щуку тощую в тазу.

Щекотали щуку щепкой, прищемили хвост прищепкой.

Мыли щуке щеки щеткой, довели ее щекоткой.

Щука – щетку за щетину, отщипнула половину,

Расшвыряла часть вещей, пролила кастрюлю щей,

А потом как даст «леща»! мы помчались, трепеща,

Не щеколду дверь закрыли, щели щебнем завалили,

Удивились сообща: сколько слов на букву «Щ»!

                                                                                                                                                                      ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Щ]-[С]-[С]

I.В СЛОГАХ:                                                                                                                                                                                                                           Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С'].

ща-са                        щи-сы                щё-со                        щу-су

ща-ся                        щи-си                щё-сё                        щу-сю

ащ-ас                        ощ-ос                ущ-ус                ащ-ась        

ощ-ось                ущ-усь

Проговаривать пары слов, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С'].

Вес — вещь                        Пласт — плащ

Весь — вещь                        Класть — плащ

Лес — лещ                                Плюс — плющ

Лесть — лещ                        Помост — помощь

Хвост — хвощ

II.В СЛОВАХ:

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С'].

Блестящий, висящий, колосящийся, носильщик, растущий, священник, светящийся, освещение, хвостище.

III.В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Щ], [С], [С'].

На скамейке стоит ящик с овощами. Лещи, щуки и караси попались в сети. Сима посадила плющ на террасе. У Моськи слепые щенята. У Аси светло-синий плащ. У лисят хвостики, а у лисы хвостище. В роще заросли сирени. Клюв клеста напоминает клещи. Щеглы и клесты — зимующие птицы. Люся посолила овощной суп.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С'], [Щ].

       ТОВАРИЩИ

 

Максим и Вася — товарищи. У них есть сети. Они поставили сети на леща и щуку. Много щук и лещей попалось в сети. Вытащат сети Максим и Вася, будут угощать соседей. Вкусен суп из щуки и леща!

Выучить потешку, отработав произношение звуков [Щ], [С], [С'].

Щенок в дощатый ящик

Зубную щётку тащит,

И щепку, и пищалку —

Всё в ящик, как на свалку.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Щ]

I.В СЛОГАХ:

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

ча-ща

ач-ащ

чи-щи

ич-ищ

че-ще

еч-ещ

чо-що

оч-ощ

чу-щу

уч-ущ

ща-ча

ащ-ач

щи-чи

ищ-ич

ще-че

ещ-еч

що-чо

ощ-оч

щу-чу

ущ-уч

II.В СЛОВАХ:  

                                                                                                                    Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

Чаща, щёчки, щёточка, щеночек, щепочка, ящичек, вещички, часовщик, точильйщк.

Качать — пищать                Мячик — ящик

Кричать — угощать                Чепчик — щепка

Встречать — прощать                Чеснок — щенок

III.В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

В дощатом ящичке — овощи. У дочки румяные щёчки. В лесу рыщет волчица. По ручейку плывут щепочки. В бочке — мочёные яблочки, а в ящике — копчёные щучки. Почисти юбочку щёточкой. Часовщик чинит часы. На щенка напали злющие пчёлы. Опусти письмо в почтовый ящик. Точильщик точит ножи.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

У ищейки три щеночка: Два щенка и крошка-дочка. У щенков, как бочки, щёчки, У сыночков и у дочки.

В роще со щенком гуляли, В роще мы под дождь попали. Мой щенок залез под плащ, Я же вымок весь, хоть плачь.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].

РОЗКА

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка снесла щенка во рту на место.

( по JI. Толстому )

ЁЖ

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.

(по И. Соколову-Микитову )

Звуки Щ-Ч

Звук [щ] произносить раскатисто и длительно в каждом слове.

1. Слова-паронимы: плач – плащ, челка – щелка, четки – щетки, помочь – помощь, печать – пищать, горячий – горящий, чадит – щадит, лечи – лещи, точу – тащу, чур – щур.

2. Выделение звуков «Щ», «Ч» из слов и проговаривание их:

щенок, плечи, клещи, почка, щетки, свечки, калачи, печник, пещера, щетина, щеглята, почерк, птичница, защита.

3. Изменить слова:

Лев рычит, рычит, рычит. Лев какой? РЫЧАЩИЙ.

Пес ворчит, ворчит, ворчит. Пес какой? ВОРЧАЩИЙ.

Бык мычит, мычит, мычит. Бык какой? МЫЧАЩИЙ.

Молоток стучит, стучит. Молоток какой? СТУЧАЩИЙ.

Колокол звучит, звучит. Колокол какой? ЗВУЧАЩИЙ.

Молчать – МОЛЧАЩИЙ, бренчать – БРЕНЧАЩИЙ

                                                         Звуки Щ-Ч 

Звук [щ] произносить раскатисто и длительно в каждом слове.

1. Слова: чащоба, чаща, чище, чищенный, чистильщик, очищение, щелчок, щелочь, щипчики, счетчик, счастливчик, очищать, точильщик, часовщик.

2. «Назови ласково»: щука – щучка, щека - … , вещь - … , ящик - … , щенок - … , плащ - … , чулок - … , доска - … , щель - … , щипцы - … , щетка - … , червяк - … . лещ - … .

3. Измени по образцу: кулак – кулачок – кулачище, мужик – мужичок- мужичище, чердак – чердачок – чердачище, черпак – черпачок – черпачище, каблук – каблучок – каблучище, червяк - … - … , чеснок - … - … , кирпич - … - … , комок - … - … .

4. Словосочетания: почтовый ящик, ночной хищник, горячие щи, врачебная помощь, копченый лещ, поющие чижи, горящая лампочка, палящие лучи, чужая вещь, журчащий ручей.

                                                          Звуки Щ-Ч 

1. Словосочетания: щепотка чая, щебечущий щегол, чищенные овощи, пучок щавеля, куча щебенки, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, ученый щенок, чугунный щит, точный подсчет, сухощавый человек, чистое полотенце, овощная начинка, сочные овощи, хлопочущий чистильщик.

2. Счет 1-10 – кричащий щеночек, чистая дощечка, копченая щука, сочный овощ, скучающий учащийся.

3. Запомни и повтори: Чудесное угощение – копченая щука – чистое помещение – почтовый ящик. Прочный щит – молочная пища – овощная пища- колючая щетка. Чистая дощечка – скучающий ученик – птичий щебет – сочные овощи.

                                                             Звуки Щ-Ч 

1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они):

Чистить щеткой щенка.

Чистить сочные овощи для угощения.

Чистить копченую щуку для угощения.

3. Предложения: Лена ищет в ящике перчатки. В пирожки положили начинку из овощей. Чаще и чище чистите зубы. Вычищенные вещи сложили в чемодан. Дрова громко трещат в печке. Луна освещает чащу. Тягач тащит вагончик. Щеглы ищут личинок.

4. Вставить пропущенные слова в предложения: Внучка приготовила угощение для бабушки – чудесный торт с кремом из … молока. К столу подали … картофель и … щуку. На десерт были … яблоки. Бабушка купила внучке кофточку из … шерсти. Телега громыхала по … мостовой. В комнате стоял стол с … ножками. СЛОВА: сгущенный, копченый, моченый, мощеный, крученый, точеный, печеный.

                                                        Звуки Щ-СЬ 

1. Выделение звуков «Щ», «СЬ» из слов: щука, сети, мощеный, трещина, сила, семена, щипать, гусеница, лисята, лощина, селедка, овощи, щебетать, гуща, носилки, песенка, морщинка, щеглы, пищал, ящик, карась, помощь, щепка.

2. Слова-паронимы: лес- лещ, сели – щели, пласт – плащ, писать – пищать, роса – роща, плюс – плющ, весь – вещь, хвост – хвощ.

3. Изменить по образцу: свистеть – свищу, рыскать – рыщу, пищать – пищу, плескать – плещу, таскать - … , грустить - … , блестеть - … , искать - … , пускать - … , чистить - … , полоскать - … .

4. Закончи слово слогом ЩА или СЯ: ро(ща), Ва(ся), Лю(ся), гу(ща), бабу(ся).

Закончи слово слогом ЩИ или СИ: ве(щи), ло(си), ле(щи), гу(си), кле(щи), пла(щи).

                                                      Звуки Щ-СЬ 

1. Дифференциация «Щ» - «СЬ» «Четвертый лишний»:

Сирень, васильки, плющ, листья – плющ.

Щегол, гусь, снегирь, синица – щегол.

Стекло, овощ, слива, апельсин – овощ.

Ящерица, щука, щенок, гусенок – гусенок.

Щипцы, клещи, сеялка, ящик – сеялка.

2. Слова: вещество, существо, сообщение, носильщик, стекольщик, совещание, посещение, просвещение, спящий, блестящий, висящий, отстающий, строящий, пастбище.

3. Изменить по образцу: коса – косища, сила – силища, слива - … , собака - … , сумка - … , сито - … , хвост - … , стакан - … , стул - … , усы - … , носы - … , волосы - … , голоса - … .

                                                      Звуки Щ-СЬ 

1. Словосочетания: вкусный лещ, щедрый лес, вырастил плющ, стали пищать, осиновая роща, блестящая роса, весь сплющился, Симины вещи, свекольный борщ, тающий снег, серое вещество, щипаный селезень, сильный носильщик.

2. Закончи слово: ры.., ло.., ле., помо.., ве.., пла., плю., пове.., хво., укра.., ово., бою.., бор., мо.., купаю.. .

3. Вставить недостающее слово:

Стекла вставляет … (стекольщик). Вещи носит … (носильщик). Одежду кроит … (закройщик). На складе работает … (кладовщик). На подъёмном кране работает … (крановщик). Крышу кроет … (кровельщик). Кирпичи кладет … (каменщик). В бане работает … (банщик).

                                                        Звуки Щ-СЬ 

1. Спряжение в настоящ. времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Посвящать песенку возвращающейся весне.

Посещать весеннюю рощу.

Любоваться весенней рощей.

Восхищаться веселым щебетаньем птиц.

2. Пословицы:

На то и щука в море, чтобы карась не дремал.

Всякой вещи своё место.

Не учи козу – сама с возу стащит.

Нос вытащил – хвост увяз, хвост вытащил – нос увяз.

Друзья узнаются в несчастье.

                                                             Звуки Щ-Ш 

1. Заучивание стихотворения «Щегол»:

Целый день поет щегол в клетке на окошке,

Третий год ему пошел, а он боится кошки.

А Маша не боится ни кошки, ни щегла,

Щеглу дала напиться, а кошку прогнала.

2. Признаки и действия: Щегол (какой?) краснощекий, шустрый, щебечущий, шумный. (Что делает?) Щебечет, строит жилище, ищет пищу, ловит мошек, летает и т.д.

3. Распространение предложений: Ранней весной возвращаются щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы. Ранней весной возвращаются в рощу краснощекие щеглы и начинают строить жилища.

                                                       Звуки Ш-Щ

1. Слова-паронимы: чаща- чаша, щелк – шелк, пищу – пишу, прощу – прошу, пищи – пиши, погощу – погашу, по роще – пороша, помещать – помешать, укрощать – украшать, защита –зашито, вещать – вешать, навещать – навешать.

2. Вставить звуки «Щ», «Ш»: .ар, .апка, .уба, ланды., кало.и, ко.ка, рома.ка, .ель, .епка, .енок, .ука, пла., ово.и, ви.ня, ве.и.

3. Запомни и повтори: шагающий экскаватор, шумящий камыш, пишущая машинка, шуршащая мышь.

4. Счет 1-10 – с этими же словами.

5. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они): Угощать хищных зверей.

Укрощать разбушевавшуюся стихию.

Слушать дефектную речь шепелявого ребенка.

Слушать шелестящие капли дождя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...