Развитие литературной речи старших дошкольников посредством народного фольклора
статья по логопедии

Канаева Вера Владимировна

тезисы к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_k_slaydovoy_prezentatsii_na_temu.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы к слайдовой презентации на тему

Развитие литературной речи старших дошкольников

 посредством народного фольклора

Учитель-логопед: Патракеева Вера Владимировна

МКДОУ № 90

Актуальность:

Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в поведении и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.

Цель:

Развитие литературной речи старших дошкольников посредством народного фольклора.        

«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово».

К. Д. Ушинский

Дети с рождения очень чутко реагируют на ритмически организованную речь. Стихотворная речь лучше запоминается, а яркие поэтические образы расширяют кругозор. Если в обыденной речи и в прозаических текстах слова связываются по смыслу, то рифмы обнаруживают удивительную связь между частями слов (например, общие окончания). Выделяя общие части слов, ребёнок учится понимать структуру слова. Игра со стихами расширит представление ребёнка об игре – играть можно не только с игрушками, но и со словами. И, быть может, это первый шаг в освоении интеллектуальных игр.

Считалки развивают чувство ритма, обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.

Игры в слова и со словами, где само слово во всех его формах, значениях и смыслах становится предметом игры, а сама игра вбирает в себя все приёмы, все правила игр-действий со словом и превращается в игру ума, воображения, фантазии, звуковых и образных ассоциаций. Это поэтическая литературная игра, основанная на знании родного языка, его лексики, грамматики, семантики.

Сказки-шутки, сказки-потешки

Сказки-шутки используют в сюжете и прибаутки, и перевёртыши, и считалки, и дразнилки, добиваясь смешного или грустного, но всегда неожиданного поворота в судьбе героя. Как бы ни были увлекательны сказки, в них всегда наказано зло и торжествует добродетель.

Сказка-потешка стоит на границе между весёлой, смешной, жизнерадостной вседозволенностью детства и суровыми законами бытия, человеческого общежития, которые ребёнок, чтобы вырасти достойным человеком, должен усвоить с младенчества, буквально впитать в себя с молоком матери.

Сказка – игра призвана маленький мир ребёнка, обращённый к родному дому и родителям, превратить в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир, поднять ребёнка до понимания связей и отношений между человеком и природой, человеком и человеком, подготовить его к драматическим и трагическим сторонам бытия.

Выводы:

Фольклор значительно влияет на развитие речи детей:

- украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение, связную речь;

- укрепляет артикуляционный аппарат;

- совершенствует фонематический слух;

- помогает работе над звукопроизношением;

- развивает мелкую моторику рук;

- даёт образцы для составления описательных рассказов;

- способствует развитию памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"

Консультация для воспитателей"Развитие речи через русский народный фольклор и обогащение развивающей среды"Русский народный фольклор – это произведения детей и взрослых усвоенные традицией. К детскому...

Консультация для воспитателей «Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор».

Консультациядля воспитателей«Педагогический поиск форм работы по развитию речи через русский народный фольклор»....

Конспект НОД по развитию речи «Чудесный мир народного фольклора»

Знакомство детей с обычаями, традициями, особенностями  и своеобразием   бурятского народного  фольклора...

Консультация " Развитие речи через русский народный фольклор"

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности....

Конспект ООД по развитию речи с элементами народного фольклора на тему: «Волшебный сундучок»

Конспект был составен для проведения открытого занятия по теме самообразования....