Диагностика мотивации познавательной активности
материал по логопедии

Рябенкова Валентина Тихоновна

Методика мотивации к познавательной деятельности «Нелепицы»

Автор Р.С. Немов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация к обучению по профилю:

познавательная деятельность детей 3 -4 лет.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение результата. Как сделать, чтобы учеба детей в 3 – 4 года стала учением с увлечением? В своей образовательной деятельности для формирования положительной мотивации к познавательной деятельности использую дидактические и развивающие игры, с помощью которых постепенно формируется познавательный интерес и познавательная активность. А это произойдет, если новые знания, которые я стремлюсь передать детям, будут им нужны и интересны.

 Для создания положительной мотивации к познавательной деятельности учитываю 2 фактора:

- Формирование у ребенка положительных эмоций к самому мыслительному процессу, в который ребенок включен: помощь, одобрение, поощрение за самые маленькие достижения, вера в  каждого ребенка и его возможности, постоянно радуясь его самостоятельным действиям (внутренние и внешние мотивы);

- Поддержка и эмоциональное включение взрослого в игровой процесс.

Увлекательные игры создают интерес к решению умственных задач, так как ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую и игровую, что повышает его интерес к познавательной деятельности, его мотивацию к выполнению задания.

Критериями результативности использования дидактических и развивающих игр к мотивации познавательной активности является диагностика уровня познавательной активности по методике: «Нелепицы» (Р.С.Немов)

Цель: При помощи этой методики оцениваются  представления ребенка об окружающем и о логических связях и отношениях между предметами. Ребенок учится логически рассуждать и словесно выражать свою мысль.

Форма проведения: индивидуально.

Инструкция: Вначале ребенку показывают картинку, на которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь на своем месте и правильно нарисовано, то укажи на это и объясни, что не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Время выполнения ограничено 3 минутами.

Оценка результатов:

10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

Выводы об уровне развития:

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ  СРЕДСТВАМИ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Буклет на тему "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников"

В буклете  "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников" представлены цели, задачи, принципы типы мотивации....

Опыт работы "Мотивация как средство формирования познавательной активности детей"

Любая деятельность должна быть интересна для детей, но специально организована воспитателем, подразумевающая активность, взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающ...

Диагностика уровня познавательной активности дошкольника «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)

Выявление уровня познавательной активности дошкольника методикой М. Б. Шумаковой  «Вопрошайка» ....