Программа кружка "Говорим красиво"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Данная программа составлена для детей 5-7 лет. Кружок опирается на развитие лексико-грамматических категорий и развии связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_govorim_krasivo_gerasimova.docx | 53.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №69 комбинированного вида»
Дополнительная образовательная программа
кружка «Говорим красиво»
на 2019-2020 учебный год.
Срок реализации – 1 год.
Составила:
Учитель-логопед
Т.С. Герасимова
Ухта,2019г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цель работы кружка | 3 |
Предполагаемые результаты | 4 |
Задачи | 4 |
Учебный план | 5 |
Учебный график | 5 |
Лексические темы | 7 |
Календарно-тематический план | 9 |
Мониторинг овладения детьми целевыми ориентирами | 13 |
Список используемой литературы | 16 |
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. При нормальном развитии, формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.
Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными речевыми нарушениями. У многих детей в среднем и старшем дошкольном возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Так же наблюдается нарушение лексико-грамматического строя речи.
Программа кружка позволяет оказать логопедическую помощь детям 5-7 лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.
Программа кружка направлена на развитие лексико-грамматических категорий речи и развитие связной речи у детей 5-7 лет.
При планировании коррекционной работы кружка учитывались особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
Цель работы кружка: создание благоприятных условий для развития у детей 5-7 лет лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания, усидчивости, памяти и мышления, а также творческого воображения.
Задачи:
- пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй речи;
- помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения ими навыков общения;
- организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;
- развивать чувство уместности высказывания;
- развивать творческое воображение, фантазию в речевых высказываниях;
- воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром, уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую речь.
Срок реализации программы кружка – 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Итого в год 68 занятий.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Возраст: 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).
Занятие делится на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части проводится работа над словарем по лексической теме. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В дидактических играх дети отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т.д. На занятиях по развитию связной речи особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»).
Учебный план
Название кружка | Кол-во в неделю | Кол-во в год | Длительность |
«Говорим красиво» | 2 | 68 | 30 минут |
Учебный график
Неделя | Тема недели | Количество часов | День недели/ время |
3-я неделя Сентября 3 уч.неделя 16.09-20.09 | Осень и ее признаки. Диагностика. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя Сентября 4 уч.неделя 23.09-27.09 | Деревья. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя октября 5 уч.неделя 30.09-04.10 | Овощи. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя октября 6 уч.неделя 07.10-11.10 | Фрукты. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя октября 7 уч.неделя 14.10-18.10 | Ягоды. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя октября 8 уч.неделя 21.10-25.10 | Грибы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
5-я неделя октября 9 уч.неделя 28.10-01.11 | Перелетные птицы и зимующие птицы. Подготовка птиц, животных, насекомых к зиме. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя ноября 10 уч.нед 05.11-08.11 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы и их птенцы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя ноября 11 уч.нед 11.11-15.11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя ноября 12 уч.нед 18.11-22.11 | День матери. Семья. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя ноября 13 уч.нед 25.11-29.11. | Одежда. Обувь. Головные уборы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя декабря 14 уч.нед 02.12-06.12 | Зима. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя декабря 15 уч.нед 09.12-13.12 | Мебель. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя декабря 16 уч.нед 16.12-20.12 | Посуда. Продукты питания. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя декабря 17 уч.нед 23.12-31.12 | Новый год. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя января 18 уч.нед 09.01- 17.01 | Животные жарких и холодных стран. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя января 19 уч.нед 20.01-24.01 | Человек. Части тела. Гигиена. Внутренние органы. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя января 20 уч.нед 27.01-31.01 | Инструменты. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя февраля 03.02-07.02 | КАНИКУЛЫ | - | - |
2-я неделя февраля 21 уч.нед 10.02-14.02 | Морские речные и аквариумные обитатели. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя февраля 22 уч.нед 17.02-21.02 | День защитников Отечества | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя февраля 23 уч.нед 25.02-28.02 | Комнатные растения | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя марта 24 уч.нед 02.03-06.03 | 8 марта | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя марта 25 уч.нед 10.03-13.03 | Конец зимы. Весна и её признаки. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя марта 26 уч.нед 16.03-20.03 | Транспорт. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя марта 27 уч.нед 23.03-27.03 | Перелетные птицы весной. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя апреля 28 уч.нед 30.03-03.04 | Наша Республика. Наш город. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя апреля 29 уч.нед 06.04-10.04 | Космос. Наша планета. День космонавтики. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя Апреля 30 уч.нед 13.04-17.04 | Профессии. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя апреля 31 уч.нед 20.04-24.04 | Насекомые. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
5-я неделя апреля 32 уч.нед 27.04-01.05 | Русские народные игрушки. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
1-я неделя мая 33 уч.нед 04.05-08.05 | День Победы. Моя страна – Россия. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
2-я неделя мая 34 уч.нед 12.05-15.05 | Растения луга и сада. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
3-я неделя мая 35 уч.нед 18.05-22.05 | Школа. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
4-я неделя мая 36 уч.нед 25.05-29.05 | Лето. Времена года. Диагностика. | 1ч. | Понедельник, среда. С 16.00-16.30 |
Лексические темы на 2019-2020 учебный год
Месяц \уч.неделя\ дата | Тема недели |
3-я неделя Сентября 3 уч.неделя 16.09-20.09 | Осень и ее признаки. |
4-я неделя Сентября 4 уч.неделя 23.09-27.09 | Деревья. |
1-я неделя октября 5 уч.неделя 30.09-04.10 | Овощи. |
2-я неделя октября 6 уч.неделя 07.10-11.10 | Фрукты. |
3-я неделя октября 7 уч.неделя 14.10-18.10 | Ягоды. |
4-я неделя октября 8 уч.неделя 21.10-25.10 | Грибы. |
5-я неделя октября 9 уч.неделя 28.10-01.11 | Перелетные птицы и зимующие птицы. Подготовка птиц, животных, насекомых к зиме. |
1-я неделя ноября 10 уч.нед 05.11-08.11 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы и их птенцы. |
2-я неделя ноября 11 уч.нед 11.11-15.11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. |
3-я неделя ноября 12 уч.нед 18.11-22.11 | День матери. Семья. |
4-я неделя ноября 13 уч.нед 25.11-29.11. | Одежда. Обувь. Головные уборы. |
1-я неделя декабря 14 уч.нед 02.12-06.12 | Зима. |
2-я неделя декабря 15 уч.нед 09.12-13.12 | Мебель. |
3-я неделя декабря 16 уч.нед 16.12-20.12 | Посуда. Продукты питания. |
4-я неделя декабря 17 уч.нед 23.12-31.12 | Новый год. |
2-я неделя января 18 уч.нед 09.01- 17.01 | Животные жарких и холодных стран. |
3-я неделя января 19 уч.нед 20.01-24.01 | Человек. Части тела. Гигиена. Внутренние органы. |
4-я неделя января 20 уч.нед 27.01-31.01 | Инструменты. |
1-я неделя февраля 03.02-07.02 | КАНИКУЛЫ |
2-я неделя февраля 21 уч.нед 10.02-14.02 | Морские речные и аквариумные обитатели. |
3-я неделя февраля 22 уч.нед 17.02-21.02 | День защитников Отечества |
4-я неделя февраля 23 уч.нед 25.02-28.02 | Комнатные растения |
1-я неделя марта 24 уч.нед 02.03-06.03 | 8 марта |
2-я неделя марта 25 уч.нед 10.03-13.03 | Конец зимы. Весна и её признаки. |
3-я неделя марта 26 уч.нед 16.03-20.03 | Транспорт. |
4-я неделя марта 27 уч.нед 23.03-27.03 | Перелетные птицы весной. |
1-я неделя апреля 28 уч.нед 30.03-03.04 | Наша Республика. Наш город. |
2-я неделя апреля 29 уч.нед 06.04-10.04 | Космос. Наша планета. День космонавтики. |
3-я неделя Апреля 30 уч.нед 13.04-17.04 | Профессии. |
4-я неделя апреля 31 уч.нед 20.04-24.04 | Насекомые. |
5-я неделя апреля 32 уч.нед 27.04-01.05 | Русские народные игрушки. |
1-я неделя мая 33 уч.нед 04.05-08.05 | День Победы. Моя страна – Россия. |
2-я неделя мая 34 уч.нед 12.05-15.05 | Растения луга и сада. |
3-я неделя мая 35 уч.нед 18.05-22.05 | Школа. |
4-я неделя мая 36 уч.нед 25.05-29.05 | Лето. Времена года. Обобщение. |
Календарно-тематический план занятий кружка
«Говорим красиво» на 2019-2020 учебный год.
Месяц \уч.неделя\ дата | Тема недели | Развитие лексико-грамматических категорий | Развитие связной речи |
3-я неделя Сентября 3 уч.неделя 16.09-20.09 | Осень и ее признаки . | Курдвановская Н. тема №8. Предлог НА. Яцель с. 4 | Составление описательного рассказа по предметным картинкам и опорному картинному плану. «Осень пришла» Н.Е. Арбекова с.20 |
4-я неделя Сентября 4 уч.неделя 23.09-27.09 | Деревья. | Образование относительных прилагательных. Предлог ПОД. Яцель с.6 | Составление описания пейзажной картины по опорному картинному плану. Н.Е. Арбекова с.24 |
1-я неделя октября 5 уч.неделя 30.09-04.10 | Овощи. | Курдвановская Н. тема №10. Предлог в. Яцель с.9 | Составление рассказа-описания овощей по опорному картинному плану. Н.Е. Арбекова с.29 |
2-я неделя октября 6 уч.неделя 07.10-11.10 | Фрукты. | Курдвановская Н. тема №10. Яцель с.11 | Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по опорному картинному плану. Н.Е. Арбекова с.33 |
3-я неделя октября 7 уч.неделя 14.10-18.10 | Ягоды. | Курдвановская Н. тема №10. Предлог из. Яцель с.24 | Составление рассказа с элементами драматизации по предметным картинкам и опорному плану. Н.Е. Арбекова с.40 |
4-я неделя октября 8 уч.неделя 21.10-25.10 | Грибы. | Согласование существительных с числительными. Закрепления предлога под | Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам. Н.Е. Арбекова с.44 |
5-я неделя октября 9 уч.неделя 28.10-01.11 | Перелетные птицы и зимующие птицы. Подготовка птиц, животных, насекомых к зиме. | Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Курдвановская Н. тема №12. Предлог через. Яцель с.45 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. «Как помочь птицам зимой?» Н.Е. Арбекова с.78 |
1-я неделя ноября 10 уч.нед 05.11-08.11 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы и их птенцы. | Курдвановская Н. тема №11. Курдвановская Н. тема №14. Предлог из, с (со). Яцель с.29 | Составление рассказа по серии сюжетных картин. Н.Е. Арбекова с.146 |
2-я неделя ноября 11 уч.нед 11.11-15.11 | Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме. | Курдвановская Н. тема №12. | Придумывание фантастической истории (сказки) по опорным картинкам. Н.Е. Арбекова с.55 |
3-я неделя ноября 12 уч.нед 18.11-22.11 | День матери. Семья. | Согласование числительного и существительного в родительном падеже. Курдвановская Н. тема №4. Предлог с/со. Яцель с.27 | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» Гомзяк эл.книга РСР зан. №16 |
4-я неделя ноября 13 уч.нед 25.11-29.11. | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Курдвановская Н. тема №29. | Составление описательного рассказа с опорой на схему Гомзяк эл.книга РСР зан.№10 |
1-я неделя декабря 14 уч.нед 02.12-06.12 | Зима. | Образование однокоренных слов. Предлоги над, под Курдвановская Н. тема №16. Яцель с.33 | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картинке(образец-рассказ логопеда) Гомзяк РСР зан.№11 |
2-я неделя декабря 15 уч.нед 09.12-13.12 | Мебель. | Образование относительных прилагательных Курдвановская Н. тема №28. Предлог МЕЖДУ Яцель с.43 | Составление рассказа « Как изготавливают мебель» по опорным словам. Гомзяк РСР зан.№13 |
3-я неделя декабря 16 уч.нед 16.12-20.12 | Посуда. Продукты питания. | Предлог ИЗ-ПОД. Яцель с.34 Закрепления предлога ИЗ. Курдвановская Н. тема №20-21. | Придумывание рассказов о «волшебных» предметах посуды. Н.Е. Арбекова с.109 |
4-я неделя декабря 17 уч.нед 23.12-31.12 | Новый год. | Предлог НА. Закрепление употребления имен существительных в творительном падеже. Курдвановская Н. тема №18-19. | Тема: Творческое рассказывание на материале темы «Новый год». |
2-я неделя января 18 уч.нед 09.01- 17.01 | Животные жарких и холодных стран. | Образование притяжательных прилагательных Курдвановская Н. тема №13. | Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» Гомзяк РСР з.15 |
3-я неделя января 19 уч.нед 20.01-24.01 | Человек. Части тела. Гигиена. Внутренние органы. | Курдвановская Н. тема №5. | Пересказ диалога в драматизации рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык». |
4-я неделя января 20 уч.нед 27.01-31.01 | Инструменты. | Существительные в форме творительного падежа | Придумывание мини-сказок о различных «волшебных» инструментах. Н.Е. Арбекова с.81 |
1-я неделя февраля 03.02-07.02 | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ | КАНИКУЛЫ |
2-я неделя февраля 21 уч.нед 10.02-14.02 | Морские речные и аквариумные обитатели. | Притяжательные прилагательные. Закрепление предлога В. | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» Гомзяк РСР з.18 |
3-я неделя февраля 22 уч.нед 17.02-21.02 | День защитников Отечества | Употребление существительных и глаголов в единственном и множественном числе. Курдвановская Н. тема №24-25. | Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану. Н.Е. Арбекова с.97 |
4-я неделя февраля 23 уч.нед 25.02-28.02 | Комнатные растения | Употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени. Курдвановская Н. тема №36. | Составление описательного рассказа с опорой на схему. |
1-я неделя марта 24 уч.нед 02.03-06.03 | 8 марта | Образование однокоренных слов. Курдвановская Н. тема №27. | Составление рассказа по сюжетной картинке «Поздравляем маму» с придумыванием предшествующих и последующих событий. Гомзяк РСР з.22 |
2-я неделя марта 25 уч.нед 10.03-13.03 | Конец зимы. Весна и её признаки. | Предлог НАД. Яцель с. 30 Курдвановская Н. тема №30. | Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий. Гомзяк РСР з.24 |
3-я неделя марта 26 уч.нед 16.03-20.03 | Транспорт. | Существительные множественного числа, родительного падежа. Курдвановская Н. тема №22-23. | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий. Гомзяк РСР з.20 |
4-я неделя марта 27 уч.нед 23.03-27.03 | Перелетные птицы весной. | Изменение глаголов по временам. Курдвановская Н. тема №31. | Составление рассказа «Скворцы прилетели» по серии сюжетных картинок. Н.Е. Арбекова с.132 |
1-я неделя апреля 28 уч.нед 30.03-03.04 | Наша Республика. Наш город. | Предлог ОКОЛО. Образование синонимических рядов. | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» Гомзяк РСР з.27 |
2-я неделя апреля 29 уч.нед 06.04-10.04 | Космос. Наша планета. День космонавтики. | Предлоги К-ОТ. Подбор прилагательных к существительным. | Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план. Н.Е. Арбекова с.126 |
3-я неделя Апреля 30 уч.нед 13.04-17.04 | Профессии. | Образование существительных от глаголов. Курдвановская Н. тема №24-25. | Составление мини-рассказов «Все профессии важны. Все профессии нужны». Конспект |
4-я неделя апреля 31 уч.нед 20.04-24.04 | Насекомые. | Предлог НА. Курдвановская Н. тема №32. | Пересказ сказки К.Г. Паустовского «Ппохождение жука-носорога». Н.Е. Арбекова с.139 |
5-я неделя апреля 32 уч.нед 27.04-01.05 | Русские народные игрушки. | Закрепление предлогов ИЗ, МЕЖДУ. Относительные прилагательные. Курдвановская Н. тема №33-34. | Составление рассказа – описания. Конспект |
1-я неделя мая 33 уч.нед 04.05-08.05 | День Победы. Моя страна – Россия. | Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Курдвановская Н. тема №33-34. | Пересказ рассказа Л.Кассиля «Сестра» по рисуночному плану Конспект |
2-я неделя мая 34 уч.нед 12.05-15.05 | Растения луга и сада. | Закрепление предлога НА, ИЗ-ЗА. Курдвановская Н. тема №36. | Пересказ румынской сказки «Ромашка» по рисуночному плану. Н.Е. Арбекова с.142 |
3-я неделя мая 35 уч.нед 18.05-22.05 | Школа. | Развитие навыков словообразование. Дифференциация предлогов НАД-ПОД. Яцель с.33 | Проведение викторины о школе и о школьных принадлежностях. Н.Е. Арбекова с.149 |
4-я неделя мая 36 уч.нед 25.05-29.05 | Лето. Времена года. Обобщение. | Прилагательные сравнительной степени. Курдвановская Н. тема №3. | Составление рассказа «Как я проведу лето» Гомзяк РСР з.32 |
Мониторинг овладения детьми целевыми ориентирами
Обследование грамматического строя речи
Количество баллов по каждому номеру. | ||||||||||||
ФИО | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 |
№1. Исследование образования существительных именительного падежа множественного числа. (стол-столы, дом-дома, лист-листья).
№2. Исследование образования существительных в косвенных падежах. (У меня есть карандаш, кукла. У меня нет карандаша, куклы. Я рисую... Папа пишет о...).
№3. Исследование образования существительных род.пад. мн.числа. (Шар — нет шаров, стол- нет столов, …).
№4. Исследование употребления предлогов. (В, на, под. над, за, перед, около).
№5. Исследование согласования числительного с существительным. (Дом — два дома — пять домов).
№6. Исследование согласования прилагательного с существительным.
№7. Исследование образования названий детенышей.
№8. Исследование образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
№9. Исследование образования относительных прилагательных от существительных. (Дерево — деревянный; резина, металл, бумага, солома, мех, кирпич, снег, пух, брусника, шерсть, черника).
№10. Исследование притяжательных прилагательных.
№11. Исследование образования глаголов совершенного вида (рисовал-нарисовал, писал, делал, сорвал).
По результатам обследования грамматического строя определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) — не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) — отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.
Третий уровень (средний, 3 балла) — грамматический строй имеет отклонен ия от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — грамматический строй соответствует возрастной норме, однако имеются незначительные затруднения при выполнении не более 2 заданий.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — грамматический строй соответствует возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные, приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
Обследование связной речи
Количество баллов по каждому номеру. | |||
ФИО | Исследование пересказа | Исследование составления рассказа по сюжетной картинке. | Исследование составления рассказа по серии сюжетных картинок. |
По результатам обследования связной речи определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) — ребенок не владеет связной речью. Задание не выполнено.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— пересказ составлен по наводящим вопросам. Связанность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Третий уровень (средний, 3 балла) — используются повторные наводящие вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — ребенок владеет связной речью. Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Список используемой литературы
- Курдвановская Н. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.
- Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-172с.
- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах.
- Н.В. Нищева Формирование грамматического строя речи. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ с 4 до 7 лет.
- В.В.Коваленко, С.В.Коваленко АНТОНИМЫ КАРТИННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий и игровой деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- И.И.Кашина, Т.М.Парамонова ПРЕДЛОГИ: С,ИЗ,У,ЗА,НАД. Игра-лого.
- И.И.Кашина, Т.М.Парамонова ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, К, ОТ. Игра-лого.
- Телепень Т.С. Играем с падежами. Игры для старших дошкольников с ОНР. Методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для ребёнка 7 лет с ОВЗ (ФФН) "Говорю красиво".
Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда на дошкольном логопедическом пункте «Говорю красиво»(Программа разработана для ребёнка с ОВЗ, 7 лет, имеющим диагноз ФФН,...
Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"
Рецензия на программу углубленного изучения "Красивая речь"...
Программа углубленного изучения «КРАСИВАЯ РЕЧЬ»
Ни для кого, не секрет, что во время обучения в начальных классах школы, у многих детей возникают трудности, особенно в овладении русского языка. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Мно...
Рабочая программа по дополнительному образованию речевое развитие "В стране красивой речи".
Основная программа по дополнительному образованию основывается на авторской педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой " Развитие фонематического слуха у де...
Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Речевое развитие": картотека игр и упражнений "Киоск Красивой и правильной речи"
Как порой бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать событие или книгу. Поэтому очень важно тренировать свою речь. Мы встречаем людей, за «корявой» речью которых через какое-то врем...
Рабочая программа кружка по развитию речи "В стране красивой речи" для детей 5-6 лет
Содержание данной программы направлено на проведение специально организованных занятий с акцентом на формирование фонематического восприятия, развитие словаря и словообразования, грамматического строя...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "ПИШИ КРАСИВО"
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста и направлена на подготовку руки к письму....