Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Осень».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Марченко Марина Анатольевна

Цель: Закрепление и углубление  представлений об осени и ее приметах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опа­дать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су­ществительными в роде и числе в именительном падеже, состав­ление простых предложений и распространение их прилагатель­ными).

Коррекционно-развивающие. Развитие длительного плав­ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, пять мячей среднего разме­ра, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», Предварительная работа. Прогулка  по территории детского сада, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения разли­чать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, лис­тьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osen_marchenko.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности.

Тема: «Осень».

        

        подготовила

учитель-логопед

Марченко М.А.

2018 г

Коммуникативно-коррекционная деятельность. Развитие речи.

Тема: «Осень»

Цель: Закрепление и углубление  представлений об осени и ее приметах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень» (осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опадать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе в именительном падеже, составление простых предложений и распространение их прилагательными).

Коррекционно-развивающие. Развитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Мольберт, пять мячей среднего размера, корзинка с разноцветными бумажными листьями, сюжетные картинки по теме «Осень», предметные картинки для игры «Четвертый лишний», Предварительная работа. Прогулка  по территории детского сада, наблюдение за осенними изменениями в природе. Формирование умения различать деревья по характерным особенностям ствола, ветвей, листьев, коры. Разучивание упражнения «Осенью».

Методические приемы:

1. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Формирование учения ходить с перешагиванием через предметы.

Логопед приглашает детей пройти к столам  и организует приветствие. По дороге он раскладывает на полу на равном расстоянии друг от друга пять мячей.

Л0гопед. Представьте себе, что это не мячи, а лужи и вам нужно перешагивать через лужи, чтобы добраться до места. Поставьте руки на пояс. Шагайте, высоко поднимая колени.

Дети идут, перешагивая через мячи. Логопед следит за правильностью выполнения упражнения и поддерживает детей, если  они в этом нуждаются.

Логопед. Молодцы. Ловко выполнили задание, перешагнули через лужи и не промочили ноги. Салитесь за стол. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

2. Беседа об осени с рассматриванием картинок. Составление предложений по картинкам. Распространение предложений прилагательными. [Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи (составление простых предложений с опорой на картинки и их распространение).]

Логопед помещает на мольберт несколько сюжетных картинок. На первой картинке дети собирают разноцветные листья в осеннем парке. На второй люди собирают яблоки в осеннем саду. На третьей картинке — клин перелетных птиц в небе. На четвертой - мальчики собирают в осеннем лесу лисички.

Логопед. Посмотрите на картинки. Какое время года нарисовал на них художник?

Дети. На картинках нарисована осень.

Логопед. Правильно. Теперь давайте расскажем, что нарисовано на каждой картинке. Что ты видишь на первой картинке. Маша?

I -и ребе но к. Дети собирают листья.

Логопед. Какие листья собирают дети?

I -й  р е б е н о к. Дети собирают разноцветные листья.

Логопед. Верно. Что нарисовано на второй картинке, Вадик?

2-й ребенок. Люди собирают яблоки.

Логопед. Какие яблоки собирают люди?

2-й ребенок. Люди собирают красные яблоки.

Логопед. Правильно. Расскажи о том. что ты видишь на третьей картинке, Женя.

3-й ребе н ок. Птицы улетают на юг.

Логопед. Какие птицы улетают на юг?

3-й ребенок. Перелетные птицы улетают на юг.

Логопед. Что ты видишь на последней картинке, Саша?

4-й ребенок. Мальчики собирают грибы.

Логопед. Какие грибы собирают мальчики?

4-й ребенок. Мальчики собирают желтые лисички.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали о том, что нарисовано на картинках. А какие еще приметы осени вы помните?

Дети. Осенью часто идут холодные дожди. Исчезают насекомые. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди одеваются в более теплую одежду.

Логопед. Молодцы! Вы вспомнили приметы осени.

3. Упражнение «Разноцветные листочки». (Пополнение пассивного словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка чтения слов с пройденными буквами.)

Логопед убирает с наборного полотна картинки и ставит на стол корзинку с листьями.

Л о г о п е д. По дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Выберите по одному листочку, скажите, с какого он дерева, какого цвета.

1 -й р е б е н о к. Это оранжевый лист клена.

Логопед. Правильно. Это оранжевый кленовый лист.

2-й ребенок. А у меня желтый лист березы.

Логопед. Верно. Это желтый березовый листок.

3ребенок. Я взяла красный лист осины.

Логопед. Это красный осиновый листок.

4ребенок. Мне достался коричневый лист дуба.

4. Упражнение «Осенние листочки». [Развитие длительного плавного выдоха.]

Логопед предлагает детям встать около стульчиков.

Логопед. Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте ее от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились и воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

Упражнение выполняется три-четыре раза по команде логопеда. Логопед следит за тем, чтобы дети не надували щеки и не поднимали плечи.

5. Упражнение «Осенью». [Координация речи с движением. Совершенствование умений прыгать на носочках, приседать без опоры, ходить, высоко поднимал колени.]

Логопед приглашает детей выйти но ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить знакомое упражнение.

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочки, поднима-

Начал капать дождь колючий.

ют вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держат руки

Долго дождик будет плакать,

на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Идут по кругу, высоко поднимая коле-

Поднимай повыше ноги.

ни.

Н. Нищева

6. Упражнение «Прохлопай слова». [Упражнение в передаче ритмического рисунка слов.]

Логопед вновь предлагает детям встать  в круг.

Логопед. А теперь давайте все вместе прохлопаем слова. Послушайте, как я прохлопаю слово дож-ди. А теперь вы прохлопайте слово кусты.

Дети. Кус-ты.

Логопед. Теперь слово рябина.

Дети. Ря-би-на.

Логопед. И наконец, слово дуб.

 Дети. Дуб.

Логопед. Отлично. Пройдите за стол.

7. Упражнение «Четвертый лишний». [Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, связной речи.)

Логопед помещает на наборное полотно четыре картинки: зонт, резиновые сапоги, спасательный круг, плащ-дождевик.

Логопед. Сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на картинки и подумайте, которая из них не имеет отношения к осени.

Дети. Лишний спасательный круг.

Логопед. Почему?

Дети. Он нужен летом, на пляже.

Логопед. Верно. А все остальные предметы нужны осенью.

Аналогично проводится работа еще с двумя-тремя комплектами картинок.

8. Общая артикуляционная гимнастика. {Совершенствование артикуляционной моторики.]

Логопед убирает игру и предлагает детям достать зеркала. Все упражнения логопед делает вместе с детьми. Даже если дети посещают логопедическую группу не первый год, на подгрупповых занятиях в октябре целесообразно повторить с ними и отработать все упражнения общей артикуляционной гимнастики.

Логопед. Сядьте правильно. Спину держите прямо. Руки положите на колени. Вспомните, как мы делали упражнение «Улыбка», учились вместе с маленьким динозавриком разводить губы и показывать зубы. Вот так.

Упражнение выполняют три-четыре раза. После каждого раза логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть. Затем дети под контролем логопеда делают упражнения «Хоботок» (учатся вытягивать вперед округленные губы), «Улыбка-хоботок», «Лопата» (кладут на нижнюю губу расслабленный язык).

9.Работа по картинке-загадке «Что ты видишь?» [Развитие зрительного восприятия, зрительного гнозиса. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед приглашает детей пройти к мольберту и предлагает им встать полукругом, а на мольберт помещает картинку с наложенными изображениями листьев .

Логопед. Последняя игра сегодня — картинка-загадка «Что ты видишь?» Нужно сказать, что ты видишь на картинке, и обвести изображение пальцем.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение пальцем.

2-й ребенок. Я вижу березовый листок.

Обводит изображение пальцем.

3ребенок. А я увидела дубовый листок.

Обводит изображение пальцем.

4ребенок. Не назвали только рябиновый листок. Вот он. Обводит изображение пальцем.

Логопед. Молодцы. Это было очень трудное задание. Вы отлично справились с ним.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей положительная.]. Каждый ребенок может оценить работу своего товарища. Логопед уточняет у детей какими званиями они могут поделится с родителями, младшими братьями и сестрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Овощи. Огород». Звуки [п], [п\'], [б], [б\']. Буква Бб

Цель: Расширение, уточнение представлений  по теме «Овощи. Огород»Задачи:Коррекционно-образовательные. Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, ово...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с использованием ИКТ по теме: «Насекомые».

Цель: активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые», развитие связной речи детей посредством составления описательного рассказа по алгоритму.Коррекционно – образовательные...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Комнатные растения» (с элементом коллективно-творческой деятельности)

Конспект занятия по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Комнатные растения»  (с элементом коллективно-творческой деятельности)...