Уровень речевого развития ребенка на момент поступления в школу
консультация (старшая группа)

Пануева Нина Вячеславовна
Поступление в школу – это важный этап в жизни дошкольника. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольного образования. Существует прямая зависимость между уровнем развития  ребёнка и его возможностью овладения грамотой.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Уровень речевого развития ребенка на момент

поступления в школу

       Поступление в школу – это важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой дошкольного образования. Существует прямая зависимость между уровнем развития  ребёнка и его возможностью овладения грамотой.

      Часто встречающиеся речевые  нарушения, отмечающиеся у детей, поступающих в школу:

  • Несформированность звуковой стороны речи.
  • Незаконченность формирования фонематического восприятия.
  • Бедность словарного запаса.
  • Нарушения в грамматическом оформлении речи.
  • Неумение дифференцировать существенные признаки предметов и явлений.
  • Слабое словесно-логическое мышление. Неумение устанавливать логические связи между понятиями.

       Ясно, что ни один ребенок не может научиться читать и писать без преодоления трудностей. Ведь дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает большее или меньшее количество ошибок.

       Нарушения письма рассматривается как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней речевого развития к переходу на последующую  его ступень, т.е. как результат недоразвития устной речи ребенка.

          Полноценная речь является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить  все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива.

             Речевое недоразвитие детей неодинаково. У одной категории детей нарушения касаются только звуко - произношения и восприятия фонем, у другой - лексико-грамматического развития. В том и в другом случае на письме возникают специфические ошибки в виде замены букв.

             На фоне общей смазанности речи у определенной категории детей наблюдается недоговаривание окончаний, недостаточный уровень сформированности грамматических категорий. Недифференцированное значение многих  слов свидетельствует о  низком уровне словесного общения. Успешное обучение таких детей в школе без предварительных коррекционных занятий невозможно.

             Однако часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребенка. Взрослые  не придают этому серьёзного значения, полагая, что с возрастом всё пройдёт само собой. Но время, благоприятное для коррекции речи, проходит. Ребёнок придёт в школу,  и эти недостатки принесу ему немало огорчений.

            Известно, что вторичные нарушения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.

 К 6  – 7 годам ребенок:

  • Овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  • Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака».
  • Произношение всех звуков правильное.
  • Умеет изменять громкость голоса, интонации.
  • Стихи читает с выражением, иногда для этого просит  разъяснить смысл некоторых стихов.
  • Словарный запас увеличивается до 3500 слов.
  • Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)
  • Продолжает развиваться  ( фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов и фонематический анализ (разложение слова на составные элементы).
  • Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.
  • Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего    успешного обучения в школе. и  его развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение на ребенка с Системным недоразвитием речевой деятельности (ОНР 3 уровень речевого развития) в подготовительной логопедической группе.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА коррекционной работы на сентябрь – ноябрь на воспитанника логопедической подготовительной группы Заключение: Системное недоразвитие речевой деятельности (ОНР, 3 уровень речев...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 4-5 лет с ОНР (III уровень речевого развития) на тему «Овощи и фрукты»

Данный конспект коррекционного логопедического занятия направлен на формирование умения пользоваться обобщающим понятием "овощи" и "фрукты"; закрепление умения дифференцировать ово...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития) по лексической теме «Птицы»

Конспект занятия направлен на обогащение словаря существительными, обозначающими названия птиц; закрепление умения составлять предложения по вопросам: кто? что делает? что?; обучение узнавать и называ...

Фронтальный контроль "Уровень речевого развития детей подготовительной к школе группы" (Бланк)

Фронтальный контроль "Уровень речевого развития детей подготовительной к школе группы"Образовательная область "Речевое развитие"Программа "От рождения до школы" под редак...