Обогащение словаря ребенка в домашних условиях
консультация по логопедии

Попова Галина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchenie_slovarya_rebenka_v_domashnih_usloviyah.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

      Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики).

     Цель игр — сформировать у детей навык складывания из отдельных частей целое, уточнять знания о предметах, учить правильно называть их. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, а не на полу или ковре, объяснить ее ребенку.      

        Первый раз на протяжении 10—15 минут необходимо поиграть вместе. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?».

       После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки». Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Словесные игры:

 

   «Что в мешочке?»

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Например, если ребенок, достает мяч, он говорит о нем: « Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол».

     

«Что из чего сделано?»

Взрослый говорит ребенку о том, что в комнате много предметов, сделанных из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

- Какой стол, если он сделан из дерева?

-Деревянный.

- Стакан из стекла?

- Стеклянный.

- Ключи из стали?

- Стальные и т.д.

     

«Профессии»

Взрослый рассказывает ребенку о том, что есть очень много профессий. Врач, например, лечит больных, делает, операции, выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, Ваши профессии, где Вы работает?

Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его или дополните.

 

     «Найди ошибку»

Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных: корова,

лошадь, белка, собака.

Ребенок исправляет ошибки.

«Придумай предложения».

Взрослый называет предложение, а ребенок должен еще придумать несколько

слов, сочетающихся с данным.

Взрослый: «Солнце греет».

Ребенок: «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

     

    «Скажи наоборот»

Мама произносит фразу, ребенок повторяет ее, называя антоним к слову:

- Я вижу высокий дом.

- Я вижу низкий дом.

- У меня острый нож.

- У меня тупой нож.

Обогащение бытового словаря

    В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо — борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе — котлеты с гарниром, а это салатница — ее используют для салатов».

     Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он

подает.

- Что мы поставили в сервант? Назови, одним словом.

- Посуду.

    Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.

    Таким же образом, можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек, помыть посуду. Ребенку будет очень интересно.

     Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

    Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Очень важно, с раннего детства, знакомить малыша с правилами дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

 Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их— сформировать у дете...

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

Одним из эффективных способов обогащение словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей це...

Обогащение словаря ребенка в домашних условиях. Рекомендации для родителей

Материал предназначен для родителей детей с речевым отставанием. Рекомендации помогут родителям активизировать словарный запас детей в домашних условиях....

ФОРМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СЕМЬЕ - Обогащение словаря ребенка в домашних условиях

Материал "Обогащение словаря ребенка в домашних условиях" подготовлен в целях просветительской работы родителей...

Буклет Рекомендации для развития и обогащения словаря ребенка в домашних условиях

В буклете даны рекомендации для родителей по  развитию и обогащению словаря ребенка в домашних условиях. Также дается описание игр и игровых заданий.Отмечено, что при проведении занятий с ребенок...