Логопедические игры для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
статья по логопедии

Разнообразие игр позволяет построить коррекционный процесс с детьми старшего дошкольного возраста интересно и увлекательно. Каждый этап предполагает широкий спектр игровых заданий по всем направлениям работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голубева С.Ю., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №57 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Логопедические игры для детей старшего дошкольного

возраста с нарушениями речи

Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Именно поэтому она является важнейшим приемом коррекционной работы. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

На логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются:

- дидактические игры;

- настольно-печатные игры;

- словесные игры;

- коррекционно-развивающие игры;

- игры с движением;

- сюжетные, ролевые игры;

- игры- драматизации.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционной работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Коррекционный процесс можно разделить на несколько этапов:

- подготовительный этап;

- этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

- этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На каждом этапе используются соответствующие основным задачам игры.

 

Подготовительный этап предполагает подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

На этом этапе необходимы:

- игры для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки («Угадай, что звучит», «Узнай  музыкальный инструмент», «Помолчим, послушаем», «Близко – далеко», «Шумящие мешочки», «Шуршащие бутылочки», «Кто спрятался?», «Звуки леса», «Звуки города», «Голоса животных», «Повтори такой же звук» и др.)

- игры для развития речевого слуха, т.е. умения различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего («Узнай по голосу», «Кто позвал?», «Послушай и повтори», «Какое слово отличается?», «Назови лишнее», «Испорченный телефон» и др.)

- игры для развития фонематического слуха, т.е. умения слышать составные части слова: игры со звуками («Поймай звук», «Кто лучше слушает?», «Пойма слово за хвост», «Узнай первый звук», «Найди звук», «Паровозики», «Звонкий – глухой», «Твердый – мягкий»и др.), игры со слогами («Собери слово», «Закончи слово», «Добавь слог», «Слоги перепутались» и др.)

- игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата (разнообразные варианты игр с Умелым Язычком на формирование укладов «трудных» звуков)

- игры на развитие правильного дыхания («Осенние листья», «Сдуй снежинку», «Буря в стакане», «Фокус», «Футбол», «Прокати машинку», «Бабочки летят», «Пчелки»,  «Задуй свечку», «Остуди чай», «Мамины помощники», «Веселые трубочки», «Вертушка», «Султанчики», «Послушный шарик» и др.)

- игры на развитие мелкой моторики: игровой самомассаж,  игры с пальчиками с речевым сопровождением, графические упражнения, игры с песком, конструкторы, шнуровки, мозаика, пазлы, волчки, игры на развитие тактильного восприятия («Чудесный мешочек», «Гладкий – шершавый», «Найди такой же», «Гороховый бассейн») и др.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков используют игры для закрепления правильного произношения поставленных звуков («Холодный ветерок», «Комар звенит», «Змейка», «Жук», «Чирикалка», «Щекоталка», «Цокалка», «Пароход гудит», «Заведи моторчик», «Лабиринты», «Звуковая дорожка», «Кто дольше?», «Кто звонче?» «Волшебный микрофон» и др.)

Этап формирования коммуникативных умений и навыков открывает неисчерпаемый источник разнообразных игр по всем направлениям коррекционной работы:

- игры на автоматизацию и дифференциацию звуков («Подскажи словечко»,  «Собери картинку», «Волшебный квадрат», «Кто больше?», «Цепочка слов», «Лото», «Домино», «Кто быстрее?», «Игры-ходилки»; «Рыбаки», «Ромашка», «Домики», «Шкаф или сундук?», «Чей подарок?», «Помоги Карлсону», «Путаница» и др.)

- игры на развитие лексико-грамматических средств языка («Назови одним словом», «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5…», «Часть – целое»; «Один-много», «Сосчитай-ка», «Назови ласково», «Жадина», «Из чего сделано?», «Какой бывает?», «Радуга», «Измени слово», «Чей хвост?», «Чья одежда?», «Слова наоборот», «Семейка слов», «Маленькие слова – помощники» и др.)

- игры на развитие связной речи («Продолжи предложение», «Пословицы и поговорки», «Угадай-ка», «Нелепицы», «Исправь ошибку», «Скажи по-другому», «Если бы…», «Почемучка», «Сочини сказку», «Что сначала, что потом?» и др.)

- игры – драматизации, игры – инсценировки, разыгрывание небольших стихов и рассказов по ролям («Спор животных», «Как-то утром в зоопарке…», «Где обедал воробей», «Лизавета, здравствуй…», «О чем спорили Таня и Ваня» и др.)

Большое значение в коррекционном процессе имеют игры для развития высших психических функций: памяти, внимания, мыслительных процессов («Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Найди отличия», «Найди одинаковые», «Что спрятано», «Что изменилось?», «Запоминай-ка» и др.)

Важную задачу в логопедической работе выполняют игры на развитие координации речи с движением («В огород сейчас пойдем…», «Листья осенние тихо кружатся…», «Я построю самолет…», «Как на горке снег, снег…», «Ах, красавец петушок…» и др.)

Таким образом, разнообразие игр позволяет построить коррекционный процесс с детьми старшего дошкольного возраста интересно и увлекательно.

Литература.

1. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., Владос, 1994

2. Медведева И.В., Моторина Т.Г. Логоигры. СПб, Каро, 2003

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. СПб, Литера, 2004

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб Детство-Пресс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей старшей группы с нарушениями речи «Скоро, скоро Новый год!"

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание».Группа: старшая группа для детей с нарушениями речи.Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте.Цель:...

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего возраста с нарушениями речи

Занятие является закрепляющим и систематизирующим по формированию предложно-падежных конструкций у детей с ОНР-3.ие...

Конспект НОД кружка «Акварель» Для детей старшей группы с нарушениями речи №5 «Сказочный лес»

Конспект кружкового занятия  с применением нетрадиционной техники рисования: выдувание через трубочку...

Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей группы с нарушениями речи.

Данный материал помогает спланировать работу по  по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с  детьми старшей группы с нарушениями речи....

Конспект физкультурно-логопедического досуга для детей 5 лет с нарушением речи по мотивам сказки «Волк и семеро козлят»

Подготовила: учитель-логопедМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской областиАносова Наталия Бейбулатовна...