Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии

Мамонтова Оксана Викторовна

Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oktyabr.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графо-моторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Проблема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.

Общее недоразвитие речи часто сопровождается замедленным или искаженным формированием значимых школьных навыков. С каждым годом увеличивается число детей со специфическими нарушениями письма (дисграфией, дислексией). 

Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо-моторными навыками. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому своевременная коррекционно-развивающая работа по формированию и совершенствованию графо-моторных навыков в наши дни очень актуальна. 

Актуальность вопроса по формированию графо-моторных навыков довольно широко освещена в научных работах Гурьянова Е.В. [5: 15-19], Комаровой Т.С. [6: 107-109], Филипповой С.О. [7: 91-94], Горбатовой Е.В., Гаркуши Ю.Ф [4: 71-73]. Однако практический аспект данной темы освещён лишь в работах Волосковой Н.Н. [3: 23-27], Амосовой Н.С. [1: 14-16], Буцикиной Т.П. и Вартапетовой Г.М. [2: 84-94] и нуждается в дальнейшей разработке, особенно применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, целесообразно уже в дошкольном возрасте создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, то есть подготавливать руку к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. 

Новизна опыта: представлена модель развития графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР; подобран и апробирован комплекс системы упражнений, способствующий развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного гнозиса, зрительного внимания и памяти;

Практическая значимость: представленные методики по формированию графо-моторного навыка у дошкольников с ОНР позволяют повысить эффективность коррекционно-логопедической работы в специализированных группах ДОУ компенсирующего или комбинированного вида.

Гипотеза. Можно предположить, что применение системы по развитию графо-моторного навыка в обучении детей с ОНР является профилактикой дисграфии и подготовкой к успешному обучению в школе.

Цель: формирование функционального базиса процессов письма и чтения, профилактика нарушений письменной речи.

Достижение цели обеспечивается решением задач:

  1. Обосновать взаимосвязь ОНР с формированием графо-моторных навыков.
  2. Проанализировать и обобщить коррекционно-развивающие методики по формированию графо-моторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Совершенствовать и внедрить продуктивную модель по формированию и развитию графо-моторных навыков, обеспечивающую повышение эффективности работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В нашем дошкольном учреждении работа по преодолению общего недоразвитию речи осуществляется с 4-5 летнего возраста детей. Для определения уровня сформированности графо-моторных навыков у детей с ОНР используются различные диагностические задания (Методика «Домик» Н.И. Гуткиной, «Дорожки» Л.А. Венгера, исследование координации движений руки и глаз (манометрический текст), исследуется готовность руки к овладению письмом (рисование простых узоров), «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей» М.М. Безруких, графические диктанты). В результате проведённых заданий выявлено, что у 92 % детей с ОНР графо-моторные навыки сформированы слабо или недостаточно. 

В дальнейшем, если не проводить коррекционную работу по развитию графо-моторных навыков, у детей в школе появляются ошибки на письме. 

Выявление особенностей развития графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи подтверждает необходимость определения основных путей развития данного навыка.

Сам процесс овладения графо-моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки. Таким образом, графо-моторная деятельность требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления сказываются самым негативным образом. 

На основании этого для развития и формирования графо-моторных навыков у детей с ОНР нами решаются следующие задачи: 

1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации.

Цель: формирование тонких, координированных движений рук.

2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия.

Цель: научить остроте зрения, научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках, следить взглядом за запутанными изображениями; учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия; воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок.

3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях.

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради.

4. Формирование графических навыков.

Цель: научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции; правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.

При работе по развитию графо-моторных навыков на всех этапах следует также уделять большое внимание соблюдению гигиенических правил письма. Коротко их можно сформулировать так.

Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова слегка наклонена влево.

Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точкой опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему: сначала взрослый объясняет правила, затем ребенок смотрит на взрослого, и пробует сам – взрослый помогает. Следующий этап – самостоятельные пробы и контроль своей посадки. 

Коррекционные упражнения по развитию графо-моторных навыков соединяются в 3 блока:

  1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость):
  • упражнения на развитие пальцевой моторики;
  • упражнения на развитие мышц рук;
  • комплексы пальчиковой гимнастики.
  1. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.
  2. Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления при обучении элементам письма.

Для развития графических навыков используем упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки. Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечке указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка. 

Штриховка. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки. 

Раскраска. Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Организация педагогического сопровождения детей с ОВЗ по формированию графо-моторных навыков...

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья на тему: "Особенности тонкой моторики и графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи"....