Развитие инициативности и самостоятельности у детей с ОНР.
материал по логопедии

Квартина Альбина Владимировна

Роль учителя-логопеда в развитии инициативности и самостоятельной речевой деятельности у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие инициативности и самостоятельности у детей с ОНР.

Согласно ФГОС ДО  основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности  с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы  сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. Задача педагогов, учителей-логопедов  заключается в поддержке  речевой  инициативы и самостоятельности  детей  с общим недоразвитием речи в различных видах деятельности, в том числе – игровой,  которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена  следующая возрастная характеристика возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, коммуникативной деятельности». Дошкольники могут проявить инициативу в познавательно-исследовательской  и продуктивной деятельности. Чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

 Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который  свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. У детей с различными нарушениями речи отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится вялой, тихой, невыразительной. Показателем инициативной речи детей являются: обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. С целью развития у дошкольников  с ОНР инициативности и самостоятельности в речевом высказывании   важна работа по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию правильного звукопроизношения,  развитию слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. В коррекционной работе учителя-логопеда   эффективны  следующие методы и приемы:  беседы,  вопросы, дидактические игры, чтение литературы, придумывание загадок, речь с движениями, составление рассказа по сериям картин, по сюжетным картинам, составление  описательных рассказов по схемам, составленным   детьми,  придумывание начала рассказа, придумывание продолжения рассказа, придумывание рассказов по рисункам и книжкам-самоделкам , составление рассказов на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы,  пересказ. Для развития у детей с ОНР коммуникативных способностей важно развивать умение сотрудничать, умение активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы,  умение самостоятельно высказываться, выделять основную идею сказанного, умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию, подводить итог.

 При проведении коррекционных занятий учитель-логопед ставит  следующие цели развития инициативности и самостоятельности у детей с ОНР:  формировать уверенность в собственной речевой деятельности, учить   высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения, контролировать правильное звукопроизношение. Во время дидактических, сюжетно-ролевых и  творческих у детей  с ОНР развиваются коммуникативные навыки, ребенок проговаривает действия или мысли  игровых персонажей, начинает анализировать свою речь, проявлять словесное  творчество,  подбирать или придумывать  новые слова, речевой диалог. В игре  дети быстрее запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Игровая ситуация стимулирует  самостоятельную речевую активность. Ребенок  может поделиться своими впечатлениями от  игры, посещения спектакля, музея, выставки со своими товарищами.

Для развития и поддержки детской инициативы  учителю-логопеду важно создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной речевой, творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры,  привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор сказки для постановки спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей; участие детей в проектах. Важно использовать продуктивные виды деятельности для развития  речевой  инициативы и самостоятельности детей с ОНР, так как они способствует формированию таких важных качеств личности, как умственная и речевая  активность, любознательность, творческое воображение: рисование картин по лексической  теме или по замыслу,  составление рассказа по рисунку, изготовление детьми «книжек-самоделок» с последующим придумыванием сказки. Эффективно использование речевых дидактических игр для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР. Например,  игры «Что будет, если я … (заведу щенка)»; «Что будет, если исчезнут все животные?»; «Закончи предложение:  Ели будет хорошая погода, то мы …….»; Дидактическая игра «Где начало рассказа?»; Дидактическая игра «Отгадай-ка»- Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет; Дидактическая игра: «Придумай окончание к фразам»- Цель: развивать монологическую, правильную речь, воображение детей; логическое мышление. Логопед предлагает детям послушать и придумать окончание фразы.— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.)  Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре). Дидактическая игра «Волшебные превращения». Цель:  развивать воображение и образную память,  инициативность, образное мышление: способность изображать животных, какие-нибудь предметы. Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались. Составление сказки «Приключения Димы в лесу». Цель: развивать монологическую речь, фантазию детей, образную память, инициативность, логическое мышление. Логопед спрашивает: «Зачем  Дима  пошел в лес? Что с ним  могло случиться? ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов, показывает варианты его развития. Составление рассказа «Расскажем про зайчика» Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру рассказа. Я начну рассказывать, а ты закачивай: « Как-то раз зайчик…»

Таким образом, роль учителя-логопеда в развитии инициативы и самостоятельной речевой деятельности детей с ОНР заключается в том, что он, формируя грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, обогащая словарь и развивая связную речь, незаметно для ребенка побуждает его проявлять речевую активность в различных видах деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ...

Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.

Важнейший  период становления личности человека – это дошкольное детство....

Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"

Развивающая предметно - пространственную среда является  условием для  оптимального развития  индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...

Презентация "Развитие инициативности и самостоятельности детей"

Презентация на тему: Развитие инициативности и самостоятельности детей через построение РППС во II мл.группе...

Коучинг-сессии для педагогов «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им зна...