Конспект занятия. Тема: "Звуки [C - З]" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект занятия разработан для воспитанников подготовительной группы с целью дифференциации звуков  [С - З] в слогах, словах, обучения звуковому и слоговому синтезу слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s-z_kopiya.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа  № 1363                                                                                                            

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников подготовительной группы.                                 Образовательная область: «Речевое развитие»

Составила и провела: учитель-логопед Костарева Л.Н.

Москва

ЗВУКИ  [С]  -  [З]

Цель: дифференциация звуков [С]  -  [З].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С]  -  [З];
  • учить звуковому и слоговому синтезу слов;
  • учить сравнивать слова по звуковому составу, анализировать предложения с этими словами;
  • формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать умение детей координировать речь и движения;
  • развивать  общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: звуковые символы, зеркала, предметные картинки со звуками [С]-[З], индивидуальный раздаточный материал: фишки, схемы слова, карточки «Наложенные изображения», мяч, мольберт, плоскостное «Чудо-дерево» с листочками.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята, умные, веселые и находчивые мальчики и девочки.                                                                                                                                     Вспомним наше правило.

Дети: Говорю всегда красиво,

           Четко и неторопливо,

           Внимательно слушаю, никому не мешаю,

           Когда меня спросят, тогда отвечаю.

Развитие мимических мышц.

Педагог (предлагает детям):- Улыбнулись!

                                                - Огорчились!

                                                - Удивились!

                                               - Рассердились!

                                               - Улыбнулись!  

 Назовите свое имя нежно, ласково. (Ответы детей)  

(Дети садятся на стульчики)

1.Сообщение темы.

Педагог: В детский сад пришло письмо!

                Интересно, от кого?

                Познакомьтесь, это – Знай-ка!

                Он знаток, а не зазнайка!

 (Педагог достает из конверта изображение литературного героя)

Педагог: Знай-ка очень много читает, любит интересные задания…Он  прислал свои любимые игры, упражнения со словами и звуками. Предлагаю вам игры от Знайки! У вас будет возможность открыть для себя неизвестное.                                                                         Какой звук чаще встречается?                                                                                                           - Санки Санины сломались, на снегу лежать остались!  (Ответы детей)                                      - Две козы и два бизона истоптали все газоны!   (Ответы детей)

Педагог:- Сегодня мы будем играть со звуками [С]-[З]. Мы будем учиться их различать, сравнивать.                                                                                                                                          2. Акустико-артикуляционный образ звуков 

Педагог предлагает сравнить артикуляцию звуков [С]-[З], найти общее и различие, обратив внимание на  «работу горлышка»,вспомнить характеристику звуков [С]-[З], символы, обозначение.

- У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос. (Символ звука, произнесение звука [С]-хором)

- Звенит в лесу комар, как будто он – лесной звонарь! (Символ звука, произнесение звука[З] хором)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [З] (согласный, твёрдый, звонкий)

3.Развитие фонематического слуха

Упражнение « Хлопни в ладоши, когда услышишь звуки/слоги/слова со звуком [З], и топни ногой, когда услышишь звуки/слоги/слова со звуком [С]:                                               С, З, С, З… ;       СА, ЗА, ЗО, СО…;       САНКИ, ЗОЛОТО, ЗУБЫ, КОСА, КОЗА, НОС…

Упражнение с мячом «Скажи наоборот»: СА – ЗА, СО – ЗО…; ЗО – СО, ЗУ – СУ…;

Упражнение «Повтори три слога сразу, и не ошибись ни разу!»:                                                СА – за - за; ЗА – са - са; за – СА - за; са – ЗА - са; за – за - СА; са – са- ЗА…

 Упражнение «Угадай слово» (составить слово из звуков):

С, О, К; С,У,П;  З,У,Б,Ы; К,О,З,Ы; Р,О,З,Ы; Н,О,С,Ы.

Упражнение «Живые звуки» (составить схему слов)

С, О, К;    З, О, Н, Т.

4.Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях.

Упражнение «Закончи слово нужным слогом» (В конце слова добавить –СЫ или –ЗЫ):

Ва -…; но -…; та -…; бу - …; ко - …; ве- …; гро -…; бере - …; анана … ;. моро - … ; плак - …; зано - …; мимо - … .

Упражнение «Четвертый лишний» (по наличию в словах звуков [С] и [З]:

Педагог: Распознаем мы сейчас,

                Что же лишнее у нас:

Санки, забор, сова, сок; коза, роза, ваза, нос; самолет, сумка, стрекоза, суп.

 Упражнение «Замени звук  [С]  в словах на звук  [З]» (с использованием мяча): 

  Соя – Зоя, сайка – зайка, сахар - …, суп - …, коса - …., лиса - …., косы - … .                                                                                                                                         Упражнение «Разложи картинки»

Педагог:  Перед вами Саня и Зоя. Поделите картинки между Саней и Зоей, определите место звуков в словах. У Сани должны быть картинки, в названии которых есть звук [С], а у Зои – звук [З].

Упражнение «Один-много» (словообразование) с использованием «Чудесного мешочка»

Дети выбирают предметную картинку,  встают парами и называют выбранную картинку.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Упражнение «Путаница» Составить предложение (на слух), назвать в них слова со звуками [С]-[З]:

За, собака, гналась, зайцем ;  На, гуляет, поляне, Зоя;   Кустом, сидит, под, зайка.

 СКОРОГОВОРКА

Педагог: Повторите скороговорку, четко проговаривая все звуки: 

-Две козы и два бизона истоптали все газоны!   

Самостоятельная работа «Наложенные изображения»

Отгадать картинки, в названии которых есть звуки[С]-[З].

Итог, оценка деятельности детей.

 Рефлексия «Дерево успехов».

Педагог: Чему мы учились сегодня на занятии? Для чего нам необходимо уметь различать звуки?  Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? Кто без ошибок справился со всеми заданиями? Прикрепите на Дерево успехов свой листик – красный всё получилось, желтый не всё.

(Дети украшают листиками Дерево успехов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению Тема: « ЗВУК И БУКВА А» (подготовительная группа)

Данный конспект является частью авторской Программы по обучению и воспитанию детей с ОНР....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Звуки окружающей действительности (неречевые)».

Учить детей различать звуки окружающей действительности; коррекция внимания на основе упражнений в узнавании и воспроизведении....