Программа логопедического сопровождению дошкольников с ОНР в условиях логопункта
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Горохова Марина Вячеславовна

1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличном развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. [Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005]

Развитие ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависит от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Логопед и воспитатели не только открывают ему неограниченные возможности общения, они –проводники ребёнка в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Общаясь в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Ребёнок становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным членом общества.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

Следует отметить ,что немаловажное значение в формирование личности ребёнка играет коллективное воспитание. Можно отметить ,что дети в дошкольном возрасте подвержены копированию, часто перенимают типы общения ,поведения от других детей, огромное влияние на мировосприятие и поведение оказывает коллектив. Можно предположить, что социализация ребёнка в коллективе может влиять и на развитие речи. Дети с ОВЗ находясь в группе сверстников не имеющих каких либо нарушений , будут иметь положительный пример и возможность тянуться за ними.

Для успешного включения подобных детей в коллектив сверстников является актуальным составления рабочей Программы логопедического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.

Цели программы :

  1. Создание системы логопедического сопровождения коррекционно-воспитательного процесса для создания социально – психологических условий нормального личностного развития дошкольников с речевой патологией и их адаптации в социальной среде.

  2. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшей группы

  3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей полноценному психическому и речевому развитию дошкольника, обеспечению эмоционального благополучия посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка.

 

Задачи программы:

 

  1. Своевременное комплексное обследование дошкольников с речевыми нарушениями

  2. Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в речевом развитии детей.

  3. Психологическое сопровождение дошкольников , имеющих трудности в адаптации, обучении и поведении.

  4. Профилактика физических, эмоционально – личностных перегрузок ребенка.

  5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие дошкольников, диагностику их состояния.

  6. Организация взаимодействия между педагогами и специалистами ДОУ, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных путях преодоления нарушений речи у детей.

Основные принципы программы :

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.Соблюдение данного принципа требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

2. Единство диагностики и коррекции. Он отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Необходимость учётаь соответствие хода психического и личностного развития ребенка, нормативному.

4. Комплексность методов психологического воздействия. Необходимо использовать в обучении и воспитании детей многообразие методов, приемов, средств.

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.odt37.12 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа  логопедического сопровождению дошкольников с ОНР в условиях логопункта

1. Целевой раздел программы

Пояснительная записка.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличном развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами. [Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005]

Развитие ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависит от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении. Логопед и воспитатели не только открывают ему неограниченные возможности общения, они –проводники ребёнка в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Общаясь в среде сверстников, так и с взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Ребёнок становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным членом общества.

Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.

Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

        Следует отметить ,что немаловажное значение в формирование личности ребёнка играет коллективное воспитание. Можно отметить ,что дети в дошкольном возрасте подвержены копированию, часто перенимают типы общения ,поведения от других детей, огромное влияние на мировосприятие и поведение оказывает коллектив. Можно предположить, что социализация ребёнка в коллективе может влиять и на развитие речи.         Дети с ОВЗ находясь в группе сверстников не имеющих каких либо нарушений , будут иметь положительный пример и возможность тянуться за ними.

Для успешного включения подобных детей в коллектив сверстников является актуальным составления рабочей Программы логопедического сопровождения дошкольников в условиях инклюзивного образования.

Цели программы :

  1. Создание системы логопедического сопровождения коррекционно-воспитательного процесса для создания социально – психологических  условий нормального личностного развития дошкольников с речевой патологией и их адаптации в социальной среде.
  2. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшей группы
  3. Создание здоровьесберегающей среды, способствующей полноценному психическому и речевому развитию дошкольника, обеспечению эмоционального благополучия посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка.

Задачи программы:  

  1. Своевременное комплексное обследование дошкольников с речевыми нарушениями
  2. Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления  отклонений в речевом развитии детей.
  3. Психологическое сопровождение дошкольников , имеющих трудности в адаптации, обучении и поведении.
  4. Профилактика физических, эмоционально – личностных перегрузок ребенка.
  5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие дошкольников, диагностику их состояния.
  6. Организация взаимодействия между педагогами и специалистами ДОУ, формирование целостных представлений  о причинах, характере, возможных путях преодоления нарушений речи у детей.

Основные принципы программы :  

Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.

1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.Соблюдение данного принципа требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

2. Единство диагностики и коррекции. Он отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы.

3. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Необходимость учётаь соответствие хода психического и личностного развития ребенка, нормативному.

4. Комплексность методов психологического воздействия. Необходимо использовать в обучении и воспитании детей многообразие методов, приемов, средств.

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

2. Содержательный раздел программы

Программа коррекционных мероприятий с целью преодоления  отклонений в речевом развитии детей

        Цель : устранение речевых нарушений с помощью специального коррекционно-развивающего обучения.

Период

Основное содержание работы


Сентябрь,
октябрь, 
ноябрь

Развитие лексико-грамматических средств языка

Учить детей вслушиваться в обращенную речь. 
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов. 
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (
спи — спит, спят, спали, спала). 
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. 
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения 
«мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия). 
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (
на-, по-, вы).

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям: 
• существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: 
«Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»; 
• существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: 
«Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом». 
Формировать навык составления короткого рассказа.

Формирование произносительной стороны речи

Уточнять у детей произношение сохранных звуков: [а], [у], [о], [э], [и], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [т’], [л], [л’], [ф], [ф’], [в], [в’], [б], [б’]. 
Вызывать отсутствующие звуки: [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’], [л’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [р] и закреплять их на уровне слогов, слов, предложений.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить детей различать на слух гласные и согласные звуки.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах (
Аня, ухо и т. п.), анализировать звуковые сочетания, например: ау, уа.
Лексические темы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты».

II

Декабрь, январь, февраль, март

Формирование лексико-грамматических средств языка

Уточнять представления детей об основных цветах и их оттенках, знание соответствующих обозначений.
Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к продуктам питания (
«лимонный», «яблочный»), растениям («дубовый», «березовый»), различным материалам («кирпичный»«каменный», «деревянный»«бумажный» и т. д.).
Учить различать и выделять в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам 
«Какой? Какая? Какое?»; обращать внимание на соотношение окончания вопросительного слова и прилагательного.
Закреплять навык согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнять в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»).
Учить изменять форму глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: 
«идет» — «иду» — «идешь» — «идем».
Учить использовать предлоги 
«на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Совершенствовать навык ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации). Расширять навык построения разных типов предложений. 
Учить детей распространять предложения введением в него однородных членов. 
Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 
Учить составлять короткие рассказы по картине, серии картин, рассказы-описания, пересказ.
Лексические темы: «Одежда», «Продукты питания» (повторение), «Домашние, дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

Формирование произносительной стороны речи

Закреплять навык правильного произношения звуков, уточненных или исправленных на индивидуальных занятиях первого периода.
Вызывать отсутствующие и корригировать искаженно произносимые звуки, автоматизировать их на уровне слогов, слов, предложений.
Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формировать фонематическое восприятие на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость.
Корригировать следующие звуки: [л], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [р], [л’].

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. 
Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. 
Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах.

III

Апрель, май, июнь

Формирование лексико-грамматических средств языка

Закреплять навык употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий («выехал» — «подъехал» — «въехал» — «съехал» и т. п.).
Закреплять навыки образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (
-ов--ин-, -ев-, -ан-, -ян).
Учить образовывать наиболее употребительные притяжательные прилагательные (
«волчий», «лисий»); прилагательные, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов: -еньк- — -оньк-. 
Учить употреблять наиболее доступные антонимические отношения между словами (
«добрый» — «злой», «высокий» — «низкий» и т. п.).
Уточнять значения обобщающих слов.

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже: 
• с основой на твердый согласный (
«новый», «новая», «новое», «нового» и т. п.); 
• с основой на мягкий согласный 
(«зимний», «зимняя», «зимнюю» и т. п.). 
Расширять значения предлогов: 
к употребление с дательным падежом, от — с родительным падежом, с — со — с винительным и творительным падежами. Отрабатывать словосочетания с названными предлогами в соответствующих падежах. 
Учить составлять разные типы предложений: 
• простые распространенные из 5—7 слов с предварительной отработкой элементов структуры предложения (отдельных словосочетаний); 
• предложения с противительным союзом «а» в облегченном варианте («сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить»), с противительным союзом «или»; 
• сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что), с дополнительными придаточными, выражающими желательность или нежелательность действия (
я хочу, чтобы!..). 
Учить преобразовывать предложения за счет изменения главного члена предложения, времени действия к моменту речи, залога (
«встретил брата» — «встретился с братом»; «брат умывает лицо» — «брат умывается» и т. п.); изменения вида глагола («мальчик писал письмо» — «мальчик написал письмо»; «мама варила суп» — «мама сварила суп»). 
Учить определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи (
«два» — «три» — «четыре»).
Учить выделять предлог как отдельное служебное слово. 
Развивать и усложнять навык передачи в речи последовательности событий, наблюдений за серией выполняемых детьми действий (
«Миша встал, подошел к шкафу, который стоит у окна. Потом он открыл дверцу и достал с верхней полки книги и карандаш. Книги он отнес воспитательнице, а карандаш взял себе»).
Закреплять навык составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменение начала, конца рассказа и т. п.). 
Учить составлять рассказы по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. 
Лексические темы: «Весна», «Лето», «Сад-огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

Формирование произносительной стороны речи

Учить использовать в самостоятельной речи звуки: [л], [с], [ш], [с] — [з], [р] — [л], [ы] — [и] в твердом и мягком звучании в прямых и обратных слогах, словах и предложениях. 
Учить дифференцировать звуки по участию голоса ([с] — [з]), по твердости-мягкости ([л] — [л’], [т] — [т’]), по месту образования ([с] — [ш]).

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов («лак — лик»).

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

1. понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

2. фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

3. правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

4. пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

5. владеть элементарными навыками пересказа;

6. владеть навыками диалогической речи;

7. владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;

8. грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;

9. использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

10. владеть элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы. В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.

3. Организационный раздел программы

1. Требования к условиям реализации программы

        Содержание воспитательно-образовательного процесса группе определяется образовательной программой МДОУ детский сад № 214   и программой индивидуального сопровождения детей с нарушениями речевого развития составленной  на основе коррекционной программы с учетом сложности структуры, степени выраженности и характера нарушений.

        Логопедическая работа планируется с учетом полученной информации о развитии ребенка, определяется уровень его интеллектуального, речевого развития, особенностями поведения, характера, интересов и увлечений.

До 15  сентября –  проводится обследование детей , заполнение речевых карт, оформление различной документации.

При работе с детьми используется индивидуальная и групповая работа.

Групповая работа предусматривает собой  реализацию задач общеобразовательной и коррекционной программы.

Индивидуальная представляет собой  деятельность логопеда по коррекции речевых нарушений.

В соответствии СанПинами (15.05.2013г. СанПиН 2.4.1.3049 – 13)   продолжительность групповых занятий с детьми 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.

Индивидуальное занятие с детьми 6 – го года – 10 минут, с детьми 7 –го года – 15 минут.

Коррекционная работа т.е постановка правильного звукопроизношения,последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ОНР III уровень речевого развития (6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения)

I период: III неделя сентября - октябрь - 7 недель; 14 занятий -2 занятия в неделю.

II период: II неделя ноября - I неделя февраля - 12 недель; 24 занятия – 2 занятия в неделю.

III период: IV неделя февраля– май - 11 недель; 22 занятия – 2 занятия в неделю (дополнительные каникулы – февраль).

- звукопроизношение + связная речь

Всего 60 занятий в год 25 часов.

Индивидуальные занятия: 10 часов в год.

Подгрупповые занятия: 25 часов в год.

Всего в год – 35 часов.

С 15 мая проводится  обследование речи на конец года.

Продолжительность занятий с детьми:

ОНР III уровня речевого развития – 1-2 года.

        В детском саду есть  логопедический кабинет, оборудованный зондами. необходимыми  для осуществления  профессиональной деятельности учителя – логопеда, разнообразным учебно-дидактическим материалом,    методическими пособиями, аудио- и видео - материалами коллективного и индивидуального пользования, различными играми. Так же  имеется мультимедийная установка.

Дидактический материал систематизирован:

 1.Матодические пособия  для логопедического обследования.

2. Пособия для развития мелкой моторики.

3. Материалы для коррекции речевого дыхания, артикуляционной моторики и звукопроизношения, слоговой структуры слова.

 4.Материал для развития фонематического слуха и формирования фонематического восприятия .

5. Материал для формирования лексико-грамматического строя речи и связной речи.

6.Материал для развития звуко - буквенного анализа, синтеза , развитию грамматического строя речи.

7.Материалы для развития высших психических функций.

2. Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в группе .

        В соответствии с ФГОС большое внимание в образовательной программе  уделяют организации предметно-развивающей среды. Среда должна быть :

1. Среда должна быть безопасной.

2. Среда должна быть комфортной и уютной.

3. Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми, так и самостоятельно.

4. Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности).

5. Среда должна быть информативной.

6. Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением интересов и образовательных потребностей детей.

        Необходим условием для развития речи детей имеющих нарушения речевого развития является создание необходимой предметно-развивающей среды, которая бы способствовала развитию дыхания, зрительных функций ,  мелкой моторики ,  психических функций ,таких как память . мышление и т.д. Для этого в группе создаются необходимые для этого центры :

        Речевой центр

        Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры. Есть полка на которой стоят зеркала для работы которая проводится под зрительным контролем.

        Сенсорный центр 

        Имеется стол с разноцветной столешницей, предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др..

        Центр моторного  развития

        Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография.  Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Осьминог» «Осьминог» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д., многофункциональные крышки и т.д.

        Центр зрительного восприятия

        Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия

        Центр речевого дыхания

        Является картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (в соответствии с временем года.).

        Центр релаксации

        В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей.

3. Психолого – педагогическое обеспечение

1.Создание  оптимального режима образовательных нагрузок.

2. Создание   психолого- педагогической условий :

-коррекционная направленность образовательного процесса;

-учёт индивидуальных особенностей ребёнка ;

-обеспечение комфортного психоэмоционального режима;

использование современных педагогических технологий, в том числе компьютерных для оптимизации образовательного процесса и повышения его эффективности;

3.Создание специализированных условий:

-выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР III уровня;

-использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных  программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

-индивидуализированное и дифференцированное  обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;

-комплексное воздействие на ребёнка, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях;

4.Создание  здоровьесберегающих условий :

- охранительный и оздоровительный режим;

- укрепление физического и психического здоровья;

- профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников;

- соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм;

5.Обеспечение участия всех детей ,независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, спортивно – оздоровительных , культурно-развлекательных и иных мероприятий.

4. Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе

1. Должны знать теорию развития детей, владеют разнообразными методами

обучения и воспитания.

2. Уметь использовать свои знания о развитии детей  для того, чтобы понять и оценить многообразие детей учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

3. Уметь обеспечить  обучение и воспитание и применить  его таким

образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

4. Способствовать развитию положительной самооценки детей.

5. Уметь разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.

5. Знать сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.

6.Поддерживать необходимое взаимодействие с родителями.

7. Сообщать семьям о достижениях их детей .

8.Педагог должен  способствовать индивидуальному росту в соответствии с

собственным темпом развития каждого ребенка.

9. Уметь ко  всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.

10. Предоставлять детям равные возможности принимать участие во

всех видах занятий.

11. Уметь предоставить  детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направлять и стимулировать процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.

12. Способствовать тому, чтобы все дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, других занятий.

13. Уметь создать для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня.

14. Стимулировать  атмосферу взаимной заботы и помощи.

15.Демонстрировать  и формировать  отношение сочувствия и позитивные способы общения,в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

16. Уметь вовлечь  детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.

17. Уметь создавать  ситуации и пользоваться возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.

18. Уметь применять принципы честности и равноправия, когда разделяют

детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты.

19. Уметь создавать  ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.

20. Предоставлять  детям возможность отвечать за что-то в группе

(«дежурные по...»).

21. Уметь организовать  активность детей во время таких занятий, как забота

о растениях.

22.Уметь использовать  естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность,

изготовление кукол для кукольного театра, рисование, и т.д.).

23. Уметь демонстрировать  желательное поведение в различных ситуациях.

24. Использовать различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

-Воспитывать позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

-Развивать социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

-Побуждать детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

-Способствовать  развитию умений решать проблемы, излагать

свое мнение и делать выводы.

-Стимулировать  развитие языковых навыков и грамотности.

- Повышать  уровень физического развития.

- Способствовать  социальной инклюзии (включению).

5. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы

        В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:

·    понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

·     фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

·  правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

·    пользоваться  в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

·     владеть элементарными навыками пересказа;

·     владеть навыками диалогической речи;

· владеть навыками словообразования: образовывать имена существительные от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные и увеличительные формы  имен существительных;

·  грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовые, видовые окончания слов должны проговариваться  четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;

·   использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);

·      владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.

                Результат логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования  2 раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.         Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей.

        Сроки проведения  мониторинговых исследований: 2 – я половина сентября, мая.

        Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:

-динамики развития детей с ОНР;

-эффективности плана индивидуальной коррекционной  работы;

-перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

        Логопед анализирует выполнение индивидуального плана коррекционной  работы и коррекционно-развивающей работы.         Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка и другими специалистами учреждения.

6. Заключение

                Планируемый результат– достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам,  предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием,  и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.    

                Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети инклюзивных связей, комплексной диагностики поможет осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, и предполагает достижение  эффективность и стабильность результатов.

                Своевременность принятых мер, соответствующая коррекционная работа , сотрудничество специалистов должно обеспечить всесторонне  речевое развитие ребёнка с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...

Особенности психолого-логопедического сопровождения воспитанников ДОО в условиях логопункта

Вашему вниманию представлен опыт работы педагога-психолога О.В. Косовой и учителя-логопеда Е.В. Валабугиной по проблеме  «Психологическое сопровождение коррекционно-образовательного процесса в ус...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье....

Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"

Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в условиях логопункта"

Восьмые Благовещенские чтения  "Ценностные ориентиры духовно-нравственного воспитания детей и молодежи"  состоялись 5-6 апреля 2017г  в  г. Воронеже. Я приняла участие в работе сек...

Кружок по развитию связной речи дошкольников «Веселая мультипликация» в условиях логопункта

Цель исследования – определить эффективность работы по развитию связной речи посредством мультипликации. В статье представлена работа кружка «Веселая мультипликация» и описана логопе...