Методическая разработка Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Методическая разработка

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»

 

 

 

 

 

Составила: учитель-логопед

 

Синдицкая Ирина Михайловна

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

«Детский сад № 66 «Белочка»

Методическая разработка

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР III уровня с использованием песочной терапии на тему «Звуки [С] — [Ш]»

Составила: учитель-логопед

Синдицкая Ирина Михайловна


Пояснительная записка.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

У детей с ОНР нарушены все компоненты речи, и это создаёт препятствия к овладению грамотой и усвоению знаний. Поэтому коррекционная работа проводится над всеми компонентами речи.

Работа по формированию правильного произношения проводится в четыре этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация звука.
  4. Дифференциация смешиваемых звуков.

Новый навык конечно же вырабатывается у ребенка не сразу. Эта работа занимает много времени учителя-логопеда, воспитателей и родителей (заинтересованных в развитии своего ребенка). На каждом этапе параллельно с отработкой нового материала, идет повторение и закрепление ранее пройденного. Дополнительно логопед включает в занятие игры на развитие психических процессов. Более подробно остановимся на этапе дифференциации звуков.

IV этап

Дифференциация звуков

Цель - учить различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Дифференциацию звуков проводят всегда на следующем речевом материале:

Слоги.

Слова.

Предложения.

Потешки, чистоговорки, скороговорки.

Стихотворения, рассказы.

Самостоятельная речь.

В работе над дифференциацией звуков обязательно нужно использовать зрительный контроль. Для этого необходимо использовать зеркало, с помощью которого можно наблюдать разницу в артикуляции звуков. Для осуществления слухового контроля за произношением, необходима тишина в помещении, где проводятся занятия.

        Для улучшения восприятия речевого материала и его усвоения мы используем в своей работе с детьми песочную терапию.

Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком.

Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста.

Использования метода песочной терапии на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ОНР помогает:

1) научить детей играть с песком;

2) разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации

и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

3) улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при

использовании песочной терапии;

4) развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с

помощью песочной терапии;

5) повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

6) вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним;

7) активизировать познавательную деятельность каждого ребенка;

8) развивать пространственные представления у детей дошкольного

возраста;

9) улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.

Данная методическая разработка является частью серии занятий по дифференциации звуков [С] - [Ш].

 Тема занятия: дифференциация звуков [С] – [Ш] изолированно и в слогах.

Цель: продолжить работу над правильным произнесением звуков [C] и [Ш] изолировано и в слогах.

Основные задачи занятия:

• уточнить артикуляцию звуков;

• закреплять правильное произношение звуков изолировано, в прямых и обратных слогах;

• продолжать формировать длительную, направленную воздушную струю;

• учить различать звуки [C] – [Ш] в прямых и обратных слогах;

• упражнять в определении наличия звуков в слоге;

• развивать внимание, мышление, мелкую моторику;

• продолжать изучать нормы работы с песком;

• воспитывать навыки самоконтроля и организованности в работе.

Оборудование занятия: картинки песочных человечков, насоса, змеи, «ванночки» с песком, зеркала для артикуляционной гимнастики, солнышки.

Речевой материал: карточки с прямыми и обратными слогами.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

2.1. Работа над воздушной струей.

3. Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолировано.

3.1. Игра «Воздушный шар».

4. Физминутка.

5. Диференциация звуков [С]- [Ш] в слогах.

5.1. Игра «Читай - ка».

5.2. Игра «Знайки».

5.3. Игра «Что лишнее».

6. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: здравствуйте ребята! К нам на занятие пришли песочные человечки, а называют их песочными, потому что они живут в песочной стране и предлагают нам отправиться в путешествие. Для начала, покажем нашим гостям, как мы делаем зарядку для нашего язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: давайте возьмем зеркала и выполним упражнения.

Артикуляционная гимнастика

«Окошко» - Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

«Улыбка» — Вот понравится лягушкам,

Губки тянем прямо к ушкам.

«Трубочка» - Подражаю я слону — губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю. (Чередуем «улыбка трубочка»)

«Заборчик» - Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Блинчик» - Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Змейка – камень»- Круглый камешек лежал

У лесной тропинки.

Вдруг за ним я увидал

Тоненькую спинку.

Змейка то появится,

То исчезнет, кажется.

«Чистим зубки» - (внизу перед и за зубами по 10 раз)

Каждый день, как и ребята,

Зубки чистят все зверята.

Вправо-влево щётка ходит,

Белизну зубам наводит.

«Чашечка» - А теперь чаек попьем,

Чайку в чашечки нальем.

«Качели» - Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели,

Язычком качать качели?

«Кошечка» - На скамейке у окошка, улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает, спинку выгибает.

2.1. Работа над воздушной струей.

Логопед: молодцы ребята! А сейчас мы покажем нашим песочным человечкам, как мы ловко можем загнать мяч в ворота. Все готовы?

Мы в футбол играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей же поскорей!

Молодцы ребята!

Логопед: (показать картинку насоса). Давайте посмотрим в зеркало и вместе произнесем звук [С] как насос. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?

Дети: губы улыбаются, зубы заборчиком, а язык за нижними зубами.

Логопед: а звук [С] согласный или гласный? Почему?

Дети: согласный, потому что язык встречает преграду в виде зубов.

Логопед: молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим в зеркало и пошипим как змея (показать картинку змеи) то есть будем произносить звук [Ш]. Что происходит с нашими губами, зубами и языком?

Дети: губы вытянуты вперед, зубы видны, язык образует чашечку.

Логопед: а звук [Ш] согласный или гласный? Почему?

Дети: согласный, потому что язык встречает преграду в виде зубов.

Логопед: молодцы ребята! Отложите в сторону зеркала. (Пройти собрать зеркала)

3. Дифференциация звуков [С] – [Ш] изолировано.

Логопед: а теперь мы отправимся в путешествие с нашими песочными человечками, но для начала давайте вспомним правила игры на песке. Кто вспомнит?

Дети: нельзя бросать песок в других или брать его в рот, можно играть с песком только в ванночке; после игры обязательно помыть руки с мылом.

Кто повторит правила?

Теперь мы можем смело приступать к путешествию в песочную страну.

3.1. Игра «Воздушный шар».

Логопед: наши гости предлагают поиграть в игру, которая называется «Воздушный шарик».

Давайте ладошкой разровняем наш песок и указательным пальчиком нарисуем воздушный шар. Что мы нарисовали?

Дети: воздушный шар.

Логопед: а теперь давайте представим, что он лопнул и сдувается, для этого поставим пальчик на самый верх шарика и будем его сдувать, то есть аккуратно стирать с песка и произносить звук [С].

Молодцы. А теперь давайте на песке нарисуем змейку, то есть волнистую линию, не отрывая руки и при этом будем произносить звук [Ш].

Логопед: молодцы ребята! А давайте вспомним, какой буквой на письме обозначается звук [C].

Дети: буквой «С».

Логопед: А какой буквой на письме обозначается звук [Ш].

Дети: буквой «Ш».

Логопед: напишите на песке букву «С» и букву «Ш», и скажите, какой звук обозначают эти буквы».

4. Физминутка.

Логопед: молодцы ребята! Давайте над ванночкой потрем ладошки друг об друга, закроем ванночки, встанем, задвинем стульчики и покажем нашим гостям, как мы путешествуем по песочной стране.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

Тихонечко садитесь на места. Садимся красиво, ноги под стулом, руки на парте, спинки ровные. Наше путешествие продолжается!

5. Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах.

5.1. Игра «Читай - ка»

Логопед: мы с песочными человечками поиграем в новую игру. А будет называться она «Читай - ка». Наши человечки принесла карточки, на них записаны слоги, а вы эти слоги должны записать на песке. Слоги: ас, аш, ош, ус, ос, ша, шо, су, сы, шу.

Какие слоги мы записали? Молодцы ребята, нашей фее очень нравится играть с вами.

5.2. Игра «Знайки»

Логопед: а теперь давайте покажем нашим гостям, как мы внимательно слушаем.

А) Я буду называть звуки, а вы записывать на песке, только букву, которая обозначает звук [С] и букву, которая обозначает звук [Ш]. Звуки: у, ш, о, с, ш, с, у, с, а, ш. Какие буквы вы записали?

Дети: буквы «С», «Ш».

Логопед: молодцы ребята! Сколько букв ЭС вы записали? А сколько букв ША вы записали?

Дети: три буквы «С», три буквы «Ш».

Логопед: молодцы! А теперь разровняйте песок и приготовьтесь внимательно слушать.

Б) Я буду называть слоги, а вы записывать на песке только те, в которых есть звук [С] и [Ш]. Готовы? Слоги: ас, па, уш, со, ма, шо, ус. Прочитайте, какие слоги получились?

Молодцы ребята, наше путешествие продолжается! Разровняйте ладошкой песок и слушайте следующее задание.

5.3. Игра «Что лишнее?»

Логопед: а сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее». Я буду показывать на карточках ряд слогов, а вы запишите их на песке и обведете лишний в кружок. Слоги: Са-ба-со-сы. Па-уш-ош-еш.

Какой слог вы обвели? Почему?

Дети: обвели слог ба, так как в нем нет звука с и слог па, так как в нем нет звука ш.

6. Итог занятия:

Логопед: молодцы! наше путешествие по песочной стране подходит к концу. Что вам больше всего запомнилось? Какие звуки с нами путешествовали? Молодцы ребята, нашим песочным человечкам очень понравилось, с вами играть. Они приготовили для вас солнышки.

Список литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Грабенко Т.М., Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева Чудеса на песке.Песочная игротерапия. СПб; 1998.
  3. Дж. Родари Грамматика фантазии.М; 1990 .
  4. Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. – М.: 1991.
  5. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопедов. М.: 1981.
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  7. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. кн. 5. – М.: 2003.
  8. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С.М.: 2004.
  9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д., 2001.
  10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М., 1987.
  11. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии. - М., 1989.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия "Спасение принцессы "Розочки"

В данной методической разработке содержится конспект занятия с использованием песка "Спасение принцессы Розочки". Данное занятие предназначено для детей речевой группы 6-7 лет....

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия "Цветик-семицветик. Автоматизация звука Ш"

Материал представляет собой разработку подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нарушением зрения по автоматизации в речи звука Ш. Занятие выстроено в форм...

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...