Проект «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»
проект по коррекционной педагогике

Куракина Татьяна Григорьевна

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке познавательную активность, интерес к новым открытиям, создать для этого необходимые условия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора

 «Дары Фрёбеля»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

 Автор-разработчик:

Куракина Т.Г., учитель-логопед

первая квалификационная категория

 

МУРАВЛЕНКО 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

Введение

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка (актуальность, новизна)

1.2.

Цели и задачи реализации проекта

1.3

Ожидаемые результаты реализации проекта

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Участники Проекта

2.2.

Сроки и этапы реализации проекты

2.3

Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

2.4.

План мероприятий по реализации проекта

3.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-технические условия реализации Проекта

3.2.

Программно-методическое обеспечение

4

Список использованной литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Вид проекта

Практико-ориентированный

Участники проекта

воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников

Сроки реализации проекта

1 год

Цель и задачи проекта

Цель: формирование познавательных способностей  у дошкольников старшего возраста посредствам  игрового набора «Дары Фрёбеля» 

  1. Задачи:
  • Активизировать познавательные процессы дошкольников средствами игрового набора «Дары Фребеля». 
  • Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс развития познавательных способностей.
  • Оформить сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на основе  игрового набора «Дары Фрёбеля».

Этапы реализации проекта

Первый этап - организационный: 

-Подбор, изучение, обобщение литературных источников по теме проекта.

-Составление направления плана работы по проекту.

-Подбор необходимых заданий, упражнений, игр на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»  для практического обогащения проекта.

 Второй этап – практический:

- Ознакомление  педагогов с  теоретическими  основами логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.

- Развитие творческого потенциала педагогов на основе игрового  набора «Дары  Фрёбеля», организация мастер-класса по практическому применению логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля в образовательной деятельности с дошкольниками.

- Организация детской деятельности с применением игрового  набора «Дары  Фрёбеля» и логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.  

- Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию познавательных способностей детей.

Третий этап – обобщающий:

- Определение перспективы деятельности по реализации проекта, обобщение и презентация опыта реализации проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля» на уровне городских объединений.

Результаты проекта

Оформление сборника дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста посредствам  игрового набора «Дары Фрёбеля» 

Введение

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке познавательную активность, интерес к новым открытиям, создать для этого необходимые условия.

Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности. Познавательная активность как вид социальной активности личности в психолого-педагогической литературе определяется как:

- психическое состояние, которое выражается в настроении решать интеллектуальные задачи (Д.В. Вилькеев);

- готовность и стремление к энергичному освоению знаниями (Н.А. Половникова);

- умственная деятельность, направленная на достижение определенного познавательного результата и как повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности (Т.И. Шамова);

- проявление преобразовательного, творческого отношения индивида к объекту познания (Л.Н. Аристова);

- личностное образование, которое выражает интеллектуальный отклик на процесс познания, живое участие, мыслительно-эмоциональную отзывчивость воспитанника в познавательном процессе (Г.И. Щукина).

Указанные авторами отдельные стороны познавательной активности не противоречат друг другу, а дополняют существенные стороны понятия. Объединение этих подходов происходит на утверждении, что источником познавательной активности является потребность личности в приобретении знаний, углублении имеющихся, в постижении духовной культуры общества, потребность в самовыражении, самореализации. Потребность является началом, призывающим субъект к активности.

Игра – основной вид деятельности ребёнка, она вызывает многогранное влияние на психическое развитие ребёнка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Вне игры не может быть достигнуто полноценное и волевое развитие ребёнка, вне игры нет воспитания личности.

Цели и задачи реализации проекта

Цель: формирование познавательных способностей  у дошкольников старшего возраста посредствам  игрового набора «Дары Фрёбеля».

Задачи:

  • Активизировать познавательные процессы дошкольников средствами игрового набора «Дары Фребеля». 
  • Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс развития познавательных способностей.
  • Оформить сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на основе  игрового набора «Дары Фрёбеля». 

Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

Повышение уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности, творческих способностей.

Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста.

Для педагогов:

Приобретение педагогами нового опыта работы по познавательному развитию дошкольника средствами игрового набора «Дары Фребеля» и логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля, повышение профессионального мастерства.

Повышение  компетенций у педагогов в организации активных форм взаимодействия с семьей.

Для родителей:

Обогащение знаний родителей по познавательному развитию детей средствами игрового набора «Дары Фребеля».

Создание единого воспитательно-образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи по познавательному развитию дошкольников.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Сроки и этапы реализации проекты

  1. Организационный – 01.10 – 31.10.2019
  • Составление плана работы по проекту.
  • Подбор необходимых заданий, упражнений, игр на основе игрового набора «Дары Фрёбеля» и логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля  для практического обогащения проекта.

II. Практический – 01.11.2019 – 30.04.2020

  • Ознакомление  педагогов с  теоретическими  основами логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.  
  • Развитие творческого потенциала педагогов на основе игрового  набора «Дары  Фрёбеля», организация мастер-класса по практическому применению логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Организация детской деятельности с применением игрового  набора «Дары  Фрёбеля» и логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.
  • Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию познавательных способностей детей.

III. Обобщающий - 01.05. - 15.05.2020

  • Определение перспективы деятельности по реализации проекта, обобщение и презентация опыта реализации проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля» на уровне городских объединений.

План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

1

Изучение методических рекомендаций по применению дидактических игр посредствам логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.  

октябрь 2019

2

Проведение мастер-класса по практическому применению  игрового  набора «Дары  Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками на городском методическом объединении  по теме "Развитие компетенций педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования в контексте ФГОС ДО".

ноябрь 2019

3

Организация  и проведение мастер-класса по практическому применению  игрового  набора «Дары  Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками в рамках «Педагогическая гостиная»

февраль 2020

4

Организация детской деятельности с применением игрового  набора «Дары  Фрёбеля» и логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.    

ноябрь 2019-май 2020

5

Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию познавательных способностей детей.

ноябрь 2019-май 2020

6

Оформление картотеки дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста на основе  игрового набора «Дары Фрёбеля». 

май 2020

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-технические условия реализации проекта - финансовое обеспечение образовательной деятельности –  (по субвенции на учебный год):

  • Приобретён в центр игровой поддержки игровой набор «Дары Фребеля» и логопедической мозаики на базе игрового набора Ф. Фрёбеля.  
  • В возрастных группах дошкольного учреждения в «центрах познания» имеются дидактические игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, которые проводятся с использованием игрового набора Фребеля.

Список использованной литературы

1.Герасимова А.С. и др. Большая энциклопедия дошкольника. М. 2011 г.

2.Развиваем мышление. М. 2008 г.

3.Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. 2015 г.

4.Т.А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

5.Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, М. 1989 г.

6.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.1998

ПРИЛОЖЕНИЕ

Картотека игр с использованием игрового набора «Дары Фребеля» 

Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Достаточная двигательная активность ребенка – одно из условий его полноценного развития. Мелкая моторика тесно связана с процессом формирования речи ребенка.

Воспитание точности выполнения движений, манипуляций с различными предметами, сделает ребенка не только ловким, но и поможет ему лучше овладеть ориентировкой  в пространстве,  координацией  движений, разовьет  подвижность пальцев рук.

  • Комплект № 1 текстильные мячи.

1.Покатать мяч между ладонями.

2.Подкинуть мяч вверх и поймать его.

3.Передавать мяч из рук в руки.

4.Забросить мяч в корзину, стоящую на полу.

  • Выкладывание фигурок из палочек, колец и полуколец по образцу или придумать что-то свое (комплект № 8, № 9). С помощью этого упражнения ребенок может усвоить геометрические фигуры, счет, запомнить буквы.
  • Нанизывание фигур на шнурок (комплект № 11), развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, обогащение и активизация словарного запаса:

нанизывание фигур одной геометрической формы, разных или одинаковых по цвету; нанизывание фигур одного цвета, соответствующего цвету шнурка, разных или одинаковых по форме.

  • Повтори узор (комплект № 12): выложить из шнурка простую фигуру или узор, предложить ребенку повторить: по образцу, по памяти.

*Повторить узор или фигуру, продевая шнурок в отверстия на поле для мозаики.

  • Завяжи узелок (комплект № 12). Предложить ребенку завязать как можно больше узелков на одном шнурке.

*На скорость: кто быстрее завяжет определенное количество узелков.

*Кто больше завяжет узелков за определенное время.

Упражнения на развития пространственных отношений.

Речь развивается в тесной взаимосвязи с развитием мышления. У детей с речевыми нарушениями, часто наблюдается замедленный темп развития мышления. Поэтому в логопедической коррекционной работе наряду с упражнениями по формированию компонентов речевой системы, большое внимание уделяется развитию мыслительных процессов: сравнению, классификации, закономерностей, умозаключений, пространственного мышления.

  1. Упражнение для усвоения направлений (комплект № 1 –текстильные мячи):

педагог держит мяч за ниточку, поднимает и опускает его, проговаривая: «Мячик высоко, его не достать. А сейчас он опустится. Мячик был наверху, а теперь внизу».

2.Упражнения на формирование умений ориентироваться на листе бумаги (дополнительный набор - доска для выкладки):

положить геометрическую фигуру на доску для выкладки в центре, вверху,

внизу, в углу;

положить на верхнюю часть доски треугольники, а на нижнюю квадраты;

положить круг в верхний левый угол, а квадрат в нижний правый угол и т.п.;

движение мелкой игрушки по клеткам доски для выкладывания по словесной инструкции педагога: две клетки вправо, одна клетка вниз и т.д.

3.Упражнения на сравнение (можно использовать различные комплекты):

выложить дорожку (длинную и короткую);

найти две одинаковые фигуры;

сравнить фигуры между собой, найти сходства и различия (одинаковый цвет, одинаковая форма, разный размер и т.п.);

«Волшебный  мешочек»:  в  мешочек  положить  несколько  предметов  из

набора. Аналогичные предметы показывать по одному, чтобы на ощупь ребенок выбрал такой же.

4.Упражнения на закономерности (можно использовать различные комплекты).

Выложить разные предметы, чередуя их между собой, в определенной последовательности: «Найди закономерности в расположении предметов и закончи ряд»;

«Найди закономерности в расположении предметов и скажи, какие предметы в ряду пропущены»;

«Эти бусы собраны с ошибками. Найди их» (комплект № 11-цветные тела).

5.Упражнения на пространственное мышление (можно использовать различные комплекты).

Какая фигура в ряду лишняя? Объясни ответ.

Покажи геометрические фигуры, из которых составлен это узор.

Головоломки: собрать квадрат (прямоугольник) из треугольников, прямо-

угольников (из треугольников и прямоугольника, из квадрата и прямоугольников и т.д.).

6.Уточнение понимания детьми пространственного положения предметов, выраженное предлогами: сначала детям предлагаются простые предлоги. Значение каждого предлога объясняется отдельно и закрепляется схематичным изображением (схемы предлогов по Ткаченко), которое выкладывается с использованием фигур из комплекта № 7, № 9, № 10.

«Золушка»

Цель. Приобщение воспитанников к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).

Предварительная работа.

Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Золушка». Беседа по содержанию сказки Ш. Перро «Золушка». Чтение стихотворения Е. Благина «Про хрустальный башмачок».

Конструирование современных бытовых приборов, облегчающих труд «Золушек» из игровых наборов № 2,7,8,9,10.

Ход.

Ребята, что это?(Туфелька)Как Вы думаете из какой сказки? А что случилось с героиней этой сказки? Как вы думаете, почему Золушку называли Золушкой?

Воспитатель предлагает детям побыть в роли Золушки, а сама в роли –злой мачехи. Высыпает из наборов №9 круги и полукруги и просит рассортировать предметы по одному или нескольким признакам.

Ребята, а как можно облегчить труд Золушки? Детям предлагается сконструировать современные бытовые приборы, облегчающие труд Золушки.

Рефлексия. Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре? Как мы облегчили труд Золушки?

 Игра «Экскурсия в музей»

Цель. Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет систему вербальных средств общения. Воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.

Предварительная работа. Экскурсии в музеи родного края, виртуальные экскурсии в самые известные музеи мира. Перед началом игры необходимо выяснить у детей, кто в каком музее уже бывал, что запомнилось из увиденного и услышанного на экскурсии. Рекомендуется воспитателю самому рассказать о музее, в котором он был. Возможно, что музей организован в самом детском саду, и дети сами учатся проводить там экскурсии. Тема «Зачем нужны музеи?» может стать темой проектной деятельности, а игра «Экскурсия в музей» явиться частью подобного проекта.

Предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, регламентируя время работы, например, звуком колокольчика. Предварительно рекомендуется проговорить с детьми замысел экспоната, а уже затем отправляться за материалом. Для расширения возможностей игры можно в будущем предложить детям также использовать и другой дополнительный материал.

Дальнейшее развитие игры. Предложить детям создать из наборов экспонаты (картины, скульптуры) и дать им названия. Затем организовать музей и по очереди проводят экскурсии в нём, стараясь придумывать историю каждого экспоната.

Рефлексия.

Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось? Как мы можем использовать наши экспонаты?

Игра «Для чего еще»

Цель. Развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.

Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?». Рекомендуется подобрать и рассказать нелепицы, небылицы, лимерики. Чтобы процесс строительства не получился слишком длительным и не вызвал у детей затруднений, рекомендуется предварительно сконструировать несколько предметов, которые легко узнаваемы детьми.

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.

Дальнейшее развитие игры. Для демонстрации способов использования построенного предмета можно использовать другие детали набора.

Ход.

Ребята, посмотрите, сколько предметов нас окружает.

Я предлагаю вам сделать из наборов эти предметы.

Когда у нас свободный час,

Мы зря не бьём баклуши –

Ведь в детской комнате у нас

Есть множество игрушек:

Петрушка, «Лего», грузовик,

Железная дорога…

К тому же в детской детских книг

На полке очень много!

А теперь, я предлагаю поиграть в игру «Для чего ещё». Мы разделимся на две команды и будем придумывать, для чего ещё можно использовать предметы, которые сделаны. Выигрывает команда, которая придумает больше ответов.

Рефлексия.

Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре?

Игра «Зеркало» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»

Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Оборудование: Наборы «Дары Фрёбеля»№ 7,8,9,10, мешочек с разными зеркалами.

Ход.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите какой у меня красивый мешочек. Хотите узнать что там?

Не смотря в окошко,

Был один Антошка.

Посмотрел в окошко –

Там второй Антошка!

Что это за окошко?

Куда смотрел Антошка?

Игра«Волшебный мешочек»

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько у нас зеркал.

- Свет, мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всем милее,

Всех румяней и белее».

(А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Я предлагаю вам поиграть в очень интересную и веселую игру «Зеркало». Для этого вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга и внимательно посмотреть на своего партнера. Постарайтесь запомнить все особенности своего друга.

А теперь я предлагаю выложить «отражение» своего партнера из деталей наборов, лежащих на столе. (Включается веселая музыка)

- Кто все закончил, может рассказать нам о своем партнере: какой он и чем отличается от других?

Рассказы детей.

Воспитатель. Как вы думаете, что можно придумать с этими портретами?

Ответы детей.

Рефлексия.

-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.

Игра «Подарок»

Цель. Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.

Предварительная работа. Выкладывание картинок из элементов на плоскости по образцу.

Подарок

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была, -

А всё-таки подружке

Лягушку отдала. (Е. Благинина, «Подарок»)

Ход игры: «Я пришла к вам с подарками. У меня в руках красивые коробочки для всех вас». Идет по комнате, приговаривает:«пойду к Саше, Танечке, Наташе». Специально называются имена тех детей, которые в этот момент чем-то отвлечены. Затем подходит к самой большой группке детей и говорит: «Здравствуйте, дети! Я к вам пришла, вам подарки принесла. Этот подарок – Маше», – подает коробочку, делает паузу, чтобы понять, догадается ли ребенок сказать «спасибо» или он может просто забыть это сделать, так как увлечен игрой. Ведущий тогда напоминает: «Что нужно сказать, когда получаешь подарок?»

Раздает коробочки до тех пор, пока все дети не получат их. Важно не затягивать этот процесс. Ведущий: Вам понравились подарки? А вы, любите дарить подарки? Кто хочет сделать приятное своим друзьям и близким? Я предлагаю подарки сделать из игровых наборов «Дары Фрёбеля».

Дети выполняют. Далее обсуждается: что сделали? Кому? Почему?

Рефлексия. «Эмоции»

-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.

Игра «Красная шапочка».

Цель. Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, закреплять знания у детей о правилах поведения в лесу, приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать интерес к драматизации литературных произведений, развивать воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Красная Шапочка». Беседа с детьми о важности помощи близким людям, пожилым, заболевшим. Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми.

Обыгрывание ситуации «Встреча Волка с Красной Шапочкой». Оригами «Красная Шапочка».

Ход.

Иду через лес по тропинке,

Не ведая вовсе печали.

Несу я гостинцы в корзинке.

Кому? Вам уже рассказали?

У речки в соседней деревне

Стоит моей бабушки домик.

Мне птицы поют на деревьях

И все мне их песни знакомы.

Здесь прыгают с ветки на ветку

Бельчата и прячут под ёлкой

Свои непростые секреты.

Ох, только не встретить бы волка!

Ребята, о ком это? Ребята, а зачем Красная Шапочка пошла к бабушке? А почему важно помогать близким людям, пожилым, заболевшим? Как вы думаете, правильно ли вела себя Красная Шапочка с волком? Интересно, а как выглядел дом бабушки и лес, в котором произошла эта ситуация? Я предлагаю вам построить из наборов декорации к этой сказке. Создание декораций «Дом бабушки», «Лес» (с применением игровых наборов № 2,3,4,5,6,7,8,9).

Ребята, как вы думаете, что было бы, если Красная Шапочка была послушной девочкой и не стала разговаривать с волком. Каким был бы её путь? Кого она могла бы встретить в лесу? Как прошла бы встреча с бабушкой?

Рефлексия. Вам понравилась игра? А что именно вам понравилось в этой игре?

Игра «Ее величество точка»

Цель: развитие игровой деятельности, восприятия, мышления, внимания, речи, памяти; развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширение кругозора.

Предварительная работа.

Презентация «Сказка про точку», «Картинная галерея».

Ход.

Пуст сегодня дворик наш, за окошком хмуро.

Я взял фломастер, карандаш, решил чертить фигуры.

Передо мной бумаги лист, до чего ж он бел и чист.

Фломастером ткнёшь посредине листочка. И на листе получается точка.

Ребята, посмотрите какой красивый у меня шар. Какой он? (Воспитатель отходит дальше). А теперь какой он? Правильно, наш шар превращается в точку.

Вы когда – нибудь были в картинной галереи? Как вы думаете, что находится в ней? Я предлагаю создать свои картины из точек и организовать картинную галерею. Для каждой картины необходимо придумать название.

Ребята, как вы думаете, кого можно пригласит в нашу галерею? Кто хочет начать экскурсию первым?

Модификации игры: Дети выкладывают для своих картин рамки, используя детали из различных наборов.

Рефлексия. После посещения «картинной галереи» дети могут нарисовать понравившуюся картину.

«Пир на весь мир»

Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.

Ход деятельности:

- Дорогие ребята! У каждого из вас есть семья. Я хочу знать, хорошо вы знаете членов семьи. Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни.

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

Ну конечно это….(мама)

Кто же трудную работу

Может делать по субботам?-

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш….(папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печёт,

Вкусные оладушки?

Это наша….(бабушка)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …. (дед)

Кто веселый карапуз-

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка-

Это младший мой….(братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?-

Очень модная девчонка-

Моя старшая….(сестренка)

Воспитатель: - В каждой семье есть свои традиции. Традиции – это обычаи, действия связанные с определенными событиями. Должно быть, в ваших семьях есть свои традиции, с которыми вас познакомили мамы, бабушки, дедушки. Например, если у вас какой - нибудь праздник, то вы тоже в нем участвуете, помогая сервировать стол. Покажите, как вы помогаете своим мамам.

- Мы салат для мам готовим.

- Мы порежем и посолим (стучат ребром одной ладони о другую)

- Помидоры, огурцы (сжимают и разжимают кулаки)

- Скажут мамы: «Молодцы!» (Хлопают в ладоши)

- Есть и зелень и салат (разводят руки в стороны)

- То-то папа будет рад! (круговыми движениями потирают живот).

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Пир на весь мир».

- Я обед готовить буду.

Достою свою посуду,

Вот кастрюля – суп сварился.

В этой миске винегрет.

Чай зелёный заварился.

Приходите на обед! Р. Горенбургова).

Дети садятся за стол. Делают из наборов (№2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 мебель (стулья и столы) и сервируют столы, а затем «ходят» друг к другу в гости на придуманные праздники. Детям предлагается придумать и «приготовить» различные блюда. Рефлексия. «Солнышко».

Игра «Волшебники»

Цель. Обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

Предварительная работа. Прослушивание песни Ю. Энтина «Где водятся волшебники?»

Ход игры.

Где водятся Волшебники,

Где водятся Волшебники,

Где водятся Волшебники,

В фантазиях твоих.

С кем водятся Волшебники,

С кем водятся Волшебники,

С кем водятся Волшебники,

А с тем, кто верит в них.

Воспитатель: Я сегодня волшебница. Посмотрите, какая у меня «волшебная палочка». Хотите узнать, что я умею? (Из набора №2). Уменьшать и увеличивать фигуры. Был домик маленький –стал большой дом, зайчик маленький стал большой заяц. Ребята, а кто сам умеет работать «волшебной палочкой»? Дети самостоятельно «превращают» фигуры.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем в прошлом был этот предмет? (Хлеб-зерном; цыплёнок-яйцом). Может быть попробовать сложить предметы из деталей наборов? Интересно, какие они получатся?

Рефлексия. «Эмоции»

-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.

Игра «Морские обитатели».

Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.

Предварительная работа: Рассматривание серии сюжетных картинок «Морские обитатели».

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Я водяной, я водяной».

Восприятие художественной литературы: А. Порошин «Подводный мир».

Ход.

Про подводные глубины

Посмотрела я кино:

В батискафе опустились

Ихтиологи на дно.

Впереди большого ската,

Наблюдает командир:

В небольшой иллюминатор,

Виден весь подводный мир.

Словно жизнь на миг заснула

В океанской глубине.

Вот зубастая акула

С батискафом наравне.

Всюду — красные кораллы,

Очень тихо и темно.

Много нового узнала

Я из этого кино!

«Подводный мир (А. Парошин)». «Морские обитатели».

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о морях? Кто живет в море?

А кто хочет придумать нового нереального морского обитателя? Мы с вами превратим наш пол в огромный океан. Предлагаю сконструировать нового морского обитателя и придумать ему название.

Рефлексия.

-Ребята, во что мы сегодня играли? Понравилась вам такая игра? А что именно вам понравилось в этой игре.

«Путешествие»

Цель. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество, реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.

Предварительная работа: чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей». Музыкальная игра «Автобус». Беседа с детьми о том, как можно путешествовать и какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать в поездках.

Ход игры.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края.

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живется,

Мы песенку поём,

А в песенке поётся

О том, как мы живем:

ПРИПЕВ. Тра-та-та, тра-та-та,

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку, Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая.

Вот компания какая!

Вот компания какая

Мы ехали, мы пели,

И с песенкой смешной

Все вместе, как сумели,

Приехали домой.

Нам солнышко светило,

Нас ветер обвевал,

В пути не скучно было,

И каждый напевал.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как можно путешествовать? Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать?

Я предлагаю отправиться в путешествие на Северный полюс (с применением игровых наборов № 1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10) но не просто так. Мы для поездки соберём самые необходимые вещи. Только вещей не должно быть больше 6. Какие вы умницы, собрали столько вещей. Кто может мне рассказать, что взял с собой и зачем?

Рефлексия. «Солнышко»

«Стихийные бедствия»

Цель. Формирование основ безопасного поведения в природе, первоначальных представлений об особенностях природных явлений; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации.

Предварительная работа: беседа «Что такое стихийные бедствия?

Презентация «Стихийные бедствия»; конструирование из модулей зданий; ознакомление с художественной литературой (сказка «Три поросёнка»)

Ход игры.

Слышен шум ветра.

Воспитатель: Ребята, что это за шум? Может это ураган или буран? Чем могут быть опасны эти явления природы для человека? Какие вы ещё знаете стихийные бедствия? Друзья мои, а хотите испытать на себе опасность стихийного бедствия?

Для этого нам необходимо построить разные дома, каждый сам себе.

Когда строительство закончено воспитатель показывает, как можно изобразить землетрясение (стучать ладошками по столу) и ураган (дуть со всех сторон с большой силой).

Наконец – то прекратились стихийные бедствия, теперь необходимо провести «восстановительные работы». Ребята, как вы думаете, почему ваши дома разрушились? Может мы теперь попробуем построить более устойчивые дома? (Ситуация проигрывается ещё раз).

Рефлексия деятельности. Дошкольники отвечают на вопросы, предложенные педагогом:

Что у тебя получилось лучше всего?

Что у тебя не получилось и почему?

Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?

Что было самым трудным?

Что было самым интересным?

Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу?

Игра «Волшебная змея».

Цель: формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.

Игра «Аксессуары»

Цель: формировать сенсорные эталоны (накопление представлений о цвете, форме, величине), развитие у детей аналитического восприятия — умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

«Точки»

Цель: укрепить и развить руку ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, общей моторики через выкладывание различных предметов из точек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Презентация проекта «Развитие познавательных способностей дошкольников на основе игрового набора  «Дары Фрёбеля»...

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением компьютерной программы

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях ДОО с применением  компьютерной программы...

Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фребеля»

       Мышление как процесс познавательной деятельности, характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Адекватность психического отражения реально...

Развитие познавательных способностей дошкольников на основе инновационных музыкальных технологий.

Развитие познавательных способностей  - одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагога - создать максимальные условия, найти наиболее удачные способы подачи информаци...

Консультация для педагогов Развитие логического мышления дошкольников через использование игрового набора «Дары Фрёбеля»

        Цель — создание условий для формирования логического мышления игровыми математическими средствами.         Основны...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...