Дислалия
презентация по логопедии

Казанцева Ольга Владимировна

Данная презентация включает в себя понятие "дислалия", виды дислалии у детей и способы коррекции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dislaliya.pptx178.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дислалия Учитель-логопед: Казанцева О.В.

Слайд 2

Дислалия (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Слайд 3

Дислалия – нарушение звукопроизношения, которое обусловлено либо слабостью нейродинамических процессов, либо нарушением взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов, либо нарушением анатомического строения периферического речевого аппарата

Слайд 4

Формы дислалии : Функциональная - возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения; нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков. Механическая (органическая) – возникают в любом возрасте вследствие поражения периферического речевого аппарата; страдает группа звуков.

Слайд 5

Функциональная дислалия Дефекты воспроизведения звуков при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Причины возникновения: Общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции); запоздалое развитие речи; неблагоприятное социальное окружение.

Слайд 6

Формы функциональной дислалии : Акустико-фонематическая дислалия ; Артикуляторно -фонематическая дислалия ; Артикуляторно -фонетическая дислалия .

Слайд 7

Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико- фонематическое недоразвитие речи ) Гора-кора , жук-щук, рыбы- лыба

Слайд 8

Коррекционная работа при акустико-фонематической дислалии Подготовительный этап : - развитие фонематического слуха и навыка звукового анализа (на сохранных звуках и дефектных) ! работу по дифференциации звуков необходимо проводить так, чтобы неправильное произношение не мешало ребенку, опора только на слуховое восприятие материала.

Слайд 9

2 . При заменах звуков : постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя - дифференциация звуков

Слайд 10

3. При смешениях звуков: уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков

Слайд 11

Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно -фонематической дислалии Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи Крыса-крыша , Толя-Коля, Сад- Садь , Курича -курица, Рапа-лапа

Слайд 12

Коррекционная работа при артикуляторно -фонематической дислалии Подготовительный этап: - развитие артикуляционной моторики - развитие фонематического слуха

Слайд 13

2. При заменах звуков: постановка заменяемого звука - автоматизация этого звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик звука-заменителя - дифференциация звуков

Слайд 14

3. При смешениях звуков: уточнение артикуляционных и акустических характеристик одного звука уточнение артикуляционных и акустических характеристик другого звука - дифференциация звуков

Слайд 15

Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно -фонетической дислалии слабость мышц артикуляционного аппарата не сформированы правильные артикуляционные уклады звуки произносятся ненормированно ( Искаженное произношение звуков: ротицизм , ламбдацизм , сигматизм , йотацизм , каппацизм , гаммацизм , хитизм . Замены звуков: параротацизм , парасигматизм и т.д . ) фонетическое недоразвитие речи

Слайд 16

Недостатки произношения звуков р и р ’ ( искажения — ротацизм, замены — параротацизм ). Велярное – щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом, многоударная вибрация мягкого нёба. Увелярное - вибрирует только маленький язычок. Боковой ротацизм - в ибрирует один из боковых краев языка. Щечное - щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. Одноударный - отсутствует вибрация Кучерское - вибрируют сближенные губы Параротацизмы - замены звука р парным мягким р, а также л, j (йот ), г, д и др.

Слайд 17

Недостатки произношения звуков л и л ’ (искажения— ламбдацизм , замены— параламбдацизм ). Двугубное - наподобие краткого у, встречающегося в некоторых диалектах, или звука w, свойственного фонетическому строю английского языка. Параламбдацизм - замены кратким гласным ы, фрикативным г (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким л, j (йот), изредка встречается замена звуком р и некоторыми другими.

Слайд 18

Недостатки произношения звуков с — с ’ , з — з ’ , ц ( искажения— сигматизм , замены— парасигматизм ). Сигматизм : Межзубный - слышится более низкий и слабый шум, обусловленный положением языка, просунутого между зубами : круглая щель при этом заменяется плоской . Губно-зубной - в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами (как при образовании звука ф ) Боковой - Выдыхаемая струя воздуха проходит не по средней линии языка, а через боковую щель, одностороннюю или двустороннюю, так боковые края языка не прилегают к коренным зубам. Кончик языка и передняя часть спинки образуют смычку с резцами и альвеолами.

Слайд 19

Парасигматизм : Призубный - Язык приобретает переднюю смычную артикуляцию вместо щелевой, слышится звук типа взрывного то или, при звонком, — д . Шипящий - Язык принимает артикуляцию, характерную для ш, или артикуляцию смягченного шипящего звука, напоминающего укороченный щ

Слайд 20

Недостатки произношения шипящих звуков ш, ж , щ, ч Ш,Ж Щечное - Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется «тупой» шум, а при произнесении звонкого ж к шуму прибавляется голос; произнесение звука сопровождается раздуванием щек . Нижнее - Щель образуется не сближением кончика языка с твердым нёбом, а передней частью его спинки. Ш ипящие приобретают мягкий оттенок, напоминая звук, щ , Заднеязычное - Щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом.

Слайд 21

Щ Укороченное произношение; Замена мягким свистящим звуком; произнесение щ с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание шч (« шчука » вместо щука). Ч замену ч мягкой свистящей аффрикатой ц Замена на т или ш

Слайд 22

Недостатки произношения звука j (йот) ( йотоцизм ). замена мягким л (в его нижней или верхней артикуляции).

Слайд 23

Недостатки произношения звуков к, г, х, к ’ , г ’ , х ’ ( каппацизм , гаммацизм , хитизм ). При каппацизме и гаммацизме звук образуется смыканием голосовых складок, которые резко расходятся в момент прохождения через них воздушной струи повышенного давления. Воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Вместо к слышится гортанный щелчок . При хитизме слышится слабый гортанный шум. замены заднеязычных взрывных к и г переднеязычными взрывным m и д - паракаппацизма и паратаммацизма . Гаммацизм - замена фрикативным заднеязычным или фарингальным г.

Слайд 24

Коррекционная работа при артикуляторно -фонетической дислалии Подготовительный этап: формирование правильных артикуляционных укладов различение на слух правильного и дефектного произношения отработка опорных звуков 2. Этап постановки 3. Этап автоматизации

Слайд 25

Механическая (органическая) дислалия Нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции) Аномалии зубочелюстной системы: диастемы между передними зубами; Отсутствие резцов или их аномалии; Неправильное положение верхних и нижних резцов или соотношения между верхней и нижней челюстью (дефекты прикуса) Патологические изменения языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная уздечка; Аномальное строение твердого нёба. Губные аномалии (деформации)

Слайд 26

Механизм нарушения звукопроизношения при механической дислалии Анатомические дефекты артикуляционного аппарата дефекты звукопроизношения фонетическое недоразвитие речи

Слайд 27

Коррекционная работа при механической дислалии 1. Подготовительный этап помощь специалистов, развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование правильных артикуляционных укладов, развитие кинестетических ощущений. 2. Этап постановки – с помощью артикуляционной гимнастики , от опорных звуков, механический , смешанный. 3 . Этап автоматизации

Слайд 28

Дислалия: Простая –нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. Сложная – нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры )

Слайд 29

Этапы логопедического воздействия 1. Подготовительный Цель – включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. формирование осознанного отношения к занятиям., обговаривание правил поведения Работа над формированием восприятия звуков речи Работа над формированием артикуляционной базы 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Постановка звуков (по подражанию, с механической помощью, смешанный способ) Автоматизация звуков Дифференциация звуков.

Слайд 30

3 этап-формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Слайд 31

Варианты пересечения психолого-педагогическ ой и к линико-педагогическая классификаци й: Фонетическое нарушение речи ( ФНР): дислалия , дизартрия или стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия . Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР): дислалия , дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование логоритмических средств при устранении дислалии

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения....

Нарушения фонематического восприятия у детей. Дислалия.

Доклад в рамках взаимодействия логопеда и воспитателей ДОУ...

Дислалия

ДИСЛАЛИЯ        Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согла...

Роль дидактических игр в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Хорошая речь– важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании о...

Дислалия

В презентации дается определение, указываются причины дислалии,ее  формы, виды нарушений при дислалии, этапы логопедического воздействия....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ДИСЛАЛИИ...

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии.

Система коррекции функциональной дислалии у старших дошкольников. Роль домашних заданий в коррекции дислалии. Введение  Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время количе...