Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Морозова Екатерина Валерьевна

Упражнения для развития артикуляции у воспитанников дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_po_zvukam.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*

Упражнение № 1 «Наказать непослушный язык»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 2 «Пароход гудит»

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Упражнение № 5 «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 4 «Индюк»

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и

производить движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать

ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и

добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Упражнение № 5 «Качели» 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение № 6 «Лошадка» 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Упражнение № 7 «Беззвучно пощелкать кончиком языка»

Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.

3.  Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

Упражнение № 8 «Кучер»

Описание. Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют

характерный звук: «тпру-у-у».

Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет

вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).        

Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то

 попросите его крепче сомкнуть губы и подуть сильнее.

Упражнение № 9 «Маятник»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

Упражнение № 10 «Змейка»

Описание. Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

Обратите внимание! Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р, Р*

Упражнение № 1 «Чьи зубы чище?» 

Описание, Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

1.  Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Упражнение № 2  «Маляр»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

2. Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперед, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

Упражнение № 3 «Барабанщики»

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

1.Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. Следить, чтобы звук [д] носил характер четкого удара - не был хлюпающим.

3. Кончик языка не должен подворачиваться.

4. Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Упражнение № 4 «Толстячки – худышки»

 Описание. Поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

Обратите внимание! Губы сомкнуты.

Упражнение №  5 «Шарик»

Описание. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

Упражнение № 6 «Самовар»

Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося:  «Пых!»

Усложнение: 1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»).

2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

Упражнение № 8 Язык узкий.

Описание. Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким
удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.        

Обратите внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.

Упражнение № 9.  Язык широкий.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

Упражнение № 10. Чередование широкого и узкого языка.

Упражнение № 11. «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 12. «Загнать мяч в ворота»

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2.  Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение № 13. «Индюк»

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и

производить движения широким передним краем языка по верхней

губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать

ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и

добавить голос, пока не послышится [бл-бл] (как индюк болбочет).

Методические указания.

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

 

Упражнение  № 1 «Горка»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы,

широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Обратите внимание! Если затрудняется выполнить данное упражнение,

предложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение.

Упражнение № 2 «Ветер дует с горки»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Обратите внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

Упражнение № 3 «Кружок»

Описание. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую) сторону.

Обратите внимание!. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

Упражнение № 4 «Грибок»

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей

плоскостью к небу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка,

а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

Методические указания.

1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.

2.  Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не

должна опускаться.

3. При повторении упражнения надо открывать рот шире. «Загнать мяч в ворота». Описание упражнения и методические

указания см. во втором комплексе.

Упражнение № 5 «Вкусное варенье» 

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

2. Язык должен быть широким.

3.  Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 6 «Язык здоровается с подбородком»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку),

затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны. 2. Не подворачивать

нижнюю губу внутрь.

Упражнение № 7 «Фокус»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3.  Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Упражнение № 8. Чередование движений языка вверх и вниз.

Описание Открыть рот, язык как при упражнении «Широкий язык». Язык поднимаем вверх, опускаем вниз. Под счет раз, два, три, четыре

Обратите внимание!   Язык поднимаем и опускаем плавно, не рывком.

Упражнение № 9. «Наказать непослушный язык»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 10.  Язык широкий.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 10.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, С*, З,З*,Ц

Упражнение № 1 «Загнать мяч в ворота»

Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2.  Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Упражнение № 2 «Наказать непослушный язык»

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до десяти.

Методические указания.

1.  Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.  Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Упражнение № 3 «Сделать язык широким»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до 10.

Методические указания.

1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.

2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.

4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Упражнение № 4 «Кто дальше загонит мяч?»

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щеки.

3. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение № 5 «Почистим зубы» 

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение № 6. «Пожевать язык»

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, вы осуществляет самомассаж языка.

Упражнение № 7. Подъем языка за верхние зубы.

Описание. Открыть рот, язык как при упражнении «узкий язык», затем кончик языка заводим за верхние зубы.

Обратите внимание!  Челюсть неподвижна, двигается только язык.

Артикуляционная гимнастика по звукам.

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Л, Л*

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р, Р*

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж, Ч, Щ

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, С*, З,З*,Ц

Использованная литература

  1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под редакцией Т.В. Волосовец, Москва АКАДЕМИА 2002
  2. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Куликовская,

Гном и Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц

Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л...

Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".

Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Материал для логопедов и родителей....

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь

Материал для логопедов и родителей....