Основные этапы и направления развития речи детей раннего возраста.
презентация по логопедии

Мержиевская Юлия Владимировна

Для того, чтобы понять по каким направлениям проводить работу по развитию речи в том или ином возрасте, необходимо знать и понимать онтогенез нормальной детской речи, основные его закономерности. Этому вопросу посвящены многочисленные научные исследования. Одной из значимых работ по данной теме является труд замечательного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева "Вопросы изучения детской речи", вышедшей в 1961 году.  Не смотря на то, что труд А.Н.Гвоздева основывается на наблюдениях за одним ребенком, его сыном, и то, что исследование проводилось в первой половине 20 века, тщательный анализ ежедневных наблюдений и записей автора, позволяет выявить реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья22.64 КБ
Файл презентация204.81 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы и направления развития речи детей раннего возраста.

Для того, чтобы понять по каким направлениям проводить работу по развитию речи в том или ином возрасте, необходимо знать и понимать онтогенез нормальной детской речи, основные его закономерности. Этому вопросу посвящены многочисленные научные исследования. Одной из значимых работ по данной теме является труд замечательного лингвиста Александра Николаевича Гвоздева "Вопросы изучения детской речи", вышедшей в 1961 году.  Не смотря на то, что труд А.Н.Гвоздева основывается на наблюдениях за одним ребенком, его сыном, и то, что исследование проводилось в первой половине 20 века, тщательный анализ ежедневных наблюдений и записей автора, позволяет выявить реальные закономерности усвоения языка в онтогенезе.

Прежде чем приступить к освещению основных этапов развития детской речи в раннем возрасте, следует отметить, что в основе усвоения ребенком того или иного слова, понятия, грамматической формы лежит усвоение понимания слов, понятия или грамматической формы. Т.е. ребенок должен сначала понять, установить связи между предметом и его названием, между  действием и его названием, между  признаком  и его названием, между неречевой ситуацией и грамматическим признаком. Только после этого накопленные в импрессивной речи наблюдения, могут при определенных условиях быть реализованы в экспрессивной речи.

Исходя из выше сказанного – одно из направлений работы – развитие импрессивной речи: накопление понимания значений слов и грамматических признаков. И эту работу необходимо проводить опираясь в большей степени на принцип наглядности, вовлекая детей в активную деятельность.

В возрасте от 1г 3м до 1г 8 м речь детей представлена в виде отдельных аморфных слов-корней («ко» - кошка) или звукоподражаний («мяу» - кошка). Эти слова, лишенные каких-либо грамматических признаков ребенок использует в роли предложения. В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. В различных предложениях аморфные слова используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.

Один из важнейших этапов в становлении детской речи наступает в 1г 8м, когда ребенок объединяет в одном предложении  сначаладва, а затем три аморфных слова («Мяу пи» - кошка пьет; «Би-би у-у-у-у» - машина едет). Ребенок пытается в таком предложении выразить законченную мысль, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами в таком предложении отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывании, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси, пать). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знаковые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и т. д.) ребенок воспринимает лить общую часть этих слов (дом).

Это очень важный этап не только в развитии речи, но и в развитии мышления ребенка. Благодаря переходу на новую ступень в развитии мышления, возможен переход ребенка от называния отдельных слов к выражению мысли  посредством предложения. Не смотря на то, что слова в таком предложении аморфны, могут быть представлены и лепетными словами, и звукоподражаниями, и аморфными словами-корнями, в подобном предложении мы можем четко выделить грамматическую структуру предложения, его основу, состоящей из подлежащего и сказуемого. Без накопления в импрессивной речи достаточного количества глаголов, служащих для выражения сказуемого, у ребенка предложение не появится.

Соответственно, основным направлением в работе по развитию речи в данном возрасте будет работа по развитию глагольного словаря в импрессивной речи и перевода его в экспрессивную речь. Богатейшим материалом для работы в этом направлении служат потешки и русские народные сказки: из-за насыщенности  глаголами и повторов глаголов. Разыгрывание сказок, вовлечение в этот процесс детей (и как слушателей, и как активных участников) – один из вариантов работы в данном направлении. Так же речь педагогов и окружающих взрослых должна быть максимально насыщена короткими простыми предложениями, ни в коем случае не отдельными словами! 

С 1г10мес начинается активное усвоение грамматической структуры предложения: появляются первые формы слова, первые грамматические отношения между словами. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении.

В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, па этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова.

Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями ы-, -и(фонетически всегда –ипо причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием –у(кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием ы (нет кисы), окончание –едля обозначения места («толе» вместо на столе ), при этом предлог не употребляется.

Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени (без чередования в основе) (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы.

В результате  усвоения данных грамматических категорий происходит распространение предложений за счет появления дополнения, выраженного существительным в винительном падеже (Кошка ловит\поймала мышку. Зайка ест морковку. И т.д.)  и обстоятельства места, выраженного существительным в предложном падеже (собака спит в домике).  Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (мальчик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов. В данном возрастном периоде начинают усваиваться уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Так же в это период появляются первые прилагательные, чаще всего и форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными.

 Появление прилагательных связано с накоплением сенсорного опыта, наблюдений. Очень важно в данный возрастной период предоставить детям как можно больше возможностей в накоплении зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных (особенно тактильных) ощущений. 

Начало формы

С двух до двух с половиной лет  происходит активное усвоение флексивной системы языка. Система флексий русского языка очень широка и разнообразна и систематизируется при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией (т.е. значением) и частотностью использования в речи окружающих.

Общей тенденцией детской речи является первоначальное усвоение наиболее частотных флексий. В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А. Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями. Так, формы существительных родительного падежа множественного числа имеют несколько вариантов окончаний: -ов (столов), нулевое окончание (колес), -ей- (ключей), среди которых продуктивной флексией является окончание -ов-. В связи с этим длительное время в речи детей наблюдаются замены непродуктивных флексий окончанием –ов (много ложков, ножов). Чем больше флексий используется в языке для выражения одно и того же грамматического значения, тем труднее усваиваются эти формы.

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования , позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка.

На этом этапе в детской речи среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение но лицам (кроме 2-го лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются лишь в именительном падеже. В ряде случаев прилагательные употребляются после существительных. Личные местоимения уже усвоены. В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантически простые предлоги: в, на, у, с. Но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

 Все это способствует дальнейшему расширению и усложнению грамматической структуры предложений до 5-8 слов., появлению сложных предложений.  Активное употребление прилагательных способствует появлению определений в предложениях; усвоение предлогов способствует появлению обстоятельств места; усвоение союзов способствует появлению однородных членов и сложносочиненных предложений.

Соответственно в этот промежуток времени целесообразно проводить игры со специально отобранным речевым материалам, направленным на усвоение той или иной грамматической формы.

В следующем возрастном периоде от 2 л 6 м до 3 лпродолжается усвоение более частных правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных (усвоение окончаний множественного числа: -ов, -ами, -ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа: -а,  (рога, стулья)).

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах.

На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы.

В речи детей на этом этапе происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

        К трем годам, как правило, дети овладевают даже трехсложными словами с различной слоговой структурой. Предпосылками для овладения слоговой структурой слов первоначально является работа по развитию восприятия и отхлопыванию ритмов. Затем необходимо подключить проговаривание одинаковых слогов с различной ритмической организаций (для этого замечательно подходят потешки). На последующих этапах возможно соединение отхлопывания и проговаривания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №45 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ: МЕРЖИЕВСКАЯ Ю.В.

Слайд 2

Александр Николаевич Гвоздев 1892 - 1959 «Вопросы изучения детской речи». М.: 1961.

Слайд 3

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ ПОНИМАНИЕ ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Слайд 4

Схема нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву) Период Под- период (этап) Воз- раст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка Объем и типы предложений Грамматический строй Существи- тельные Глаголы Прилага - тельные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Предложения из аморфных слов-корней Однословное предложение 1г. 3 м. 1г. 8 м. отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (22 слова) Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два динако-вых слога: «га-га», «ту-ту». а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Нет Нет Предложения из двух слов-корней. 1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто путается один из слогов. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк, Нет Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов 1г.10м. 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит. с окончанием– у ; Именит. мн.ч. с окончанием – ы, -и (фонетич. всегда и ); Иногда предложный с окончанием– е. Суффиксы уменьшительности. Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода. Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не. В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком Нет Усвоение флексой системы языка 2 года 2 г. 6 м. Дальнейший рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам, вилкам», «сипут». Суффиксы – ок, -чик и др. Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: - у, -е, -а, -ом, реже – ой. Во мн.числе – ы (фонетически – и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 рилагатель-ных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит. падеже. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуля-ционно близких звуков. Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет

Слайд 5

1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов)

Слайд 6

Схема нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву) Период Под- период (этап) Воз- раст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка Объем и типы предложений Грамматический строй Существи- тельные Глаголы Прилага - тельные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Предложения из аморфных слов-корней Однословное предложение 1г. 3 м. 1г. 8 м. отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (22 слова) Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два динако-вых слога: «га-га», «ту-ту». а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Нет Нет Предложения из двух слов-корней. 1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто путается один из слогов. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк, Нет Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов 1г.10м. 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит. с окончанием– у ; Именит. мн.ч. с окончанием – ы, -и (фонетич. всегда и ); Иногда предложный с окончанием– е. Суффиксы уменьшительности. Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода. Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Частицы: ка, да, то, не. В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком Нет Усвоение флексой системы языка 2 года 2 г. 6 м. Дальнейший рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам, вилкам», «сипут». Суффиксы – ок, -чик и др. Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: - у, -е, -а, -ом, реже – ой. Во мн.числе – ы (фонетически – и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 рилагатель-ных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит. падеже. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуля-ционно близких звуков. Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет

Слайд 7

Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично . Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит. с окончанием– у ; Именит. мн.ч. с окончанием – ы , -и ( фонетич . всегда и ); Иногда предложный с окончанием– е. Суффиксы уменьшительности.

Слайд 8

Схема нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву) Период Под- период (этап) Воз- раст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка Объем и типы предложений Грамматический строй Существи- тельные Глаголы Прилага - тельные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Предложения из аморфных слов-корней Однословное предложение 1г. 3 м. 1г. 8 м. отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (22 слова) Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два динако-вых слога: «га-га», «ту-ту». а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Нет Нет Предложения из двух слов-корней. 1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто путается один из слогов. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк, Нет Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов 1г.10м. 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит. с окончанием– у ; Именит. мн.ч. с окончанием – ы, -и (фонетич. всегда и ); Иногда предложный с окончанием– е. Суффиксы уменьшительности. Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад . ед. числа муж. и жен. рода. Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Частицы: ка , да, то, не. В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком Нет Усвоение флексой системы языка 2 года 2 г. 6 м. Дальнейший рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам, вилкам», «сипут». Суффиксы – ок, -чик и др. Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: - у, -е, -а, -ом, реже – ой. Во мн.числе – ы (фонетически – и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 рилагатель-ных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит. падеже. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуля-ционно близких звуков. Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет

Слайд 9

Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад . ед. числа муж. и жен. рода.

Слайд 10

Схема нормального развития детской речи (по А.Н.Гвоздеву) Период Под- период (этап) Воз- раст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура слова Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка Объем и типы предложений Грамматический строй Существи- тельные Глаголы Прилага - тельные Местоимения, наречия Служебные части речи Звуки Стечения согласных 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Предложения из аморфных слов-корней Однословное предложение 1г. 3 м. 1г. 8 м. отдельные аморфные слова в роли предложений (27 слов) Нет Несколько названий лиц, предметов (22 слова) Несколько позже сущ. появляются названия действий «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два динако-вых слога: «га-га», «ту-ту». а, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь. Нет Нет Предложения из двух слов-корней. 1г. 8 м. Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «неси», «дай». Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто путается один из слогов. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный Появляется в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цьк, Нет Усвоение грамматической структуры предложения Первые формы слов 1г.10м. 2 года Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именит. падежа с глаголом, развивается приглагольное подчинение. Многие предложения строятся аграмматично. Разграничено начинают употребляться следующие падежи: винит. с окончанием– у ; Именит. мн.ч. с окончанием – ы, -и (фонетич. всегда и ); Иногда предложный с окончанием– е. Суффиксы уменьшительности. Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица ед. числа, инфинитив, настоящее время 3-го лица ед. числа. Часто опускаются приставки. Прилагательные появляются с 2 лет без согласования с существительными чаще в им. пад. ед. числа муж. и жен. рода. Вот, там, где (де), еще, хорошо (лассо) не надо, надо и др. Смешиваются личные местоимения. (о себе говорит в 3-м лице) Нет предлогов и союзов. Частицы: ка , да, то, не. В трехсложных словах все еще опускается иногда слог, чаще предударный: «кусу» (укушу), может сохраняться количество слов в четырех -сложных словах К 2 годам твердые: н, т, д Боль-шинство стечений заме-щаются одним звуком Нет Усвоение флексой системы языка 2 года 2 г. 6 м. Дальнейший рост простого предложения. Появляются бессоюзные сложносочиненные, затем с союзами. Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам, вилкам», «сипут». Суффиксы – ок, -чик и др. Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: - у, -е, -а, -ом, реже – ой. Во мн.числе – ы (фонетически – и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа ). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 рилагатель-ных. Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит. падеже. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в. на, у, с. Союзы: и, то ,а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда приставки. Твердые с, л, затем: ы, в, р, з. Смешение артикуля-ционно близких звуков. Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет

Слайд 11

Усваивается дательный и творит. падеж. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед.числе: - у, -е, -а, - ом , реже – ой. Во мн.числе – ы (фонетически – и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн.числа). настоящее и прошедшее время. В прош.времени смешивается род. 23 прилагатель-ных . Иногда нарушается согласование и употребляется после существительных. Мн.число только в именит. падеже.

Слайд 12

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Усвоение служебных частиц речи 2 г. 6м. 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа : - ов , - ами , ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: « стулов ». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличительности , принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), « растемнело »; унификация приставок. С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений. Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Ч, ш, ж, щ, твердый ц Заканчивается усвоение групп согласных Нет Усвоение морфологической системы русского языка 3 года 4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении «на к о не». Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок. Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Усваиваются сравнительные степени наречий. Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при условном наклонении. Звуковая сторона речи усвоена После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. 4 года 6 лет Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. Усваиваются все частные грамматические формы. Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие сидя Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

Слайд 13

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа : - ов , - ами , ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: « стулов ». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличительности , принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), « растемнело »; унификация приставок. С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия.

Слайд 14

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Усвоение служебных частиц речи 2 г. 6м. 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн.числа : - ов , - ами , ах. Начинается влияния окончания ов на другие склонения: « стулов ». Начинают усваиваться другие падежные окончания: -а. (рога, стулья); суффиксы увеличительности , принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. На месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), « растемнело »; унификация приставок. С 3-х лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. Появляются краткие причастия. Отмечается смешение рода у притяжательных местоимений. Правильное употребление простых предлогов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. Ч, ш, ж, щ, твердый ц Заканчивается усвоение групп согласных Нет Усвоение морфологической системы русского языка 3 года 4 года Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев – нулевая флексия. Собственные словоформы. Продолжается влияние окончания –ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении «на к о не». Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок. Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Усваиваются сравнительные степени наречий. Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько, столько. Частица: бы при условном наклонении. Звуковая сторона речи усвоена После 3-х лет оценка чужого и своего произношения. Вопросы о значении слов. 4 года 6 лет Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который. Усваиваются все частные грамматические формы. Овладевает окончательно всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глагола при создании новых форм. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие сидя Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. С 4-х лет 6 мес. Попытка объяснить слова на основе их значения («детские этимологии») С 5-ти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

Слайд 15

Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....

Почему первый год жизни называют подготовительным этапом развития речи детей раннего возраста.

Первый год жизни – это подготовительный этап в развитии речевых возможностей ребёнка....

Основные закономерности развития речи детей раннего возраста

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. Это яркий, неповторимый отрезок жизни человека. Именно в том возрасте наилучшем образом развиваются многие психические процессы. ...

Развитие речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие»

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем ...

Консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей».

Экспресс – консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей»....

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Основные виды деятельности для развития речи детей раннего возраста.

Особую роль в речевом развитии ребенка раннего возраста играет значимый взрослый, т.к. именно ситуативно-личностное общение со взрослым является ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста....