Роль родителей в коррекции речевых нарушений
консультация по логопедии

Дауркина Анна Валерьевна

Занятия с детьми в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий  в домашних условиях. 
Задачи: 
1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях. 
2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

3. Сформировать представление о разнообразии  методов и приемов выполнения домашних заданий.

4. Обучить  практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Роль родителей в коррекции речевых нарушений

        Эффективность коррекционно-развивающего процесса  зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся: формирование  мотивации к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.  

        Логопедическое домашнее задание- это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

         Домашние задания  имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается  пройденный на занятиях у логопеда материал. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда.

        С самого начала необходимо  каждому родителю очень четко обрисовать  свою роль в  выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

         Необходимо,  усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого  выполнения школьных правил.

        Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал,   они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

        Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

        Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.         Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.         Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

        Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

При выполнении домашних заданий с детьми родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.
  2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
  3. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
  4. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
  5. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  6. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
  7. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  8. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  9. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  10. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных  возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.
  11. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15- 20 минут. 
  12. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

        Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания

Как работать со звуком

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Методические рекомендации

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
     Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

        Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я,

как лягушка.
А теперь слонёнок я,

хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

 ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

        Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
И, при этом я считаю:  

раз, два, три, четыре, пять...

        Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

        Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит

и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом

и потянем остриём.

        Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

        Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Упражнения артикуляционной гимнастики

        Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
     Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

                Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

        Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

 ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

        Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
И, при этом я считаю:  

раз, два, три, четыре, пять...

        Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

        Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

Упражнения дыхательной гимнастики

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый  выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 «Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»,

Правильное дыхание

Основные параметры правильного ротового выдоха

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый  выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 «Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»,

 «УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ»

Автор данной методики С.В. Коновалова

(диаметр шарика 2 - 3 см, длина веревки 60 см,

веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел)

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо -влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Крутить шарик лакательными движениями языка.

5. Язык - «Чашечка», цель - поймать шарик в «Чашечку».

6. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.

7. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

8. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

УПРАЖНЕНИЯ С ЛОЖКОЙ

1. Язык - «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

2. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

3. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

4. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

5. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

6. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

7. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

ИГРЫ С ВАТНЫМИ ШАРИКАМИ И БУТЫЛОЧКАМИ, СВЕЧКАМИ

«ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки).

«ПОЮЩАЯ БУТЫЛОЧКА»

Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание!

1. Следите за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

 «СВЕЧА»

Купите небольшие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

«ФОКУС» («Снежинка на носу»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение:

На кончик носа прикрепить кусочек кальки, ватки (1.5 см х 1,5 см) и сдуть его, при правильной воздушной струе он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно еѐ слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратите внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язык зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

«СЛАДКАЯ ЗАРЯДКА» (упражнения с Чупа-чупсом)

Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий Чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.

Сожмите Чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Удерживая Чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.

Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку Чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Поднимите широкий язык к небу, прижать Чупа-чупсом «грибок» к небу.

Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

В ходе выполнения артикуляционных гимнастик вы увидите, как сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и вместе с тем координированными. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку.

   

   

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Специфика работы логопедической группы ДОУ и  роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей...

Роль родителей в коррекции речевых нарушений детей

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании....

Роль дыхания в коррекции речевых нарушений

Роль дыхания в коррекции речевых нарушений...

Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей

Данная памятка раскрывает работу группы компенсирующей направленности в ДОУ. ...

Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями рол...