Методическая разработка.«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
статья по логопедии (подготовительная группа)

 Методическая разработка. "Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики."

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_novozhilova.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации родителям по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».

Новожилова Татьяна Алексеевна,

Санкт – Петербург, ГБДОУ детский сад № 7

Красносельского района, учитель-логопед;

Ермакова Татьяна Игоревна,

Санкт - Петербург, ГБДОУ детский сад № 7

Красносельского района, учитель-логопед.

Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет координированная работа органов артикуляции. К ним относятся губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо. От того, как плавно и быстро происходит переключение с одного движения на другое, а также удержание заданной артикуляционной позы зависит звукопроизношение у детей. Поэтому очень важно устранить эти нарушения и подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков. Это не происходит в один момент. Чтобы добиться у ребёнка правильных, полноценных движений артикуляционного аппарата логопед начинает свою работу с того, что сначала добивается правильного выполнения простых упражнений, а затем объединяет простые упражнения в сложные артикуляционные уклады требуемых звуков. В этом нам поможет артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс правильно выполняемых детьми, артикуляционных упражнений. Упражнения могут быть динамические и статические. Необходимо следить при этом за тем, чтобы работали нужные мышцы артикуляционного аппарата. Важно качество проделываемых упражнений, а не их количество. Главные задачи артикуляционной гимнастики развить и укрепить органы артикуляции, добиться их свободной подвижности. Эта работа должна проводиться регулярно, систематически и в комплексе с другими видами логопедической работы. Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке звуков, далее следует процесс вызывания звука (или постановка звука), затем автоматизация и дифференциация звука проходит по общепринятой схеме.

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, желательно несколько раз в день по 3-5 минут. Лучше всего, если в этом объединятся логопед, воспитатели и родители дома.

2. Все упражнения выполняются сидя возле зеркала, так чтобы Ваше лицо и лицо Вашего ребёнка были видны в нём. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом (9х12 см).

3. Следите за соблюдением правильной осанки у детей.

4. Дыхание ребёнка должно быть ровным, спокойным. Тело расслаблено, плечи опущены вниз.

5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, переход от одного движения к другому. Все упражнения лучше всего проводить под счёт 1и, 2 и…

6. Занимаясь с ребёнком, не забывайте о том, что основной вид деятельности у ребёнка - игровой, все игровые упражнения артикуляционной гимнастики имеют своё «игровое название » и повышают у ребёнка интерес к данному виду логопедической работы. Выполняя важные задачи по развитию артикуляции, ребёнок играет!

7. Ребёнок должен выполнять артикуляционные упражнения с удовольствием. Как только Вы почувствуете, что ребёнок устал, или ему стало не интересно - прекратите выполнение упражнений.

8. Каждое упражнение выполняйте 7 -10 раз.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Правильное дыхание очень важно при постановке звуков у детей с тяжёлым нарушением речи. Например, при постановке шипящих звуков необходимо добиться сильной струи воздуха, направленной прямо по желобку языка. Поэтому при коррекции звукопроизношения учитель-логопед уделяет большое внимание работе над дыханием. Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для развития речевого дыхания проводится дыхательная гимнастика.

Упражнения дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

 Методические рекомендации при выполнении дыхательной гимнастики:

• Проводить занятия необходимо в хорошо проветриваемом помещении.

• Не заниматься после еды.

• Упражнения можно выполнять ежедневно, но не более 3 – 6 минут.

• Все упражнения выполнять в игровой форме.

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Примерные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания:

«Загони мяч в ворота»

Предложите малышу присесть перед столиком так, чтобы мячик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на мячик, вытянув губы «трубочкой», чтобы мячик закатился в ворота.

«Чей мяч дальше улетит?»

Предложите ребенку присесть перед столиком так, чтобы теннисный шарик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на шарик, вытянув губы «трубочкой», чтобы шарик покатился по столу.

«Суп кипит»

Дайте малышу стакан с водой. Опустите в стакан соломинку для коктейля. Объясните, что край стакана должен быть на уровне губ. Пусть малыш дует в соломинку, не раздувая щеки, так, чтобы вода в стакане «кипела», как суп.

«Вьюга»

Предложите ребенку присест перед столом так, чтобы край стола находился на уровне его губ. Насыпьте на стол манку на расстоянии 10-15 см от губ ребенка. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на манку, вытянуть губы «трубочкой» так, чтобы получилась «поземка».

«Мыльные пузыри»

Дайте ребенку игрушку «Мыльные пузыри». Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на рамку, вытянув губы «трубочкой», чтобы надулся пузырь. Следите за тем, чтобы ребенок не раздувал щеки.

«Кораблик»

Налейте в таз воды. Опустите в воду кораблик, который можно сделать из бумаги. Покажите малышу, как можно заставить кораблик двигаться, если правильно подуть. Пусть малыш дует,вытянув губы «трубочкой», и не раздувая щеки.

«Пурга»

Натрите на крупной терке пенопласт и насыпьте его в пустую пластиковую бутылку. В пробку бутылки вставьте соломинку для коктейля. Пусть малыш дует в соломинку, вытянув губы «трубочкой».

«Осенние листья»

Осенью можно наблюдать, как «Листья шелестят». Вырезанные из тонкой бумаги листики прикрепить к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели.

«Одуванчик» (проводится весной на свежем воздухе).

Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого – третьего раза слетели все пушинки.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение выразительности и плавности речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все представленные методические рекомендации по работе над дыханием и правильной выработке артикуляции  помогут быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Список литературы:

1. Э. Я. Сизова. Курсы повышения квалификации. Лекции.

2. А. И. Богомолова «Нарушение звукопроизношения у детей». Пособие для логопедов.

3. «Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы». Сборник статей под ред. Л.С. Вакуленко.

4. С. М. Миронцева «Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников».

5.Л.П. Воронина, Н.А Червякова « Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

Формирование семантических полей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В процессе формирования лексики происходит уточнение понимания детьми смысла слов, соотнесение слова с определенными предметами или явлениями окружающей действительности, т. к. слово не то...

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов. Тема: «Формирование навыков правильного употребления предлогов в падежных конструкциях у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», презентация.

Что такое предлог? Разновидности предлогов и их классификация. Последовательность появления и усвоения служебных слов в речи? Программные требования к изучению предлогов в падежных конструкциях в стар...

Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельнос...

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Презентация на тему "Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...