Речевое развитие детей 6-7 лет
консультация по логопедии

Шестиалтынова Любовь Викторовна

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_6-7_let.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

В этом возрасте завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.

Звукопроизношение. 
К шести годам звукопроизношение у детей вполне нормализовалось, и работа идет по улучшению дикции, то есть умения правильно пользоваться звуками в потоке речи. Но это в большинстве случаев, не про наших детей логопедических групп, у многих сохраняются и замены звуков, и их пропуски, и нечеткости в произношении шипящих или свистящих.

Фонематический слух.            
Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания правописания».

Формирование навыков звукового анализа.
У детей подготовительной к школе группы получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться. Поэтому в подготовительной к школе группе этому разделу должно быть уделено большое внимание.

Словарный запас.
Словарь дошкольников 6-7 лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой. Опять же беру в пример детей логопедической группы. Дети основной подгруппы безошибочно называют такие профессии людей, как библиотекарь, тракторист, космонавт и др., дети логопедической подгруппы путаются в назывании профессий, часто называют библиотекаря продавцом, тракториста-фермером. В обобщениях не все могут правильно употребить слова «электроприборы», «школьные принадлежности», даже «продукты» зачастую заменяют то «овощами», то «фруктами». В этом возрасте дети хорошо ориентируются в назывании оттенков цветов (фиолетовый, серый), форм (прямоугольник, овал), употребляют в речи антонимы (вверх-вниз) и понимают смысл малознакомых сложных слов (экскаватор, эскалатор и пр.)

Грамматический строй.
Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами. Также могут наблюдаться ошибки в изменении слов в уменьшительно-ласкательную форму (из практики: изба-ИЗБАЧКА, ИЗБУЧКА, ИЗБАЛКА, ИЗБААААУШКА; дверь-ДВЕРЮШКА и пр.). В данном возрасте дети уже вполне владеют умениями словоизменения и словообразования, необходимо только совершенствовать эти умения и при необходимости корректировать.

Связная речь.
На вопросы отвечают развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Дети могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может сочинять сказки и фантазировать, причем иногда во вред воспитателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...