Презентация "Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития".
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Тумченок Елена Алексеевна

Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и взрослыми. Первые слова все маленькие дети произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет и чаще всего в их основе лежат звукоподражания.  Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь. Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Эти слова входят в его пассивный словарь. Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_leksikona_v_ontogeneze.t.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Р азвитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития»

Слайд 2

Этапы развития экспрессивной речи ребенка Слова - переход на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам , дай) с 11-12 мес. Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными ( гу , агу, гы ) с 2 до 5-7мес .; Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными ( ма-ма-ма , бу-бу-бу ) начало с 4-7,5 мес.

Слайд 3

закономерность начальных этапов становления речи у детей Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам , дай) с 11-12 месяцев Появление слов взрослого лексикона (молоко – моко , мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начинается с 1 года 7 - 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления речи у детей.

Слайд 4

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь. 1 год - 5-9 слов 1,5 года - от 20 до 40 (у разных авторов) 2 года - от 50 до 200 слов 3 года - от 800 до 1000 слов 3,5 года - 1100 слов 4 года - 1600 - 1900 слов 5 лет - 1900 - 2200 слов

Слайд 5

Развитие фразовой речи у дете й Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам ) - начало с 1 года 9 мес. до 2 лет. В 3 года употребление сложных придаточных предложений, появляются вопросы "почему?" "когда?", используются все части речи, предлоги и союзы. В 4 года - речь грамматически правильная используются суффиксы, более сложные фразы.

Слайд 6

Особенности развития речи у детей Особенность детской речи до 3 лет - многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции . Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: Звуки раннего онтогенеза речи: гласные: а, о, у, и согласные: м, п (б), т (д), н', к, г, х, с, -йот; Звуки среднего онтогенеза речи : гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л'; Звуки позднего онтогенеза речи : р, р', ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц.

Слайд 7

Признаки задержки речевого развити я Задержка речевого развития - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Возраст Симптомы 12 мес. Мало лепечет (тихий ребенок ). 18 мес. Не понимает простых слов: своего имени или названий окружающих предметов; не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь». 2 г. Использует несколько отдельных слов; не пытается повторять слова. 2,5 г. - Не знает названий окружающих предметов и частей тела; - не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения; - не умеет составлять фразы из двух слов ( нап -р: «дай молока»); ребенка часто не понимают взрослые. 3 г. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Слайд 8

Причины задержанного развития р ечи у детей ЗРР - результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов, либо сразу после них. ЗРР может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье ). ЗРР может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверх заботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают ! Причиной долгого молчания ребенка может быть занятость мамы: рано выходят на работу; некогда читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи у малыша. Постоянный просмотр телевизора детьми, игра в компьютер, игра с планшетом также может являться причиной ЗРР. Постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка.

Слайд 9

Факторы влияющие на развитие речи детей Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Слайд 10

Общие рекомендации по развитию речи детей Употребление педагогом простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям. Речь должна быть короткой, состоящая из 2-4 слов. Речь воспитателя должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для детей. Чаще употребляйте слова - действия, прося ребенка выполнить действия со знакомыми предметами. Хвалите ребенка его за каждую попытку сказать слово . Говорите с ребенком, используя новые слова. Новые слова выделяйте голосом, интонацией, сопровождайте демонстрацией предметов или действий. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией).

Слайд 11

Работа по развитию общей моторики. Развитие мелкой моторики. Развитие слухового восприятия . Формирование навыков артикуляционной моторики. Развитие зрительного восприятия . Формирование просодических компонентов речи. Взаимодействие с родителями. Развитие речи детей в ключает:

Слайд 12

1.Громова О. Е. Формирование начального детского лексикона // Логопед, 2004 - №1. 2. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи - Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32 3.Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958. 4.Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. – СПб., 1997 5.Трошин,О.В . Психологическое взаимодействие с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста средствами арт-терапии (семейно-центрированный подход )/ О.В.Трошин , Е.В. Жулина . – Н. Новгород: НОДНП, 2005. Список используемой литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

«Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития»

Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом.Речь - основное средство общения людей, орудие мышления и одновременное его необходимая основа. Мыслительная операц...

7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В консультации для родителей "7 причин задержки речевого развития ребенка" рассказывается, какие распрастранненые причины со стороны взрослого, пагубно влияют на развитие речи у ребенка!...

7 причин задержки речевого развития ребёнка

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И...

Развитие детского лексикона в онтогенезе. Основные этапы и причины задержки речевого развития.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых (воспитатель, родители),   т. е. овладение речью находится в прямой зависимости ...