Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ
материал по логопедии (старшая группа)

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ Ребенок с самого рождения слышит множество звуков: шум ветра, стук дождя, мяуканье кошки, музыка, речь людей и др. Чтобы ребенок научился правильно и четко произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, уметь пользоваться голосом, меняя громкость и скорость речи, различать звуки, он должен научиться внимательно слушать и слышать звуки. Л.А. Метиева рассматривает слуховое восприятие как последовательный акт, начинающийся со слухового внимания и приводящий к пониманию смысла слов через узнавание и анализ речевых сигналов, дополненных восприятием невербальной составляющей частью общения (мимика, жесты, поза). [1, с. 98] Развитие функции слухового анализаторов имеет важное значение для формирования речи. Дифференциация звуков речи является необходимым условием для их нормативного произношения. При этом несформированность фонематического слуха может стать одной из причин дислексии и дисграфии. Л.А. Метиева выделяет два направления развития слухового восприятия: развитие восприятия неречевых звуков и развитие фонематического слуха (восприятие речевых звуков). [1, с. 101] Развитие восприятия на материале неречевых звуков направлено на различение, а затем использование в качестве сигнала к определенным действиям. Для этого проводится последовательная работа с использованием дидактических игр и упражнений. На первом этапе для различения неречевых звуков требуется зрительная опора: ребенок должен видеть предмет, который издает новый звук, для сопоставления между слуховым образом и предметом. Можно использовать игры такие, как «Что звучит?», «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит», «Шумящие коробочки», «Тихо-громко», «Далеко-близко», «Быстро или медленно?», «Высокий и низкий звук», «Повтори по образцу» и др. В развитии слухового восприятия существенное значение имеет выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка. Подстраивая свои движения к ритму музыкальных произведений, ребенок начинает чувствовать этот ритм. Вот некоторые примеры упражнений для формирования чувства ритма: - отхлопывание, оттопывание, отстукивание простого ритмического рисунка по показу и на слух с постепенным усложнением ритмического рисунка; - повторение на музыкальном инструменте или с помощью другого звучащего предмета заданного ритмического рисунка; - изменение темпа деятельности/ изменение движений при изменении ритма или темпа музыки; - прекращение выполнения заданного движения при прекращении музыки; Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, сосредоточенность, помогает развивать координацию движений, оказывает дисциплинирующее воздействие. Кроме того, восприятию ритмических отношений также способствует использование наглядных моделей, например, обозначение короткой полосой - короткого звука, длинной полосой – длинного звука, или вертикальные полосы: длинная - акцентированный звук, короткая - неакцентированный звук. Различению звуков по высоте, длительности, силе звучания способствуют приемы работы, требующие активной деятельности самих детей: игра на музыкальных инструментах (в том числе шумовых), пение с различными заданиями, прослушивание отрывков из музыкальных произведений и выполнение при этом определенных заданных движений. Например, звуковысотные отношения точнее улавливаются, если повышение и понижение мелодии изображается при помощи прыжков игрушки по «лесенке» вверх и вниз, или исполняется песенка голосами «медведя» и «лисички» (то есть в различных регистрах). Громкость звучания осознается в процессе прослушивания спокойной и маршевой музыки и т.д. Таким образом, в процессе обучения у детей вырабатываются обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память, а значит, происходит обогащение имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ

Ребенок с самого рождения слышит множество звуков: шум ветра, стук дождя, мяуканье кошки, музыка, речь людей и др. Чтобы ребенок научился правильно и четко произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, уметь пользоваться голосом, меняя громкость и скорость речи, различать звуки, он должен научиться внимательно слушать и слышать звуки.

Л.А. Метиева рассматривает слуховое восприятие как последовательный акт, начинающийся со слухового внимания и приводящий к пониманию смысла слов через узнавание и анализ речевых сигналов, дополненных восприятием невербальной составляющей частью общения (мимика, жесты, поза). [1, с. 98]

Развитие функции слухового анализаторов имеет важное значение для формирования речи. Дифференциация звуков речи является необходимым условием для их нормативного произношения. При этом несформированность фонематического слуха может стать одной из причин дислексии и дисграфии.

Л.А. Метиева выделяет два направления развития слухового восприятия: развитие восприятия неречевых звуков и развитие фонематического слуха (восприятие речевых звуков). [1, с. 101]

Развитие восприятия на материале неречевых звуков направлено на различение, а затем использование в качестве сигнала к определенным действиям. Для этого проводится последовательная работа с использованием дидактических игр и упражнений. На первом этапе для различения неречевых звуков требуется зрительная опора: ребенок должен видеть предмет, который издает новый звук, для сопоставления между слуховым образом и предметом. Можно использовать игры такие, как «Что звучит?», «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит», «Шумящие коробочки», «Тихо-громко», «Далеко-близко», «Быстро или медленно?», «Высокий и низкий звук», «Повтори по образцу» и др.

В развитии слухового восприятия существенное значение имеет выполнение имитационных и разных двигательных упражнений различного ритмического рисунка. Подстраивая свои движения к ритму музыкальных произведений, ребенок начинает чувствовать этот ритм. Вот некоторые примеры упражнений для формирования чувства ритма: 

- отхлопывание, оттопывание, отстукивание простого ритмического рисунка по показу и на слух с постепенным усложнением ритмического рисунка;

- повторение на музыкальном инструменте или с помощью другого звучащего предмета заданного ритмического рисунка;

- изменение темпа деятельности/ изменение движений при изменении ритма или темпа музыки;

- прекращение выполнения заданного движения при прекращении музыки;

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, сосредоточенность, помогает развивать координацию движений, оказывает дисциплинирующее воздействие.

Кроме того, восприятию ритмических отношений также способствует использование наглядных моделей, например, обозначение короткой полосой - короткого звука, длинной полосой – длинного звука, или вертикальные полосы: длинная - акцентированный звук, короткая - неакцентированный звук.

Различению звуков по высоте, длительности, силе звучания способствуют приемы работы, требующие активной деятельности самих детей: игра на музыкальных инструментах (в том числе шумовых), пение с различными заданиями, прослушивание отрывков из музыкальных произведений и выполнение при этом определенных заданных движений. Например, звуковысотные отношения точнее улавливаются, если повышение и понижение мелодии изображается при помощи прыжков игрушки по «лесенке» вверх и вниз, или исполняется песенка голосами «медведя» и «лисички» (то есть в различных регистрах). Громкость звучания осознается в процессе прослушивания спокойной и маршевой музыки и т.д.

Таким образом, в процессе обучения у детей вырабатываются обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память, а значит, происходит обогащение имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты по развитию слухового восприятия у детей средней/старшей группы.

В конспектах представлен начальный этап обучения детей с нарушениями речи развитию слухового восприятия....

Консультация для родителей. Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста.

В данной консультации помещены рекомендации для родителей  по развитию слухового восприятия у детей раннего возраста....

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста

Игры и упражнения для развития слуховых реакций у детей раннего возраста...

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха

Конспекты дидактических игр по развитию слухового восприятия для детей с нарушением слуха...

"Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста"

     Воспитанниками моей группы являются малыши с одного года до двух с половиной лет. Это самый самечательный возраст, когда ребенок впитывает в себя сведения об окружающем мире...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...