Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе по развитию речи: обучение грамоте "В поисках Азбуки"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ганькина Екатерина Юрьевна

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться. Задачи: Образовательные: 1.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове. 2.Закрепить графический образ букв. 3.Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами. 4.Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги. 5.Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов. 6.Продолжать учить детей разгадывать ребусы, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок 7.Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие). Развивающие: 1. Развивать фонематическое восприятие. 2. Развивать память и внимание. 3. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. 4. Развивать умение ориентироваться в пространстве. 5. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук. 6. Развивать самостоятельность, инициативу Воспитательные: 1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе. 2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий. 3. Воспитывать любовь к родному языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_v_poiskah_azbuki.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе  по развитию речи: обучение грамоте

"В поисках Азбуки"

Составитель:

Учитель-логопед

Ганькина Е.Ю.

Санкт-Петербург

Цель: закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; поддерживать интерес к обучению в школе, желание учиться.                                                                                                      

  Задачи:

Образовательные:

1.Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.

2.Закрепить графический образ букв.

3.Закрепить  умения детей составлять предложения с заданными словами.

4.Закреплять умение делить двусложные и трехсложные слова на слоги.

5.Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов.

6.Продолжать учить детей разгадывать ребусы, совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок

7.Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие).

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать память и внимание.

3. Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

5. Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.

6. Развивать самостоятельность, инициативу

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

2. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

 

Материал для занятия:

 конверты с заданиями, два ключа: один разделен на три части, другой - целый, книга «Азбука»(иллюстрации подготовили воспитанники), доска, сюжетные картинки, предметные картинки, фишки красного ,зеленого и синего цветов, карточки-схемы предложений, слоговой поезд, разрезные слоги, буквы, нарисованная дверь, самодельная кукла Буратино.

 

                                                   Ход занятия:

Приветствие друг друга:

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

При встрече здороваться,

Доброе утро солнце и птицы,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

         Педагог: Ребята! Сегодня в наш детский сад пришел один герой, отгадайте кто он!

Деревянный озорник 
Из сказки в нашу жизнь проник. 
Любимец взрослых и детей, 
Смельчак и выдумщик затей, 
Проказник, весельчак и плут. 
Скажите, как его зовут?


Да,это Буратино! Но почему он грустный? Смотрите, ребята, у него в руках письмо!
Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.  

Загадка:

Доктор кукольных наук
В куклах вызывал испуг
Страшный, с длинной бородой
Догадались,кто такой?
(Карабас Барабас)

 «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Карабас Барабас. Я забрал у Буратино Азбуку, потому что он не серьезно относился к учебе, читал мало и вообще забывал книгу в разных местах. Я спрятал её в комнате и запер дверь на ключ. А ключ заколдовал. Если хотите помочь Буратино вернуть Азбуку, вам нужно выполнить сложные задания, если справитесь с ними, вы сможете расколдовать ключ и открыть волшебную дверь!

-  В конверте лежат и задания от Карабаса - Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?

      Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика. Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания  и умения,  закроем глаза, и повторим все вместе:

«Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Барабаса.

- У нас три конверта с заданиями.

Конверт  №1

  «Словарная работа над словом-КЛЮЧ»

Ребята, Карабас Барабас просит нас рассказать в каких значениях в русском языке употребляется слово Ключ(если дети самостоятельно отгадывают, педагог выставляет картинку после его объяснения, если дети затрудняются в ответе, то дается предметная картинка –подсказка).

Много разных значений имеет это слово. Ключ - родник с чистой, свежей и прохладной ключевой водой. Ключ от замка, которым запирают квартиру, ворота или чемодан. Гаечный ключ, без которого не починить велосипеда, музыкальный скрипичный ключ.

 «Предложение»

 Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений) А предложения? (из слов) А слова? (из слогов) А слоги? (из букв).

Слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.

1.Мальчик веселый Буратино.

2.Любить мальчик деревянный приключения.

3.Черепаха дала мудрая ключ Буратино.

4. Ключик взять Буратино..

Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).

 А теперь приготовьте свои схемы предложений.

Слушайте внимательно предложения, которые я вам зачитаю, определяйте количество слов в нем и выкладывайте в нужной последовательности наши схемы.

1)Буратино деревянный.

2)Он наш любимый герой.

3)Буратино раскрывает тайны.

Все дети работают за столами, а один ребенок за доской. После  выполнения задания все сверяют результат. Сколько слов в первом предложении? (во втором, в третьем?) Скажите, что мы должны поставить в конце предложения? А если я спрашиваю что то    ( ?) А если я удивляюсь или восторгаюсь(!)

 Второе задание от Карабаса - Барабаса сложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.

Конверт  №2

«Слово»

 Назови одним словом.

1.Как можно одним словом назвать следующие слова

Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки)

Дуб, береза, ясень, осина, бук (деревья)

Корова, овца, коза, лошадь, свинья ( животные)

Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)

2.Какой посуда может быть ,по материалу, из чего она сделана? (глиняная, металлическая ,стеклянная, фарфоровая, алюминиевая, медная, эмалированная,).

3.Подберите слова, противоположные по смыслу: длинный (короткий), светлый (темный), быстрый (медленный),говорить (молчать),смеяться (плакать),громко (тихо),старый(новый),холодный (горячий),можно( нельзя),легко (тяжело).

 «Схема слова».

А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Сделаем звуковую схему слова. В первую очередь давайте повторим, на какие две группы делятся все звуки? (согласные и гласные) Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, (красным), а согласные (синим) мягкие согласные(зеленым). А гласные чем отличаются от согласных?(у согласных воздух не проходит и есть преграда, а гласные звуки нет преграды и воздух проходит свободно).

Физминутка Буратино

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

А потом бегом, бегом

Мы за ключиком пойдем.

Руку правую поднять –

И легонько помахать

Повернуться вправо, влево

Все внимание собрать

И работу продолжать!

«Поезд»

Вспоминаем правило: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Дети выбирают предметную картинку, определяют количество слогов, выделяют ударный слог и «сажают» в вагон. В первый вагон садятся картинки с первым ударным слогом , во второй- со вторым ударным слогом, в третий- с ударением на третьем слоге.

- Ребята, вы справились со всеми заданиями. И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.

- А что можно открыть золотым ключиком? (дверь). Я, кажется, знаю, где эта дверь находится. В конверте я нашла схему, по которой мы можем найти  дверь комнаты, где спрятана книга (смотрим схему и идём).

-  Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете.

              

            Пальчиковая гимнастика «Замок».

                      На двери висит замок

                      Кто его открыть бы смог.

                      Повертели, покрутили,

                      Потянули и открыли.        

 (Руки в замке) 
(Пальцы тянем, не разжимая) 
(Вращаем руки, пальцы не разжимая) 
(Стучим основанием ладоней) 
(Руки разжимаются)

Подходим с детьми к нарисованной двери, открываем ключиком дверь, находим книгу. Мы со всеми заданиями справились, нашли нашу азбуку, нужно произнести волшебные слова ,чтобы снова оказаться в нашем родном садике:

«Раз, два ,три , в группу нашу нас веди!»

 

Рефлексия. Ребята, давайте вспомним как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?

Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем, что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе (развитие речи) “Весна” с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цель: развитие связной речи по лексической теме “Весна”.Задачи:- закреплять характерные признаки весны;- обогащать и активизировать словарь по теме “Весна”;- воспитывать у дете...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе (развитие речи) “Фрукты” с использованием информационно-коммуникационной технологии.

Цель: закрепить понятие “фрукты”.Задачи:- способствовать развитию связной речи;- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;- учить узнавать и различать фрукты, выделять характерные ...