Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква Ц". "Цыпленок Цып".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_zvuk_ts.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Звук Ц, буква Ц.

"Цыпленок Цып".

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

  • Автоматизировать звук [Ц].
  • Познакомить с буквой Ц.

Коррекционно-развивающая:

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать навык звуко-буквенного анализа односложных слов.
  • Развивать грамматический строй речи.
  • Развивать психические процессы.

Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

Оборудование: зеркала, схема «Характеристика звуков», цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, звуковые домики, буква Ц, буквенный конструктор, мультимедийное оборудование и презентация.

Ход занятия:

Этапы:

Содержание:

  1. Организационный момент.

1. Отгадывание загадки.                         Явился в желтой шубке,

                                              Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок.)

2. Психогимнастика. Дети изображают цыпленка, сидящего в яйце. Показывают, как цыпленок вылезает из скорлупки: сначала высунул голову, левое крыло, потом правое крылышко, лапки.

  1. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Улыбочка», «Хоботок», «Улыбочка» – «Хоботок», «Почистим нижние зубы», «Качели», «Горка».

2. Дыхательное упражнение. 

«Чистим клювик». Дифференциация ротового и носового выдоха.

1) гладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям (5 раз).

2) рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая левую указательным пальцем. Так же – вдох через левую ноздрю (8-10 раз).

3. Сообщение темы занятия. Какой мы слышим первый звук в словах цыпленок Цып?

Артикуляция звука Ц. Губки в улыбке. Зубки чуть приоткрыты. Язычок прижимается к верхним зубкам, а затем сильной воздушной струей отрывается язычок от зубок и воздух выходит из ротика. Горлышко молчит. Всегда твердый!!! Символ.

-Сегодня мы будем слушать и произносить звук [Ц] и сочинять сказку о цыпленке Цыпе.

4. Слоговые дорожки.

-Посмотрел Цып вокруг и удивился: ац-оц-уц, иц-оц-эц! Увидел котенка, испугался: ца-цо-цу? Курица успокоила его: цэ-ци-цо.

5. Произнесение звука ц в словах.

Затем пошел Цып гулять. Вышел Цып во двор и увидел много… (огурцов). На клумбе росли… (цветы). Ах, как много…(цветов)! По двору бегала … (овца). А на дереве сидели…(птицы). Эту птицу зовут …(синица). Ах. Как много…(синиц)! 

 А это что за птица?                   На шесте дво... (рец),

Во двор... (це) пе... (вец),

А зовут его скво... (рец).

Определение позиции звука Ц в словах. Огурцы, цветы, овца, синица, скворец.

6. Упражнение на координацию речи с движением.

Где всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, погода – день

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей здесь ты почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый, словно иней

Хозяин ледяной пустыни.

Дети обнимают себя за плечи.

Ладонями закрывают – открывают глаза.

Поднимают руки над головой – «крыша».

Ладонями показывают льдины

Ставят ладонь козырьком над глазами, вправо влево.

Делают махи руками

Подражают походке медведя.

7. Буква Ц.

Подошел цыпленок к бачку с краном. На что же он похож? На букву Ц. 

Буква Ц - внизу крючок,

Точно с краником бочек.

Найдем ее в кассе букв. Выложить из палочек букву ц.

8. Звуко-буквенный анализ слова Цып.

Как зовут цыпленка? Цып. Какой первый звук в слове Цып? Ц. Какой это звук? Согласный, глухой, твердый. Положим синий кружочек. Какой второй звук? Ы. Какой это звук? Гласный. Положим красный овал. Какой последний звук в слове? П. Какой это звук? Согласный, глухой, твердый. Положим синий кружочек. Сколько звуков в слове цып? Три. Сколько гласных звуков? Один. Сколько согласных? Два. Сколько слогов? Выложим слово Цып из букв. Первую букву возьмем большую.

Правило: Имена людей и клички животных пишутся с  большой буквы.

9. Произнесение звука ц в чистоговорках. Пора цыпленку возвращаться домой, а по пути он начал сочинять чистоговорки.

Ца-ца-ца — вот идет овца,

Цу-цу-цу — не боюсь овцу,

Цы-цы-цы — нет овцы.

Цо-цо-цо — мы вымыли лицо.

Ец-ец-ец — мы ели огурец.

Ац-ац-ац — у меня матрац.

10. Произнесение звука ц в предложениях. А вечером мама Курица прочитала цыпленку сказку.

Курица гуляла с цыплятами. Она нашла в траве кольцо. Курица положила кольцо на крыльцо. На крыльцо вышла бабушка. Она надела кольцо на палец.

Какие слова услышали со звуком ц?

  1. Итог занятия.

Что понравилось? Что было сложно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки К-Кь и буква К

Коррекционно-развивающие задачи:1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов.2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве.3. Науч...

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему: Звуки и буквы Ы — И

Коррекционно-развивающие задачи.1. Учить ребенка внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.2. Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.3. Учить слухо-произносительной дифференц...

Конспект логопедического занятия в старшей группе Тема: «Звук и буква ы».

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематических представлений «Звук и буква ы»....

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «К - Кь». БУКВА «К»."

ЗВУКИ   «К - Кь».    БУКВА    «К». ЦЕЛЬ: Закрепить   навыки   четкого    различения   ...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе "ЗВУКИ «П – Пь», «Т – Ть», «К –Кь». БУКВЫ «П, Т, К».

ЗВУКИ   «П – Пь»,  «Т – Ть»,  «К –Кь». БУКВЫ  «П,  Т,   К».ЦЕЛЬ:  Закрепить   н...