Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Махрова Юлия Александровна

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составления сказки по серии картинок. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование грамматического строя речи (употребление качественных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, мышления, творческого воображения, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи.Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx26.71 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Коррекционно-образовательные задачи. Актуализация словаря по теме "Сказочные герои". Формирование целостного впечатления об изображённом на серии картинок. Совершенствование навыка составления сказки по серии картинок. Совершенствование навыка пересказа. Совершенствование грамматического строя речи (употребление качественных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания, мышления, творческого воображения, тонкой и общей моторики.

Воспитательные задачи.Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Иллюстрации к сказке "Красная Шапочка" по числу детей, поезд из фетра, картинки с изображением сказочных героев, контейнер с крупой и буквами, кольцевые пружины су-джок, театр на палочке.

Предварительная работа.Придумывание рассказов-описаний о сказочных героях, работа над общими речевыми навыками. Составление плана рассказа-описания. Чтение сказки Шарля Перро "Красная Шапочка".

1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Сообщение темы занятия. Развитие связной речи.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, а потом предлагает подойти к столу.

Логопед. Посмотрите, к нам на поезде приехали сказочные герои. Выберите себе по одному персонажу.

Логопед ставит на стол ведёрко, наполненное крупой. Он предлагает детям достать из ведёрка по одной букве и выбрать себе сказочного героя, имя которого начинается на эту букву.

Логопед. Я думаю, что вы уже поняли, что мы сегодня будем говорить о сказочных героях.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики, стоящие за столами.

2. Упражнение "Расскажи о сказочном герое". [Развитие связной речи (составление рассказа по заранее составленному плану). Уточнение и расширение словаря.]

Логопед. А начнём мы с составления рассказов - описаний. Опишите сказочного героя, которого вы выбрали.По какому плану вы это сделаете?

Дети. Мы скажем, как зовут героя, из какой он сказки, как выглядит и какой у него характер.

план рассказа-описания

1.Как зовут героя?

2.Из какой сказки герой?

3.Как выглядит?        

4.Какие черты характера?

Логопед совместно с детьми еще раз уточняет последовательность рассказа.

Логопед. Хорошо. Только постарайтесь подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопросы "Какой?", "Какая?" Кто хочет первым рассказать о своём сказочном герое?

Заслушиваются рассказы детей (4-5 человек).

1-й ребёнок. Я буду рассказывать о Красной шапочке.

Она из сказки "Красная шапочка".

Она маленькая девочка, которая всегда носит красную шапочку.

Она вежливая, добрая, милая, воспитанная, дружелюбная, доверчивая, заботливая.

2-й ребёнок. Моего героя зовут Айболит.

Он из сказки "Айболит".

Он сказочный доктор, который носит белый халат и шапочку. Айболит пожилой, у него седая борода и усы. На носу у него круглые очки.

Он добрый, внимательный, отзывчивый, самоотверженный, чуткий, вежливый, искренний, сочувствующий, бескорыстный.

3-й ребёнок. Я расскажу о Бабе-Яге.

Она из сказки "Гуси-лебеди".

Баба-Яга - это колдунья у которой костяная нога и нос крючком. Она старая, страшная, косматая, неопрятная. Яга носит платок и рваную одежду.

Яга вредная, коварная, злобная, кровожадная, хитрая.

4-й ребёнок. Я расскажу проАлёнушку.

Она из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Алёнушка простая русская девушка. У неё длинная коса. Одета она в сарафан и рубашку, а на голове косынка.

Она добрая, милая, ласковая, приветливая, вежливая, скромная, отзывчивая, аккуратная, доверчивая, хозяйственная, трудолюбивая, заботливая, любящая.

5-й ребёнок. Моего героя зовут Кот в сапогах.

Он из сказки "Кот в сапогах".

Кот ходит на двух лапах, носит сапоги, перчатки и шляпу с пером.

Он смелый, храбрый, хитрый, смекалистый, воспитанный, ответственный, умный, находчивый, верный, надёжный.

3. Пальчиковая гимнастика  "Любимые сказки". [Развитие тонкой моторики.]

(Дети поочередно массируют пальчики кольцевой пружиной су-джок. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок — румяный бок.
Есть Снегурочка — краса,
Три медведя, Волк и Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

4. Упражнение "Разложи по порядку". [Развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.]

Логопед в произвольном порядке раскладывает на столе картинки иприглашает детей к столу.

Логопед. А, сейчас я предлагаю вам составить сказку "Красная шапочка" по серии сюжетных картинок .

Рассмотрите картинки, которые лежат у вас на столах  и постарайтесь разложить их по порядку.

Дети выполняют задание.

Логопед показывает правильное расположение картинок и задаёт вопросы.

5.Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

Логопед даёт детям одну минуту для подготовки к пересказу сказки.

Каждый ребёнок встаёт напротив одной картинки и пересказывает то, что изображено на ней.

6.Пересказ сказки "Красная Шапочка"по серии сюжетных картинок. [Развитие связной речи.]

Логопед предлагает детям составить сказку по частям. Затем один из детей повторит сказку целиком.

Контрольные вопросы к прослушанной сказке. [Совершенствование диалогической речи.]

Логопед. Правильно ли поступила Красная Шапочка, что рассказала волку куда она идёт и где живёт её бабушка?

Дети. Красная Шапочка поступила неправильно. Нельзя было останавливаться в лесу и разговаривать с волком.

Логопед. Вы всё правильно объяснили. Молодцы!

Логопед. Подумайте, как бы закончилась сказка, если бы дровосеки не проходили мимо?

Дети. Красная Шапочка и её бабушка погибли и у сказки был бы печальный конец.

Логопед. Молодцы. Вы ответили на мои вопросы.

7.Подвижная игра "Красная шапочка"[Развитие слухового внимания, координации речи с движением, умения ходить по кругу в общем для всех темпе. Развитие плавности, напевности речи.]

Дети стоят в кругу со сцепленными руками. В центре ребенок, у которого на голове  красная шапочка, прикрывающая глаза.

Дети идут вокруг Красной Шапочки  и говорят:

Маленькая  девочка,

Красная  Шапочка,

К  бабушке с корзинкой шла

И ребяток здесь нашла.

Шапочку ты не снимай,

Кто позвал  тебя, узнай?

Ребенок, на которого указывает воспитатель, зовет : - "Красная Шапочка".

Она должна угадать, кто её позвал, назвать имя.

Угаданный ребенок становится Красной Шапочкой.

8. Игра "Что перепутал Незнайка?" [Развитие связной речи, речевого слуха, памяти, мышления, внимания.]

Логопед.Ребята, недавно ко мне на занятие приходил Незнайка. Он совсем не умеет читать и не знает содержание сказок. Вот что он мне рассказал. Давайте вместе попробуем разгадать, что перепутал незнайка.

Логопед. Взял Емеля сеть и пошёл к морю. Закинул сеть в море, вытащил, глядит- золотая рыбка.

1-й ребёнок. Нет. Емеля взял вёдра  и пошёл на речку. Опустил их в прорубь, вытащил, а там щука!

Логопед. Царевна-змея сбросила с себя змеиную кожу - и обернулась красавицей Бабой -Ягой.

2-й ребёнок. Царевна-Лягушка сбросила с себя лягушачью кожу - и обернулась красавицей Василисой Премудрою.

Логопед. Иванушка не послушался сестры, напился из медвежьего следа и стал медведем, прыгает перед Алёнушкой и лает: Гав-Гав-Гав!

3-й ребёнок. Иванушка не послушался сестры, напился из козьего копытца и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: Ме-ме-ме!

Логопед. Идёт Синяя Шляпка по лесу, песенки напевает и вдруг навстречу ей белый медведь.

4-й ребёнок. Идёт Красная Шапочка по лесу, песенки напевает и вдруг на встречу ей серый волк.

Логопед. Напекла Даша блинов, достала большой- пребольшой короб и говорит медведю: - Угощайся, Мишенька !

5-й ребёнок. Напекла Маша пирожков, достала большой- пребольшой короб и говорит медведю: - Отнеси пирожки дедушке да бабушке.

Логопед. Молодцы! Вы исправили все ошибки, которые допустил Незнайка.

9. Упражнение "Озвучь сказочного героя" [Развитие связной речи, эмоциональной сферы]

Дети под ритмичную музыку передают персонажа сказки( театр на палочке) по кругу . Останавливается музыка и ребёнок в руках которого остался персонаж должен озвучить героя.

Курочка Ряба

-Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Заяц

Как мне не плакать ! Была у меня избушка лубяная, а улисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться да меня же и выгнала.

Колобок

-Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою.

-Я по коробу скребён,

По сусеку метён,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён;

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца, не хитро уйти!

Три поросёнка

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Лиса

Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит:
-Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Айболит

" О, если я не дойду,

Если в пути пропаду,

Что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?

Дед

- Испеки, старуха, колобок.

-Из чего печь-то? Муки нету.

Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети: авось муки и наберётся.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.

1-й ребёнок. Учились составлять описание-рассказ сказочного героя.

2-й ребёнок. Пересказывали сказку по опорным картинкам.

3-й ребёнок. Делали пальчиковую гимнастику.

Логопед. А что вам понравилось на занятии?

Логопед. Молодцы! Вы всё хорошо запомнили. Мы говорили сегодня о сказочных героях, о том какими они бывают. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

РАССКАЖИ О СКАЗОЧНОМ ГЕРОЕ

Слайд 3

КАК ЗОВУТ ГЕРОЯ?

Слайд 4

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА Будем пальчики считать, Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, Колобок — румяный бок. Есть Снегурочка — краса, Три медведя, Волк и Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.

Слайд 5

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ

Слайд 6

РАССКАЖИ СКАЗКУ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Слайд 7

Подвижная игра Маленькая девочка, Красная Шапочка. К бабушке с корзинкой шла И ребяток здесь нашла. Шапочку ты не снимай, Кто позвал тебя, узнай?

Слайд 8

« ЧТО ПЕРЕПУТАЛ НЕЗНАЙКА ?»

Слайд 9

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ Емеля взял сеть и пошёл к морю. Закинул сеть в море, и попалась ему золотая рыбка. (Емеля взял вёдра и пошёл на реку за водой. Подошёл он к проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро.)

Слайд 10

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА Царевна-змея сбросила с себя змеиную кожу - и обернулась красавицей Бабой -Ягой. (Царевна-Лягушка сбросила с себя лягушачью кожу - и обернулась красавицей Василисой Премудрою.)

Слайд 11

СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА Иванушка не послушался сестры, напился из медвежьего следа и стал медведем, прыгает перед Алёнушкой и лает: Гав-Гав-Гав! (Иванушка не послушался сестры, напился из козьего копытца и стал козлёночком, прыгает перед Алёнушкой и кричит: Ме-ме-ме!)

Слайд 12

КРАСНАЯ ШАПОЧКА Идёт Синяя Шляпка по лесу, песенки напевает и вдруг навстречу ей белый медведь.( Идёт Красная Шапочка по лесу, песенки напевает и вдруг навстречу ей серый волк.)

Слайд 13

МАША И МЕДВЕДЬ Напекла Даша блинов, достала большой- пребольшой короб и говорит медведю: -Угощайся, Мишенька ! (Напекла Маша пирожков, достала большой- пребольшой короб и говорит медведю: - Отнеси пирожки дедушке да бабушке.)

Слайд 14

ОЗВУЧЬ ПЕРСОНАЖА СКАЗКИ

Слайд 15

КУРОЧКА РЯБА -Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое!

Слайд 16

ЗАЯЦ Как мне не плакать ! Была у меня избушка лубяная, а улисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась лиса ко мне погреться да меня же и выгнала.

Слайд 17

КОЛОБОК -Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою. -Я по коробу скребён, По сусеку метён, На сметане мешён, Да в масле пряжён, На окошке стужён; Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, От тебя, зайца, не хитро уйти!

Слайд 18

ТРИ ПОРОСЁНКА Нам не страшен серый волк, Серый волк, серый волк! Где ты ходишь, глупый волк, Старый волк, страшный волк?

Слайд 19

ЛИСА — Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший! Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку. А лиса и говорит: — Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Слайд 20

АЙБОЛИТ " О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки»

laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР через сказки»...

План - конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

План - конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста«Что нам нравится зимой»Задачи:• Познавательные:- расширить словарный запас детей, закрепить знания...

Конспект НОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Истории Лесного Сказочника(занятие по обучению пересказу детей 5-6 лет с ОНР)Задачи:-расширять словарный запас на материале русской народной сказки «Дружные зайцы»;-закреплять умение испол...

Конспект СОД по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Материал для развития связной речи детей, путем придумывания сказки на заданную тему, обучает умению описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; умения оценивать рассказы друг друга. О...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....