Статья "Современные подходы к развитию речи детей c ОВЗ посредством здоровьесберегающих технологий"
статья по логопедии

Тимофеева Марина Иосифовна

Сборник статей региональной конференции по вопросам формирования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к развитию речи детей c ОВЗ посредством

здоровьесберегающих технологий

Тимофеева Марина Иосифовна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 10», г. Зима

В настоящее время мы видим, как растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми нарушениями речи, это обусловлено ухудшением социальных и экологических условий. Известно, что у воспитанников с речевыми нарушениями обычно отмечаются отклонения в психоэмоциональной сфере, они чаще утомляются, что сказывается на их поведении и самочувствии, тем самым затрудняется восприятие окружающего мира, ослабляется речевая способность, а также ориентация в практической деятельности. В последнее время в трудах физиологов и гигиенистов (Л. П. Банниковой, Н. Н. Даниловой, Л. Е Панина), а также ученых в области валеологии (Г. К. Зайцева, М. Г. Колесниковой), в области образования (Б. Б. Егорова, В. Т. Кудрявцева и др.) появилось определенное количество научно обоснованных исследовательских работ, которые ориентированы на охрану физического и психического здоровья детей.

Сегодня, как никогда, остро ставится вопрос: «Какие нужны условия для совершенствования и формирования речи?» Одним из средств решения данной задачи является использование здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя комплекс разнообразных форм и методов. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации речевого процесса. В нашем дошкольном учреждении созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса. Творческой группой детского сада был разработан образовательный модуль «Здоровые дети». В основе модуля «Здоровые дети» лежит система работы с детьми (в том числе и с детьми с нарушениями речи), включающая в себя теоретические и практические методы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную.

Актуальность модуля обусловлена данными мониторинга соматического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников (I группа здоровья).

При оценке физического развития можно отметить, что преобладает средний уровень развития (как у мальчиков, так и у девочек). Материалы модуля разделены по блокам, один из них называется «По дороге к здоровью». В данном блоке используются разные коррекционные технологии, которые направлены на коррекцию и стимулирование речевого, познавательного и личностного развития ребенка: арт- терапия, музыкально-ритмическое воздействие, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, логоритмика.

«Логопедические дорожки» – проект, который предназначен для детей 4–8 лет с ТНР. Целью данного проекта является создание оптимальных условий для совершенствования и формировании речи посредством здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя не только традиционные, но и нетрадиционные методы, в число которых попадает гимнастика су-джок. Су-джок терапия – это система, основанная на традиционной акупунктуре, одно из направлений в восточной медицине, механически оказывает воздействие на рефлекторные точки кисти и стопы. Традиционно при массаже принято использовать иглы, остро заточенные палочки, камешки, семена, магниты, а также массажные шарики (медицинские тренажеры, внутри которых находятся металлические пружинки в форме кольца). Их применение безопасно, эффективно, они просты в использовании. Таким образом, используя специальные массажеры, мы улучшаем работу мозга, нормализуем мышечный тонус и двигательную способность рук, активизируем тактильные ощущения, адаптивные функции организма. Также данные массажеры можно использовать для профилактики плоскостопия.

 

Сейчас появилось много различных массажеров, например, «Чудо-валик», который может быть

сделан из дерева, силикона, пластмассы, резины. Его можно применять для массажа рук и стоп.

Массажные шарики используют в игровых упражнениях для коррекции фонетико-фонематической

стороны речи, формирования лексико-грамматического строя, звукового и слогового анализа слов.

Использование массажеров является одним из эффективных методов стимулирующей терапии.

Перед выполнением массажа проверяем целостность кожных покровов, а также гнойничковых

высыпаний.

Адаптивные массажные упражнения (массаж кистей пальцев рук, предплечья и стоп) для детей

следует проводить в виде веселой игры, которая может сопровождаться различными потешками,

стихами, песенками.

Цели адаптивных массажных упражнений: стимулирующее воздействие на речевую зону коры

головного мозга, нормализация мышечного тонуса и рабочей способности рук, активизация

тактильных ощущений, развитие чувства ритма и координации движений.

Адаптивные массажные упражнения можно усложнять, предлагая детям выполнять их под

ритмическую музыку. Ниже представлены примеры массажных упражнений:

1. «Колючий еж» (упражнение для ладошек): катаем шарик между ладонями, сжимаем и

разжимаем его правой рукой, а затем левой.

2. «Дорожки» (упражнение для пальцев и кистей рук): массируем подушечки и фаланги

пальцев на правой руке, а затем на левой, по каждой фаланге пальцев шариком делаем на-

давливающие движения (от кончиков пальцев до ладошек к и обратно).

3. «Катушка» (упражнение с пружинным кольцом для пальцев рук): прокручиваем кольцо

вокруг пальцев правой руки, затем – левой (направление движения: вверх – вниз).

4. «Веселый дождь» (комбинированное упражнение для мышц предплечья правой руки,

затем – левой): сначала осуществляем поглаживание, затем выполняем легкое пощипывание

(сжатие), далее шариком делаем легкие надавливания. Направление движений: от локтевого

сгиба к кисти рук, затем обратно.

Благодаря разработанному проекту дети, имеющие речевые нарушения, начинают

правильно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, вести здоровый образ

жизни.

Таким образом, используя современные здоровьесберегающие технологии, мы помогаем

каждому ребенку не только преодолеть речевые нарушения, но и укрепить психофизическое

здоровье.

Сборник статей региональной конференции по вопросам формирования в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком : сб. метод. мат-лов. – Иркутск: ГАУ ДПО ИРО, 2019. – 162 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий

Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего рече­вого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми на...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством использования технологии друдлы

В статье друдлы рассматривается в качестве одной из приоритетных техник развития речи дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающег...

Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии

В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями ...

Развитие речи детей с ТНР посредством ТРИЗ- технологии

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизнош...

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".

Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей  раннего возрастапосредством игровых технологий"....

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...

Консультация"Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий".

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий....