Родительское собрание "Профилактика нарушений речи у младших дошкольников"
консультация по логопедии (младшая группа)

Черных Ольга Ивановна

Статья посвящена профилактике речевых нарушений у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_roditeley.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация родителей

 «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников»

Учитель - логопед: Черных О.И.

МБДОУ №218

Заговори, чтобы я тебя увидел.  (Сократ)

                               Правильная, выразительная речь - портрет человека.

Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

 Развитие речи ребенка 2-4 лет происходит особенно быстро: пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки….

Овладение речью — это сложный, многосторонний процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития.

Итак, если все три составляющие достаточно хорошо развиты, мы можем говорить о том, что речь ребенка соответствует возрастной норме.

Если же один, два или все три фактора недостаточно развиты – мы говорим о задержке развития речи или о недоразвитии речи.

Почему же происходит задержка речевого развития?

Часто причины кроются в воздействии неблагоприятных факторов в период беременности, родов, в первые годы жизни.

Остановимся на некоторых.

Внутренние неблагоприятные факторы:

- мутации или «поломки» в наследственном аппарате, вследствие воздействия радиации, рентгеновских излучений, приводящие к наследственным заболеваниям;

- тяжелые и длительные заболевания во время беременности и до неё;

- возраст родителей.

К внешним неблагоприятным факторам относятся:

- радиационное воздействие;

- лекарственные препараты;

- бытовые и химические вещества;

- алкоголь;

- курение. Курение  может привести к таким  последствиям, как: дефицит массы тела новорожденного, нарушения в развитии нервной ткани и головного мозга, разрыв плодных оболочек, преждевременные роды.

К внешним неблагоприятным факторам относятся:

- Неполноценное питание. Для будущего ребенка большое значение имеет питание его матери. Дефицит веществ, необходимых для его развития и получаемых за счет питания беременной, может стать причиной различных пороков развития.

- Инфекционные заболевания.

- Стресс во время беременности. Особое значение воздействие стресса имеет для формирования и развития нервной системы плода

Главной задачей для родителей является предупреждение  влияния негативных факторов во внутриутробном развитии и в последующие годы развития ребенка.

Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

К сожалению, современный мир принес нам разные гаджеты.  И мы так все увлечены ими, что порой забываем, что рядом с нами маленький человек, который очень в нас нуждается. Раньше можно было увидеть такую картину: мама (папа) идут с малышом и разговаривают, взрослый что-то объясняет крохе, а тот о чем-то спрашивает. Сейчас картина совершенно другая: мама уткнулась в телефон, что-то ищет, смотрит, а ребенок со свойственным его возрасту любопытством даже не пытается пристать к маме с вопросами, просто молча идет за взрослым, или сидит рядом. Что он полезного узнал в этот миг? Печально, но НИЧЕГО! И так минуту за минутой, день за днем …. А потом взрослые вдруг начинают понимать, что ребенок отстает от сверстников. Но упущено время, нет внимания, нет усидчивости, нет знаний и пр. Чтобы обеспечить полноценное речевое развитие ребенка необходимо постоянно общаться с малышом.

При общении с малышом необходимо помнить, что:

• Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.

• Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика? », «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Вот несколько рекомендаций родителям, выполняя которые вы обеспечите полноценное речевое развитие малыша:

- постоянно разговаривайте с ребенком,

- дайте возможность ребенку слушать правильную речь (аудио),

- читайте малышу как можно чаще,

- занимайтесь по развивающим карточкам,

- разучивайте с ребенком стихи,

- выполняйте с ним артикуляционную гимнастику,

- развивайте мелкую моторику.

- давайте ребенку твердую пищу,

- радуйтесь успехам малыша,

- помните, что для малыша важен тактильный контакт.

Как видите, одним из условий формирования речи ребенка является артикуляционная гимнастика. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.

Опыт работы показал, что выполнение  комплекса упражнений в течение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция недостатков при фонетическом нарушении речи у старших дошкольников

Основными функциями речи является коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую и...

Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у старших дошкольников"

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекция нарушений речи у старших дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ»

Будет полезна учителям-логопедам, работающим в дошкольных учреждениях...

Особенности нарушений речи у детей — дошкольников с пароксизмальными состояниями

Согласно статистике, до 5% детей дошкольного возраста  имеют те или иные пароксизмальные феномены (Бадалян Л.О.,  2001). К ним принадлежат «застывания» и «рассеянность&raqu...

КОНСУЛЬТАЦИЯ учителя-логопеда для воспитателей младших групп на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ  учителя-логопеда для воспитателей младших групп   на тему: «Причины речевых нарушений и задержки развития речи у младших дошкольников»....

Выступление на родительском собрании "Нарушения речи у детей дошкольного возраста"

Сформированный лексико-грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи – эмоци...