Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Зарипова Мария Викторовна

Организация развивающей среды по подготовке к обучению грамоте дошкольников в старшем дошкольном возрасте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. В своей группе организовали развивающую среду по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

В процессе обучения грамоте предлагаем разнообразные формы: в одном случае это игра, в другом – непосредственно-образовательная деятельность - спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем они учителя, а не ученики и т.д.

Такие формы работы позволяют добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников используем разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Пособие "Паровоз", "Домик" используем с целью определения позиции звуков в слове. Дети размещают картинки в вагоны, соответствующие позиции заданного звука в слове. В 1-й вагон помещаются картинки, в названиях которых изучаемый звук стоит в начале слова, во 2-й - с изучаемым звуком в середине слова; в 3-й - с данным звуком в конце слова. В игре «Прочитай слово» по первым звукам, развиваем умение составлять слова из начальных звуков предъявляемых слов - картинок и анализировать их звуковой состав. Так же используем такие игры как «Слова – шпионы», где ребёнку предлагается найти лишнее слово. «Новое слово», где ребёнок, меняя первый звук в слове, получает новое слово. «Купи слово, назвав все звуки по порядку».

Немаловажную роль использование наглядного материала имеет при работе над слогоделением. При делении слов на слоги используем приемы, направленные на совместную деятельность слухового, зрительного и кинестетического анализаторов. Например, в упражнении "Корзинка»" дети читают слово, делят его на части, загружают в корзинку столько камешков, сколько слогов в прочитанном слове. Таким же образом дети упражняются в делении слов на слоги, играя в «Магазин», для того чтобы купить машинку ребёнку нужно назвать первый слог, как усложнение назвать второй, третий слог.  В игре «Почтальон» дети отправляют письма-картинки друзьям.  На конвертах вместо адреса - схемы. Определяя количество слогов в слове, ребёнок кладет картинку в соответствующий конверт. В игре «Подбери слово» ребёнок, выделяя, первый слог в слове выбирает соответствующее символьное обозначение слога, выделяет заданный слог из ряда других слогов.

После метод.объединения логопедов Оксана Сергеевна предложила нам новые игры «Длинное слово - короткое слово», с использованием полосок разной длины. Интересная игра с металлофоном на определение места звука в слове, если звук находится в начале слова, то ребёнок ударяет молоточком по соответствующей пластинке. Игра «Разноцветные перчатки» с использованием перчаток красного, синего и зеленого цветов. Ребёнок ловит заданный звук соответствующей цвету рукой в перчатке.

         Создание развивающей среды способствует  сенсорному и умственному развитию (зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу), усвоению лексико-грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...

Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.Центр по подготовке детей к обучению грамоте "АБВГДейка"

Статья о предметно-развивающей наполняемости  одной из зон логопедического кабинета-зоны по подготовке к обучению грамоте....

«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами....

«Создание развивающей среды по подготовке детей к обучению грамоте дошкольников в соответствии с ФГОС»

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами....

Статья для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомни...

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»

Консультация для родителей дошкольников «Подготовка детей к обучению грамоте»...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...