Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией
статья по логопедии (подготовительная группа)

Станилеско Ирина Васильевна

В статье отражены особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Башмакова С.Б., Станилеско И.В.

Киров, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

Значимой составляющей существования человека является речь. С помощью речи происходит взаимодействие, общение между людьми. Также она используется в процессе трудовой, познавательной деятельности человека, является эмоционально-экспрессивным средством, средством воздействия на сознание, средством образования мировоззрения, правил поведения, говоря иными словами, играет значительную роль в становлении и развитии личности [4].

Речь как система состоит из  фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Поэтому для овладения правильной, точной и красивой речью у человека должны быть сформированы данные речевые стороны.

На сегодняшний день, по данным ВОЗ примерно у одной трети детей встречаются нарушения речи различного генеза [3]. Одной из самых распространенных нарушений речи является дизартрия. По данным Е.Ф. Архиповой, 65% учащихся дошкольных учреждений страдают       дизартрией [1]. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство. Основные признаки речевого расстройства проявляются в нарушениях звукопроизношения, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа, ритма и интонации речи [2].

При планировании коррекционной работы учитываются характер речевого нарушения, специфика расстройств общей и речевой моторики, личностные особенности детей. Особое внимание в системе логопедической работы уделяется формированию лексической и грамматической сторон речи, особенностям коммуникативной функции речи [5].

В исследованиях отечественных ученых в основном отражены технологии коррекции фонетической стороны речи и проявления неврологической симптоматики при дизартрии. Работ по устранению недостатков лексико-грамматической стороны речи при данном речевом расстройстве недостаточно. Это связано с тем, что в специальных исследованиях недостаточно отражена доказательная база о характере данного расстройства.

Наша экспериментальная работа была направлена на выявление особенностей  лексико-грамматического строя речи у дошкольников с дизартрией.  Экспериментальная работа осуществлялась на базе МКДОУ «Детский сад № 150» г. Кирова.  В исследовании приняло участие 26 дошкольников пяти – шести лет, из которых 9 детей, имеющих диагноз дизартрия, подтвержденный неврологом,  и 17 детей с нормальным речевым развитием.

Для проведения диагностики была подобрана методика обследования лексико-грамматической стороны речи у детей, включающая 12 тестовых заданий, которые были отобраны из комплексных методик обследования речи О.Б. Иншаковой, Е.Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, О.Е. Грибовой,     Т.П. Бессоновой.

Основными направлениями исследования стали: оценка объема активного словаря (имен существительных, глаголов, имен прилагательных, наречий, числительных, местоимений, служебных частей речи, антонимов и синонимов), уровня сформированности обобщающих понятий существительных, семантической структуры слова, навыков словообразования и словоизменения.

После реализации задания у ребенка устанавливался уровень сформированности каждого компонента речи. Если ребенок набирал от 1 до 25 % от всех выполненных заданий, то уровень развития данного показателя определялся как слабый. Уровень развития, изучаемого критерия компонента речи, считался ниже среднего, если ребенок, по результатам выполнения заданий набирал от 26 до 50%. Если при выполнении всех заданий дошкольник набирал от 51 до 75%, в этом случае уровень изучаемого показателя речи определялся как средний. Более 76% от выполненных тестовых заданий - высокий уровень развития.

По результатам проведенного эксперимента было выявлено, что дошкольники с дизартрией имеют особенности уровня развитии лексической и грамматической сторон речи в сравнении с дошкольниками, имеющими нормальное речевое развитие.  

Нами представлены критерии, которые показали существенные различия развития лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с дизартрией. Высокий уровень сформированности  обобщающих понятий существительных проявили 100% детей с нормальным речевым развитием, а около половины детей с дизартрией (45%) показали средний уровень развития речи. Дети с дизартрией не смогли мысленно объединить предметы или явления на основе общих и существенных для них свойств и признаков. В целом у дошкольников с нормальным речевым развитием уровень сформированности  обобщающих понятий существительных выше, чем у детей с дизартрией.

Все дети с нормальным речевым развитием проявили высокий уровень сформированности словаря существительных, а  большая часть детей с дизартрией (73%) показали средний уровень сформированности словаря существительных. Дети с дизартрией путались в назывании частей предметов, явлений, с трудом ориентировались в сложных лексических темах. У дошкольников с нормальным речевым развитием объем словаря существительных больше, чем у дошкольников с дизартрией.

При оценке развития словаря глаголов было выявлено, что 82% детей с нормальным ходом речевого развития проявили высокий уровень сформированности словаря глаголов. У детей с дизартрией показатели распределились следующим образом: 67% дошкольников с дизартрией имели средний уровень и 33% дошкольников имели ниже среднего уровень развития сформированности словаря глаголов. Дошкольники с дизартрией не дифференцировали глаголы  бытового характера, затруднялись при назывании действий, обозначающих звукопроизношение животных. В основном  уровень развития сформированности словаря глаголов выше у детей с нормальным речевым развитием, чем у детей с дизартрией.

Большинство дошкольников, имеющих нормальное речевое развитие, (82%) показали высокий уровень сформированности словаря прилагательных. А у 89% детей с дизартрией уровень сформированности словаря прилагательных определился ниже среднего. Дошкольники с дизартрией имели представления о качественных прилагательных, обозначающих форму и цвет, но не употребляли относительные и притяжательные прилагательные в речи. Таким образом, дети с нормальным речевым развитием лучше выполнили задание, направленные на выявление уровня сформированности словаря прилагательных, чем дети, имеющие диагноз дизартрия.

Также существенные различия выявлены по уровню сформированности словаря наречий. Из всех детей с нормальным речевым развитием высокий уровень сформированности словаря наречий проявило 88% участников. Среди детей с дизартрией в основном показатели распределились следующим образом: 33% - средний уровень развития и 45%- ниже среднего уровень сформированности словаря наречий. Дети с дизартрией подменяли понятия, не знали значение наречий. Следовательно, у детей с нормальным речевым развитием в целом выше уровень сформированности словаря наречий, чем у детей с дизартрией.

В процессе обследования также выявлялись особенности навыка словообразования испытуемых. Все дети с нормальным речевым развитием проявили высокий уровень сформированности суффиксального способа словообразования. Большинство детей с дизартрией (56%) показали средний уровень развития сформированности данного навыка. У них затруднено использование уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов, образующих названии лиц. Высокий уровень развития приставочного способа словообразования проявили 100% детей с нормальным речевым развитием. При этом 45% детей с дизартрией показали средний уровень сформированности данного показателя, проявляя первые навыки словообразования.

Процесс развития навыков словоизменения снижен у детей с дизартрией по сравнению с  детьми, имеющих нормальный ход речевого развития. У детей с дизартрией затруднено изменение существительных с непродуктивными основами по числам. Большинство детей с нормальным речевым развитием (59%) справились с заданием. Большая часть детей с дизартрией (56%) показали слабый уровень развития навыка изменения существительных с непродуктивными основами по числам.

У детей с дизартрией также затруднено изменение имен существительных множественного числа в родительном падеже. В основном  дети с дизартрией (89%) проявили слабый уровень развития навыка изменения имен существительных множественного числа в родительном падеже, почти допустив во всех словах ошибки. Показатели развития навыка изменения имен существительных множественного числа в родительном падеже у детей с нормальным речевым развитием распределились следующим образом: 24% детей имели высокий уровень, 35% показали средний уровень, остальные 41% детей проявили уровень – ниже среднего.

Таким образом, у большинства детей с дизартрией в целом наблюдается более низкий уровень развития лексической и грамматической сторон речи, характеризующийся специфическими особенностями, что требует специальной коррекционной работы.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие.  М.: АСТ: Астрель, 2006. — 319 с.
  2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 703 с.
  3. Нестерова Т.В. Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития // UNIVERSUM: Медицина и фармакология. 2014. №2. С.2
  4. Русский язык и культура речи. Нормативный и коммуникативный аспекты. Практикум / Н. И. Рябкова, Т. В. Сатина, Г. И. Андреева / Под ред. Н. И. Рябковой. — СПб.: СПбГУСЭ, 2010. — 203 с.
  5. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология». — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обогащение лексико – грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста»

Проблемы нарушения письменной и усной речи. Перечень игр на обогащение лексико - грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста....

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

Консультация на тему: "Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"Учитель-логопед: Днепровская С.М....

Формирование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией

В презентации представлен педагогический проект, рассказывающий о системе логопедической  работы по формированию просодических компонентов речи у дошкольников 5-7- с ОНР, в частности у детей с си...

Особенности формирования звуковой стороны речи у детей раннего возраста.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми раннего возраста изучен и описан достаточно полно. Освоение звуков начинается на первом году жизни...

Презентация на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ»

Формирование просодической стороны речи  у дошкольников с дизартрией носит здоровье сберегающий характер, так как включает систему упражнений по укреплению мышечного тонуса, нервной системы, форм...

Методика обследования интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией (авторы Артемова Е.Э. и Архипова Е.Ф.)

Одна из наиболее известных методик для обследования уровня сформированности интонационной стороны речи, позволяющая оценить все компоненты интонации....

"Особенности произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией"

quot;ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ» Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными параличами являются дизартрии (М. Б. Эйдинова, 1959,...