Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией
статья по логопедии (старшая группа)

Станилеско Ирина Васильевна

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы современной науки и образования: материалы международной научно-практической конференции. Вып. 16. Т.1. – Киров: ООО "Типография "Старая Вятка", 2017. – 1029 с.

Башмакова С.Б.,

к.п.н., доцент,

доцент кафедры общей и специальной психологии,

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

Станилеско И.В.,

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

г. Киров

 

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией

 

Речь является важной составляющей бытия человека, она играет значительную роль в становлении и развитии личности. Речь как сложная система состоит из  фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем соответствия речи говорящего произносительным нормам. Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование.  Поэтому для овладения правильной, точной и красивой речью у человека должны быть сформированы данные стороны речи.

Но на сегодня, по данным здравоохранения у 30% детей отмечаются различные нарушения речи, т. е у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных воздействий. Одной из острых логопедических проблем является проблема  дизартрического расстройства у дошкольников. По данным Н. С. Вакуленко из 240 детей 40,8% дошкольников в возрасте от 4 до 7 лет страдают дизартрией. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица, означающая расстройство. Основные признаки речевого расстройства проявляются в нарушениях звукопроизношения, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа, ритма и интонации         речи [2, с. 191].

При планировании коррекционной работы учитываются характер речевого нарушения, специфика расстройств общей и речевой моторики, личностные особенности детей. Особое внимание в системе логопедической работы уделяется формированию лексической и грамматической сторон речи, особенностям коммуникативной функции речи [4, с. 85-86].

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова в своих исследованиях отмечает у дошкольников с дизартрией нарушения лексико-грамматического строя речи. Из-за сложностей в двигательной реализации произношения слов, у старших дошкольников, имеющих дизартрию, в первую очередь страдает активный словарь, пассивный словарь развивается в пределах условно возрастной нормы. Дети с дизартрией тяжелее перенимают семантику слова, у них затруднено усвоение обобщающих слов, поэтому медленнее осуществляется накопление лексических категорий языка.

Е.Ф. Архипова выделяет такие особенности грамматического строя речи у старших дошкольников с дизартрией, как ненормированное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных; неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных; неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями; ненормированное употребление родовых и числовых окончании глаголов в прошедшем времени; неправильное употребление предложно-падежных         конструкций [1, с. 211-215].

В связи с этим одной из актуальных проблем современной логопедии становится совершенствование методов и приемов, направленных на коррекцию лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией. Это и определило тему нашего исследования.

Цель экспериментальной работы заключалась в разработке комплекса речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией. Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ «Детский сад № 150» г. Кирова.  В исследовании участвовало 9 дошкольников шести – семи лет, имеющих дизартрию.

Для проведения диагностики была подобрана методика обследования лексико-грамматической стороны речи у детей, включающая 12 тестовых заданий, которые были отобраны из комплексных методик обследования речи О.Б. Иншаковой, Е.Ф. Архиповой, Н. В. Нищевой, О.Е. Грибовой,     Т.П. Бессоновой.

Обследование строилось с учетом принципа системности, то есть с учетом речевых и неречевых нарушений,  общего психоневрологического состояния дошкольника и его возраста. Обследование лексико-грамматической стороны речи проводилось общепринятыми в логопедии приемами [2, с. 210-214].

При обследовании лексического запаса важно было выявить не только количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить способы употребления их в речи.

При обследовании грамматического строя речи ребёнка с дизартрией необходимо было проверить сохранность грамматических форм, которыми овладел ребенок. [3, с. 95-98].

Основными направлениями исследования стали: оценка объема активного словаря (имен существительных, глаголов, имен прилагательных, наречий, числительных, местоимений, служебных частей речи, антонимов и синонимов), уровня сформированности обобщающих понятий существительных, семантической структуры слова, навыков словообразования и словоизменения.

После проведения обследования у большинства детей с дизартрией в целом наблюдался более низкий уровень развития лексической и грамматической сторон речи, характеризующийся специфическими особенностями, что требовало специальной коррекционной работы.

Основы коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями в том числе детей с дизартрией представлены в работах Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой и других методологов по организации логопедической работы.

Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществлялся как единый неразрывный процесс. Задачи и содержание коррекционной работы опирались на структуру речевого расстройства, а также на сохранные и компенсаторные возможности старших дошкольников. Методы и средства логопедического воздействия, методические приемы каждого этапа работы предполагали постепенное усложнение и с опорой на имеющиеся знания ребенка [3, с. 98-109].

На основе проведенного обследования коррекционная работа по устранению лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией осуществлялась нами по следующим направлениям.

Расширение объема словаря существительных. С учетом данного направления в процессе логопедической работы учили детей выделять название предметов, конкретизировать и расширить значения слов по основным лексическим темам, подбирать синонимы и антонимы.

Расширение объема словаря глаголов. Это направление предполагало закрепление навыка употребления глаголов, обозначающих звукоподражание  и движение животных, а также движение и состояние человека.

Расширение объема словаря прилагательных. В рамках этого направления необходимо было учить старших дошкольников выделять признак предмета, закрепить в самостоятельной речи употребление качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Расширение объем словаря наречий. Учитывая данное направление, коррекционная работа со старшими дошкольниками, имеющими дизартрию, включала расширение объема словаря наречий места и наречий времени как количественно, так и качественно.

Формирование навыка словообразования. С учетом данного направления в коррекционный процесс включалось обучение образованию новых слов с помощью приставок ( на-, по-, вы-, под-, у-) и суффиксов (-ов-,  -ев-, -ин-, -ан-, -ян-, -еньк-, -оньк-, -ист-, -ик-, -ек- ).

Формирование навыка словоизменения. В рамках этого направление в логопедическую работу по коррекции лексико-грамматического недоразвития включили формирование навыка изменения слов по числам, навыка изменения глаголов по временам и навыка изменения существительных по падежам во множественном числе.

С учетом выделенных направлений был разработан комплекс речевых упражнений по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией. Комплекс речевых упражнений состоял из 70 упражнений, учитывающих направления коррекционной работы. Также подобрано оборудование, которое требовалось для выполнения упражнения.

Коррекционная работа по преодолению лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников, имеющих дизартрию, проводилась совместно с логопедом дошкольного учреждения. Логопед включал речевые упражнения в индивидуальные занятия на этапе автоматизации звука, а также и в подгрупповые занятия. Также коррекционный процесс осуществлялся нами. Мы провели 17 подгрупповых занятий длительностью 25 минут. Каждое занятие было посвящено определенной лексической теме и направлено на развитие лексико-грамматических категорий языка у старших дошкольников с дизартрией.

После реализации комплекса речевых нарушений по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией проводилось повторное обследование детей для оценивания эффективности его использования в логопедической практике. Анализируя полученные результаты после повторного обследования, можно сделать вывод, что у старших дошкольников повысился уровень развития лексико-грамматического строя речи, что подтверждает эффективность разработанного комплекса речевых упражнений.

Таким образом, применение данных форм логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией можно считать эффективными, так как наблюдалась положительная динамика речевого развития у детей.

 

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2014. – 319 с.

2.  Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 703 с.

3. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова, Т.В. Волосовец и др. – М.: Эксмо, 2015. – 320с.

4. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т.Б. Филичева. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР

Технологическая карта фронтального логопедического  занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР...

Технологическая карта фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР "Ветеринарная клиника"

Фронтальное логопедическое  занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ТНР "Ветеринарная клиника"  по лексической теме "Домашние животные...