ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по логопедии

Великжанина Ксения Геннадьевна

В статье подчеркивается важность индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения образовательного маршрута для дошкольников с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

К. Г. Великжанина

учитель-логопед, первая квалификационная категория,

детский сад  № 459, logo.ksenia@mail.ru, Новосибирск

Г. В. Прокудина

учитель-логопед, первая квалификационная категория,

детский сад № 459, Новосибирск

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.

Ключевые слова: индивидуализация, комплексный подход, образовательный маршрут, динамика развития, взаимодействие.

Velikzhanina K.

kindergarten  № 459, Novosibirsk

Prokudina G.

kindergarten № 459, Novosibirsk

INDIVIDUALIZATION OF EDUCATION PROCESS

AS EFFECTIVE WAY OF GUIDING A CHILD WITH DISABILITIES IN

PRE-SCHOOL AGENCY

The article stresses the importance and necessity of individual approach to every child, justifies the relevance of development and feasibility of module-constructed individual education path for a preschooler with disabilities.

Key words: individualization, complex approach, education path, progress dynamic, interaction.

         Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед образовательными организациями проблему определения условий индивидуализации процесса обучения ребенка ОВЗ. Организация взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей в вопросах обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ на этапе дошкольного образования позволяет существенно повысить эффективность образовательных воздействий, способствует снижению рисков проблем обучения и социализации таких детей в будущем.[2]

        В нашем ДОУ дети с ОВЗ посещают комбинированные группы наряду с детьми, не имеющими ОВЗ. Уровень психофизического развития таких детей препятствует освоению ими образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В связи с этим для воспитанников с ОВЗ разрабатывается и реализуется адаптированная образовательная программа, рекомендуемая ПМПК.  Каждый ребенок осваивает ее в своем темпе и имеет специфические способы овладения учебным материалом. Многочисленные вторичные нарушения значительно осложняет достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП.

         Приходя в образовательное учреждение ребенок вынужден подстраиваться под его условия, но образовательная система тоже должна стремиться к созданию условий для реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании в соответствии с их особенностями.[1] Индивидуальные различия детей реализуются через собственную образовательную траекторию, которая реализуется посредством индивидуального образовательного маршрута.

        Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский).

        Цель создания индивидуального маршрута-максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование.[3]

        ИОМ разрабатывается коллективом педагогов и специалистов ДОУ на основании заключения территориальной ПМПК и собственных результатов диагностики, согласуется и утверждается родителями воспитанника.

         Структуру ИОМа составляют модули, в совокупности позволяющие обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализировать работу по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с ребенком.

        Базисный модуль включает сведения о ребенке и родителях, информацию из заключения ПМПК, режим ежедневной организации жизни ребенка, график посещения кружков, предусмотренных вариативной частью программы.

Диагностико-оценочный модуль включает систематическое, динамическое, комплексное изучение ребенка в различных видах деятельности, в привычных условиях (в игре, образовательной деятельности, межличностном общении, в семье), обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. Далее специалистами сопровождения определяются приоритетные задачи образовательной коррекционно-развивающей работы, проектируется образовательный маршрут. На этом этапе важно дифференцировать степень и характер нарушений, выявить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Они учитываются специалистами при выборе программы, которую будет осваивать ребенок в процессе индивидуального комплексного сопровождения.  На основе перспективного плана составляется ИОМ на каждого ребенка с ОВЗ, который конкретизирует и уточняет время, объем, вид, содержание и продолжительность воздействия, включаются все мероприятия, способствующие коррекции выявленных недостатков, с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития. Целесообразно оформить ИОМ в виде таблицы, что позволяет компактно разместить материал по модулям.

        В коррекционно-развивающем модуле отражены необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (режим, виды деятельности, программы, технологии, особенности дидактического материала, формы организации образовательной работы), указаны специалисты, задействованные в процессе.

       Непосредственная организация коррекционно-развивающих занятий осуществляется специалистами в индивидуальной, групповой и подгрупповой формах взаимодействия в зависимости от особенностей психического и физического развития ребенка, возраста и выраженности аффективных или когнитивных проблем. Для коррекционно-развивающей работы отбираются те направления работы, в которых ребенок испытывает трудности.

        Направления работы воспитателя соответствуют направлениям развития, изложенным в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Помимо этого, педагог отвечает за создание гибкой развивающей предметно-пространственной среды как одного из условий качественной индивидуализации образовательного процесса в группе комбинированной направленности. В данном случае среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ.

     В процессе проведения обучения и воспитания дошкольников необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности.

         Индивидуализация образования сопровождается некоторыми трудностями при реализации в ДОУ. Однако этих проблем можно избежать при грамотном использовании педагогами личностно-ориентированных педагогических технологий и поддержки специалистами.

        Взаимосвязь учителя- логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию отражается в совместном планировании работы, в решении коррекционно-образовательных задач на своем уровне для достижения общей цели.

        Педагог-психолог оказывает помощь в организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию психических процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы и межличностных отношений, осуществляет контакт с педагогическим коллективом, родителями.

    Логопед на основе личностно-ориентированного подхода осуществляет поэтапное формирование компонентов речи, коррекцию нарушений речевого развития, формирование речевых компетенций, развитие коммуникативных навыков.

        Родители также активно включены в процесс, следят за ходом выполнения поставленных задач, высказывают свои пожелания, получают консультации специалистов.

        Диагностико-динамический модуль включает проведение систематической диагностики в ходе обучения, воспитания и позволяет выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития. Информация о качественных изменениях в развитии ребенка фиксируется педагогом и специалистами в «Карте комплексного динамического наблюдения» и доступна для ознакомления родителям.

       Мониторинг эффективности реализации ИОМ включает отслеживание динамики развития ребенка, прогнозирование и оценку результатов его обучения и социализации, результативность интеграции деятельности педагогов и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.[4]

Реализуя ИОМ в течение заданного временного периода наблюдается измерение индивидуального развития, связанное с качественными изменениями в деятельности ребенка и, прежде всего, игровой, новыми ресурсами, которые у него появляются или не появляются. Это позволяет оценить уровень актуального развития ребенка, поставить новую педагогическую задачу.  В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий.[5]

        Умение определять динамику развития ребенка становится одной из ключевых компетенций педагога дошкольной образовательной организации.

        Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение нацелено на помощь ребенку в личностном развитии, освоении образовательных программ соответствующего уровня, формирование социально значимых компетенций и гармоничную интеграцию ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду с целью безболезненного перехода на следующую ступень образования. Индивидуализация образовательного процесса заключается в удовлетворении особых образовательных потребностей детей, учете индивидуальных возможностей, способностей и особенностей, что позволяет дошкольной образовательной организации идти по пути достижения качества образования дошкольников с ОВЗ.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш. Ю. Гуманная основа педагогического процесса. — Минск: 1990. — 560 с.

2. Исаева И. Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 116 с.

3. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт : учеб.-метод. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Обруч, 2011. 240 с. 

4. Тришанина А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка // Образование и воспитание. — 2015. — №2. — С. 19-21. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/5/45/ (дата обращения: 09.02.2019).

5. Цыпкина И. М., Шаталова Е. В. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута с детьми группы риска дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5– 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей в условиях дошкольного учреждения

      Данный опыт посвящен  проблеме социализации ребенка. Актуальность темы обусловлена тем, что важнейшей функцией современного образования является формирование у детей г...

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной организации.(доклад)

              Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в т.ч. и с ограниченными возможн...

Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

Тьюторское сопровождение является одним из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение в штатное расписание обра...

Проект тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

Перспективность процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и...