Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе на тему: «Путешествие к далеким планетам».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

С давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта человека осуществилась! Наше занятие будет не совсем обычным. Сегодня мы отправимся в путешествие. А наше с вами путешествие будет космическим! Но для начала надо проверить, сможете ли вы стать космонавтом. Нам с вами необходимо выполнить все задания и только тогда я смогу присвоить вам звание «Настоящий космонавт» и отправить в космос. Согласны? Тогда вперед!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию связной речи.

Тема: «Путешествие к далеким планетам»

Цель: Составление творческих рассказов о неизученных планетах и их жителях с опорой на картинный план.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:        обогащение словаря детей; активизация

лексического запаса по теме «Космос»; расширение представлений о космосе, закрепление представлений о планетах; совершенствование грамматического строя речи: отработка единственного и множественного числа имен существительных в именительном падеже, образование сложных слов, обогащение речи словами-антонимами.

Коррекционно-развивающие: развитие связной речи: умение составлять распространенные предложения; стимулировать детей к речевым высказываниям; развитие общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением; развивать произвольное внимание, логическое мышление и фантазию детей.

Коррекционно-воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,        доброжелательности,        самостоятельности,

инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, картинки с изображениями планет Солнечной системы, звездного неба, видов из космоса, портрет Ю.А. Гагарина, конверты с лежащими в них изображениями неизведанных планет, мяч.

Ход занятия

  1. Интеллектуальная разминка Организационный момент.

Логопед и дети стоят в кругу на ковре.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами будет очень интересное занятие. Для начала давайте пожелаем друг другу хорошего дня и настроения.

Логопед и дети берутся за руки и по очереди желают друг другу хорошего дня, создавая положительный настрой занятию.

Логопед: Ребята, вы знаете, что с давних пор человек мечтал побывать в космосе. Стараниями ученых, инженеров, конструкторов мечта человека осуществилась!

Логопед: Ребята, сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Сегодня мы отправимся в путешествие. А какое может быть путешествие?

Дети: Путешествие на поезде, поездка по воде на лодке, полет на самолете. Логопед: А наше с вами путешествие будет космическим! Но для начала надо проверить, сможете ли вы стать космонавтом. Нам с вами необходимо

выполнить все задания и только тогда я смогу присвоить вам звание «Настоящий космонавт» и отправить в космос. Согласны? Тогда вперед!

  1. Введение в тему занятия.

Логопед: Итак, в первую очередь космонавт должен быть очень внимательным, иначе он не сможет полететь в космос, поэтому я раздаю вам карточки и вы должны выбрать на какой ракете вам предстоит полететь в космос. Для этого найдите одинаковые ракеты и разделитесь на команды. Это и будет ваш космический транспорт.

Логопед раздает детям картинки с ракетами, дети с одинаковыми ракетами собираются в команды и занимают свое место.

Логопед: Молодцы, вы справились, и теперь у нас есть транспорт, на котором мы сможем полететь в космос.

  1. Беседа по теме

Логопед вывешивает на доску картину с изображением Вселенной.

Логопед: Как вы думаете, должен ли космонавт много знать о космосе? Конечно, должен. Поэтому проверим ваши знания.

  • Кто первым полетел в космос?
  • Когда состоялся первый полет человека в космос?
  • Кто летал в космос прежде человека?
  • Что такое луна?
  • Какая планета самая близкая к солнцу?
  • Какая планета самая большая?
  • Какая планета дальше всех от солнца?

Логопед: Отлично! Как оказалось вы владеете достаточным количеством знаний для полета в космос! Но ребята, подскажите мне, а для чего же нам с вами отправляться в это путешествие? Давайте подумаем и расскажем, но нужно будет использовать особые слова:

Я отправлюсь путешествие, чтобы...потому что... для того, чтобы... затем что...

Дети составляют свои предложения.

  1. Родственные слова

Логопед: Ребята, космонавт должен очень хорошо уметь слышать, иначе как он услышит возможные сигналы с далеких планет! Вот сейчас я проверю, хорошо ли работают ваши ушки! Внимательно прослушайте цепочки слов и скажите, какое из слов в цепочке не подходит к другим.

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

Земля, земляне, земной, зимний. Звездочка, звездный, свистун, созвездие. Луна, лунный, полнолуние, луковый.

Астроном, астрономический, астрономия, гастроном

 Спутник, спутниковый, путник, спутники. Галактика, галактический, голова.

Логопед: Замечательно! Вы отлично все слышите и различаете на слух. Ни один сигнал из далеких галактик вы не пропустите.

  1. Составление предложений. Игра «Фантазируй-сочиняй».

Логопед: Нам предстоит увидеть много необычного, давайте попробуем пофантазировать о том, что же нас ждет, проверим, не испугаются ли будущие космонавты неожиданностей. О чем может идти речь, если я назову два слова, например: Юпитер, оранжевый. (Варианты детей). А можно так сказать (вариант логопеда для примера): Из космического корабля планета Юпитер выглядит оранжевого цвета.

Логопед предлагает детям слова для составления высказываний:

Метеорит, планета.

Звезды, ракета.

Луна, луноход.

Планета, спутник.

Взлететь, приземлиться.

Звезда, ярко.

Сатурн, кольца.

Звездолет, скоростной.

Комета, длиннохвостая.

Звездопад, яркий.

Логопед: Какие вы молодцы! Я принимаю вас в команду космического корабля. Все в порядке, готовимся к полету.

  1. Основная часть занятия
  1. Игра «Запуск ракеты»

Логопед: К запуску космического корабля приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)

Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

Дети: Есть, включить контакты!

Логопед: Завести мотор!

Дети: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

Все: 5,4,3,2,1 - ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

  1. Игра «Скажи наоборот»

Логопед: Входим в зону турбулентности. Занять свои кресла!

Дети садятся на стульчики.

Логопед: Внимание! Внимание! Ребята, говорит центр управления полетами. Опасность перегрузки! Необходимо обнаружить и избавиться от балласта и выполнить задание. Я буду называть вам слово, а вы мне в ответ называйте слово «наоборот». А потом придумайте с каждым из слов предложение, по образцу: Космонавты обрадовались, потому что...Космонавты расстроились, потому что...

Взлететь - приземлиться (Космонавты обрадовались, потому что им удалось взлететь с планеты. Космонавты расстроились, потому что приземлиться им не получилось).

Ярко - тускло

Темно - светло

Прилететь - улететь Далеко - близко

Высоко - низко

Медленно - быстро

Логопед: Ребята, вы отлично справились!

  1. Физкультминутка.

Логопед: Наше космическое путешествие продолжается, давайте разомнемся. Дети встают полукругом перед логопедом.

Раз - два, стоит ракета (поднимаем руки вверх)

Три - четыре, скоро взлет (разводим руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца,

Космонавтом нужен год.

(беремся руками за щеки, качаем головой)

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет.

(наклоны корпусом вправо - влево)

Пролетая над землею (разводим руки в стороны)

Ей передадим привет!

(поднимаем руки вверх и машем)

  1. Игра «Закончи предложение»

Логопед: Дети! Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты.

Дети становятся в круг.

Логопед: Я буду начинать предложение и бросать метеорит, а вы будете повторять начало и заканчивать его самостоятельно, а потом кидать метеорит назад мне.

Мы приземлились на неизвестную планету и там увидели...

Кратеры от метеоритов и горы были...

В космосе мы встретили инопланетян, они выглядели...

Инопланетяне любят делать...

При встрече инопланетяне пожелали людям...

Логопед: Отлично, ребята! Вы защитили наш корабль от метеоритов!

Дети садятся на стульчики.

  1. Заключительное слово логопеда о планете Земля.

Логопед. Ребята, нам пора в обратный путь. Отправляемся на нашу родную Землю. Закройте глаза. Ракеты на старте. Все системы включены.

Дети закрывают глаза.

Логопед: Идет отсчет времени; «Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, Старт!» Мы уже летим в космосе и приближаемся к Земле... Внимание, начинаем снижение!

Логопед. Откройте глаза. Вот мы и дома.

Земля — планета, на которой мы живем. Юрий Алексеевич Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» Давайте всегда помнить его слова и беречь нашу чудесную планету.

  1. Подведение итогов занятия Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: "Составление рассказа по картине "Ранняя весна". Художник М.Г. Пишванова".

Программные задачи:1). Образовательные: обобщить представления детей о сезонных изменениях в природе ранней весной.2). Речевые: а). продолжать обучать детей составлению рассказа по сюжетной картине «Р...

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Признаки весны».

Развитие речи в подготовительной группе по теме: "Признаки весны" . Использование поговорок, пословиц, рассказ по картинкам....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Развитие всех компонентов устной речи детей по теме посуда....

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности «Весенняя сказка»

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности«Весенняя сказка»...