Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка по логопедии

Григорьева Наталия Михайловна

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обусловлено тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.
     В связи с этим, возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы.
     Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей, посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по своему составу.

     Разработанная модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

     Психолого-педагогическое сопровождение является гибким, длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения :
 

- детей дошкольного возраста с нарушениями речи и родителей;

- детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей;

- педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ips_onr_grigoreva_n.m.docx247.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный центр «Филиппок»
ООО «Филиппок»

Итоговая работа слушателя, прошедшего обучение по программе ДПО «Комплексный подход к разработке индивидуальных программ сопровождения детей с ОВЗ на различных этапах инклюзивного образования»

Тема: «Разработка программы индивидуального сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР), III уровня, в условиях комбинированного дошкольного образовательного учреждения»

Учитель – логопед: Григорьева Наталия Михайловна






Москва 2018 г.

Пояснительная записка

     Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями относится к числу наиболее сложных видов оказания медико – психолого – педагогической помощи детям. Это обусловлено тем, что речевой дефект, каков бы он ни был, носит многосторонний характер.
    В связи с этим, возникает необходимость комплексного подхода к психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня, что подразумевает направления организационно-управленческой и коррекционно-педагогической деятельности, решение вопросов методического обеспечения, включающего учебно-тематический и перспективный планы; разработку и систематизацию практического материала, которым могли бы пользоваться педагоги дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) в осуществлении коррекционной работы.
    Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей, посещающих коррекционную (логопедическую) группу разнородна по своему составу.

     Разработанная модель выявляет и фиксирует пути и способы психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

     Психолого-педагогическое сопровождение является гибким, длительным динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность специалистов «помогающих профессий», направленную на создание условий для успешного функционирования участников единого образовательного пространства. Здесь важно предусмотреть взаимосвязанную систему сопровождения (Рис 1):

- детей дошкольного возраста с нарушениями речи и родителей;

- детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и их родителей;

- педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ.







Рис 1. Участники психолого-педагогического сопровождения в едином образовательном пространстве.

     Технология психолого-педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Обучение, воспитание и образование являются основными путями  её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого – педагогического сопровождения, образования ребёнка с ОВЗ (Рис.2).

     Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей дошкольника для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ОНР III уровня и их социальной адаптации в обществе.

Задачи:

в отношении детей дошкольного возраста с нарушениями речи:

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса дошкольника в динамике его психического развития;

- создание социально – психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития старших дошкольников с ОНР III уровня;

- обеспечение систематической помощи детям с ОНР III уровня в рамках образовательного пространства, комбинированного ДОУ;

- организация жизнедеятельности ребенка в социуме с учётом психических, физических возможностей.

в отношении детей с нормальным психофизическим развитием:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

- психологическое обеспечение образовательных программ;

в отношении семей дошкольников:

- систематическая психологическая помощь родителям детей;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;

- повышение уровня реабилитационной компетентности родителей детей дошкольного возраста с нарушениями речи (ОНР III уровня);

- оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с нарушениями речи (ОНР III уровня);

- формирование психологической культуры;

в отношении педагогов, участвующих в работе комбинированного ДОУ:

- повышение профессиональной компетентности;

- формирование навыков командной работы;

- формирование психологической культуры.

Содержание психолго - педагогического сопровождения определяют следующие принципы:

- приоритет интересов сопровождаемого:

- непрерывность сопровождения;

- целенаправленность сопровождения;

- гибкость сопровождения;

- комплексный подход к сопровождению;

- преемственность сопровождения на разных уровнях образования;

- принцип сетевого взаимодействия;

- рекомендательный характер специалистов сопровождения.

Рис. 2 Модель психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ.

Направленная деятельность в рамках реализации программы:

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки.

- поддерживающая деятельность. Поддержка детской инициативы очень важна, детская деятельность организована так, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели.

- просветительская деятельность. Просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОНР III уровня, их родителями, педагогическими работниками.

- образовательная деятельность. Образовательная деятельность осуществляется путем освоения детьми пяти образовательных областей «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», ориентировалась на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.

     Сопровождение ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня направлено на определение индивидуального образовательного маршрута и обеспечение максимально эффективного его прохождения с целью оптимальной социализации и коррекции речевых нарушений.

     Рассмотрим этапы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня:

1 этап: организационный.

     Цель организационного этапа – организация процесса психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

     Задачи данного этапа:

- определение специалистов и педагогов, которые будут участвовать в психолого-педагогическом сопровождении детей,

- определение направлений психолого-педагогического сопровождения,

- определение последовательности процесса сопровождения,

- подготовка документации,

- составление графика и плана работы.

2 этап – содержательный.

     Цель содержательного этапа – определение содержания психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

     Задачи данного этапа:

- определение степени участия и содержания деятельности каждого специалиста;

- обсуждение единых подходов к реализации психолого-педагогического сопровождения и его границ;

- включение родителей в процесс психолого-педагогического сопровождения (мотивационно-стимулирующая работа с родителями);

- информационно-просветительская деятельность логопеда в отношении взрослых участников психолого-педагогического сопровождения.

3 этап – сопроводительный.

     Цель сопроводительного этапа – психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

   Задачи данного уровня:

- выработка адекватного отношения к достижениям и неудачам ребенка;

- выработка стратегии индивидуального оценивания ребенка;

- выработка стратегии поведения по отношению к ребенку во время занятий других мероприятий;

освоение приемов работы с детьми, имеющими речевые нарушения (например, индивидуальное уточнение последовательности выполнения работы, подбор индивидуальных заданий, определение целесообразности включения ребенка в мероприятия и пр.);

 

- определение объема необходимой помощи ребенку;

- реализация консультативной деятельности (взаимное консультирование специалистами и педагогами и совместное консультирование родителей);

- коррекционно-педагогическая, психокоррекционная деятельность по отношению к ребенку.

     Безусловно, для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня должны быть определены основные формы работы Они представлены относительно всех субъектов, участвующих в этом процессе.

 

Работа с детьми с ОНР III уровня.

- профилактическая работа;

- мониторинг;

- тренинги;

- создание ситуаций;

- логопедические занятия;

- непосредственная образовательная деятельность;

- проектная деятельность и др.

Работа с педагогами комбинированного ДОУ.

- групповые и индивидуальные лекции;

- семинары;

- профконсультации;

- тренинги и д.р.

Работа с родителями детей с ОНР III уровня:

- групповые и индивидуальные консультации, лекции;

- беседы;

- семинары;

- родительские собрания;

- тренинги.

     Педагоги, участвующие в психолого-педагогическом сопровождении, используют следующие формы работы:

– деловые, ролевые и имитационные игры;

– разбор конкретных ситуаций;

– групповые дискуссии;

– логопедические занятия;

– интегрированные занятия детей с ОНР III уровня с детьми из общеобразовательной группы;

– коммуникативные, мотивационные, логопедические и социально-психологические тренинги;

– артикуляционная гимнастика;

– анализ решений проблем;

– педагогическая мастерская.

     Педагоги сопровождения в своей работе используют такие средства сопровождения, как учебно-методические пособия, методические рекомендации, электронные издания, плакаты, буклеты, презентации, аудио и видеоматериалы, глобальная сеть Интернет. В образовательном учреждении организованны «уголок консультаций» для родителей, дни «открытых дверей», родительские вечера.

     Организация психолого-педагогического сопровождения требует выполнения некоторых условий. Необходимо определить и следовать приоритетным целям, и соотносить их с конечным результатом, проектировать желаемый результат, проводить мониторинг промежуточных достижений. Мотивировать всех участников сопровождения. Применять некоторый комплекс коррекционных мер в отношении ребенка с ОНР III уровня и его семьи. Проводить рефлексию совместных усилий, анализ достигнутых результатов.

     Результатом проделанной работы является переход старших дошкольников с ОНР III уровня на более высокий уровень развития речи и познавательных процессов.

     Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях комбинированного ДОУ – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка.

     Представленная нами модель психолого-педагогического сопровождения имеет цель, задачи и состоит из нескольких этапов. Мы поставили свои задачи в отношении всех участников психолого-педагогического сопровождения. Выделили три этапа сопровождения: организационный, содержательный, сопроводительный. Подобраны и реализованы формы работы к каждому участнику психолого-педагогического сопровождения.

Однако разработка подобной модели достаточно сложная работа и поэтому возможны различные корректировки в зависимости от индивидуальных условий, возникающих у детей с ОНР III уровня и организационных условий дошкольного учреждения.

Адресат данной программы: Даша Д.

Дата рождения: 29.07.2012 г.

Основанием для зачисления в логопедическую группу явилась выписка из заключения ПМПК от 16. 03.2017 г.: ОНР III уровня речевого развития у ребенка с дизартрией.

Рекомендовано пребывание в группе компенсирующей направленности (логопедической) на 2017 – 2018; 2018 – 2019 уч. года.

Психолого – педагогическая характеристика:

     Девочка поступила в логопедическую группу 01.09.2017 г. Обследование речи выявило, что у ребенка нарушена вся произносительная сторона речи и внеречевые процессы: общая и мелкая моторика, пространственные представления. Слабая мимическая мускулатура. У девочки отмечается быстрая утомляемость, саливация, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры. Наблюдается спастичность отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата, (слабый голос и слабое речевое дыхание). Выявлена моторная неловкость, недостаточная скоординированность движений. Несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому возникают трудности при формировании графомоторных навыков.

     Речь невнятна, фразовая. Полиморфное нарушение звукопроизношения; нарушена слоговая структура слова, фонематический слух, понимание лексической стороны речи; выраженная бедность словаря, несформированность связной речи. Грубые аграматизмы, замены одних слов другими. Нет обобщений и выделений.

     В личностном плане: девочка добрая, отзывчивая, ранимая, легко вступает в контакт со взрослыми и детьми; усидчива, работоспособна (несмотря на быструю утомляемость), хорошее внимание.

     Краткая характеристика семьи и семейно – бытовых условий проживания ребёнка.

     Ребенок воспитывается в полной семье. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – удовлетворительные. Большая работа с ребёнком ведется дома. Родители активно интересуются проблемами своего ребёнка, консультируются с педагогическим составом. Следуют всем рекомендациям.

     Для данного речевого нарушения требуется длительная и систематическая работа от простого к сложному.

    Цель сопровождения ребенка: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Результат

1 этап организационный (диагностический)

- диагностическое сопровождение ребёнка и его семьи;

- установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

- психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка.

Сентябрь – октябрь 2017

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ в помощь ребенку.

Составление программ групповой (подгрупповой работы)

Составление программ взаимодействия специалистов ДОУс родителями.

2 этап содержательный (основной)

- реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

- оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

- просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

- проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

- разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учётом психофизических особенностей;

Ноябрь 2017-

Апрель 2018

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у ребенка отклонений в речевом развитии.

3 этап сопровождающий

(Анализа и коррекции)

- проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

- анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

Май 2018

Корректировка индивидуальных и подгрупповых программ и продолжение логопедической работы.

В работе с ребенком решались следующие задачи:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие мимики и эмоций;

- развитие слухового восприятия и фонематического слуха;

- развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения;

- коррекция слоговой структуры слова;

- пополнение активного словаря;

- коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.

- развитие математических операций, обобщений, выделение «4 лишнего»;

- развитие высших психических функций.

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- дискуссия, обсуждение, беседа;

- наблюдение;

- эксперимент;

- анкетирование, опрос;

- консультирование;

- методы групповой и индивидуальной работы;

- проективные методы;

- тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий;

- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.

Задача

Используемые программы, технологии, методики и т.д.

Планируемые результаты

Сроки реализации

Развитие общей и мелкой моторики

Гуськова А.А. «Развитие речедвигательной координации детей»; Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду. Легоконструирование»; Игры: «Ладони на столе», игры на развитие пространственной ориентировки; спортивные игры с речевым сопровождением и др.

- улучшение состояния общей моторики; пространственной ориентировки, речевого выдоха и развития мелкой моторики; учить ребенка ориентироваться в собственном теле.

Сентябрь

2017

май 2018

Развитие мимики и эмоций

Игры с использованием карточек – эмоций; «Советы родителям по проведению мимических упражнений с детьми» (А. Мисько): «Колобок», «Сказочные зайцы».

Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Октябрь 2017

май 2018

Развитие слухового восприятия и фонематического слуха

Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». Технология Г.А. Тумановой. Ознакомление дошкольников со звучащим словом».

И.Н. Шевченко «Логопедические сказки для развития фонетико-фонематической стороны речи дошкольников» и др. Игры: «Где слышишь звук?», «Запомни и найди», «Звуковой домик», «Поймай меня».

- учить различать звуки;находить картину с заданным звуком;

- закрепить артикуляцию гласных;

- дифферинцировать гласные и согласные звуки;

- научить анализу и синтезу;

Ноябрь

2017

май 2018

Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекции звукопроизношения

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
Пожаленко Е.А. «Волшебный мир звуков и слов»;

Фомичева Н.В. «Воспитание у детей правильного произношения и др.

Игры: «Лягушка», «Задуй свечу», «Самолет гудит», «Немое кино», «Гром».

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков; закрепление правильной артикуляции звуков.

Октябрь 2017

май 2018

Коррекции слоговой структуры слова

Четвертушкина Н.С. «Слоговая структура слова»;

Агранович З.Е. «Слоговая структура слова».

Игры: «Телеграф», «Магазин», «Замочки».

- научить ребенка слышать, повторять определенный ритмический «узор»;

Научить делить слова с открытыми слогами.

Октябрь 2017

май 2018

Пополнение активного словаря

Коноваленко В.В. «Дидактический материал по автоматизации звуков»; Теремкова Н.Э. «Логопедические задания для детей 5 – 7 лет.

- пополнение активного и пассивного словаря;

- обогащать речь ребенка новыми словами.

Октябрь 2017

май 2018

Развитие обобщений, выделений «4 лишнего»

Нищева Н.В. «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»

Игры: «Четвертый лишний».

- развивать память, мышление;

- развитие ВПФ

В течении года

Коррекция лексико – грамматическго строя речи; связной речи

Фомичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста; Гомзяк- альбомы.

Игры: «Один-много; «О чём я мечтаю»; «Скажи ласково». Сюжетные картинки для составления рассказов.

- научить упражнять в образовании множественного числа существительных;

- развивать интонационную выразительность речи;

- учить использовать простые предлоги.

В течении года

Особенности реализации программы: обучение ребёнка затруднено в связи с низкой работоспособностью , повышенной утомляемостью, истощаемостью, нарушением общей и мелкой моторики, слабой произвольной памятью и восприятием.

Организационно – педагогические условия реализации Программы индивидуального психолого – педагогического сопровождения:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений;

- Использование инновационных технологий, методов и средств: библиотерапии, игровой терапии. (Куклотерапия; Легоконструирование);

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учёта достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2017 г.), итоговая диагностика (май 2017 г.), заседание ПМПК (итоговое).

Критерии оценки эффективности программы:

- развитие личности дошкольника;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Прогнозируемый результат:

- улучшение функций общения;

- развитие познавательных процессов;

- развитие самостоятельности и самоорганизации.

Участники сопровождения: педагог – психолог; учитель – логопед; воспитатель; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре и медицинские работники.

     Материалы для ребенка подбирались с учетом уровня развития речи и интеллекта.

     Работа над формированием лексико – грамматического строя, проходила в ходе коррекционных подгрупповых занятий согласно календарно – тематическому плану.

     Наибольшие затруднения в работе с ребёнком, вызывали предложно – падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа; относительные прилагательные. Трудности возникли на этапе автоматизации звуков и работой над слоговой структурой слова (со стечением согласных в словах).

К концу 1 – го года обучения наметились положительные результаты:

- Поставлены и введены в речь звуки (К); (Г); (Д); (Т).

- На этапе автоматизации: (Л); (Ль); свистящие звуки;

- Дифференцирует гласные и согласные;

- Находит картинки с заданными звуками.

Содержательный раздел

1. В подготовке ИПС была использована адаптированная программа детского сада, которая разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
    Адаптированная программа направленна на создание условий развития и коррекции ребёнка с нарушениями речи, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий коррекции и индивидуализации детей. Настоящая программа носит коррекционно – развивающий характер.

2. В работе с ребенком используется Программа «Коррекция нарушения речи», авторы: Филичева Т.Б.; Чиркина Г.В; Туманова Т.Д. и др.

3. «Примерная адаптированная программа коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Организационный раздел

1. Организация развивающей предметно – пространственной среды:

     Предметно – пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием, электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми) и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, представляющими возможность учета особенностей и коррекции нарушений речевого развития детей с ОВЗ.

     РППС соответствует требованиям Стандарта и санитарно – эпидемиологическим требованиям.

     В соответствии со Стандартом РППС обеспечивает и гарантирует:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия;

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и т.д., оборудования, инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья, возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Средства обучения и воспитания с учётом структуры их нарушений:

  • Оборудование для развития общей подвижности;
  • Оборудование и игрушки для развития ручных навыков: тактильного, зрительного, слухового восприятия, мышления, речи и языка;
  • Игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
  • Оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
  • Материалы для изобразительного творчества.
  • Фонотека, музыкальные игрушки.
  • Художественная литература для детей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Конспект данного индивидуального занятия основывается на играх различной коррекционной направленности. Сюжетом занятия является сказка К.Чуковского "Муха - Цокотуха". Именно сказка заставляет сопережи...

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного вида.

Методическая разработка по окружающему миру «Дружат дети всей Земли!», предназначенная для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (5-6 лет) детского сада комбинированного ...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НЕДОРАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме недоразвития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены механизмы, лежащие в основе несформированности фонематическ...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления си...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).

Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...