Консультация для педагогов "Использование элементов пескотерапии в коррекционной работе у детей с ТНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Шилкина Ирина Александровна

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

     Задачи пескотерапии:

  1. рекласация, снятие мышечной напряженности;
  2. развитие зрительно – пространственной ориентировки;
  3. концентрация внимания, памяти;
  4. развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
  5. стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
  6. способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
  7. развитие творческих (креативных) способностей;
  8. формирование позитивной коммуникации.

Эффект песочной терапии:

-позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

-положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно – моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

- сенсомоторного восприятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов пескотерапии

в коррекционной работе у детей с ТНР

Подготовила и провела:

Учитель – логопед

Шилкина И.А.

«Часто руки знают, как решить загадку,

с которой интеллект боролся напрасно»

Карл Густав Юнг

   В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, логопедов, психологов к специально организованным занятиям с детьми с использование песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проведения у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а так же для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

    Что такое песочная терапия?

Пескотерапия (sand-play) – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.

Пескотерапию может проводить воспитатель, логопед, психолог.

     Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.

     Задачи пескотерапии:

  1. рекласация, снятие мышечной напряженности;
  2. развитие зрительно – пространственной ориентировки;
  3. концентрация внимания, памяти;
  4. развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
  5. стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
  6. способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
  7. развитие творческих (креативных) способностей;
  8. формирование позитивной коммуникации.


      Общие условия организации песочной терапии

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер 50х70х8 см, (где 50х70 – размер поля, а 8 – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100х140х8 см.

     Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

     Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство, можно экспериментировать с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

     Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных), в динамических и статических позах;

- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (домашние, дикие, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

- естественные, природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.


Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Коллекция фигурок располагается на полках (могут использоваться и прозрачные коробки).

      Чем полезны игры с песком?

  • Развивают речь, восприятие, мышление, память, внимание, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение.
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире.
  • Развивают мелкую моторику, глазомер.
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
  • Помогают узнавать внешний и свой внутренний мир.
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)


       Эффект песочной терапии:

-позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

-положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильной чувствительности;

- зрительно – моторной координации;

- ориентировки в пространстве;

- сенсомоторного восприятия.


     Все игры в пескотерапии делятся на 3 направления:

Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.

Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.

Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

Вредных детей нет в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить?!

Чтоб запомнить и дружить!

Советы по организации занятий 

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно 
обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько 
правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно 
соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей. 
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте. 
Итак, некоторые рекомендации: 

  • Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. 
  • Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный). 
  • Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком. 
  • Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. 
  • Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке. 
  • С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. 
  • Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка. 
  • Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. 
  • Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора. 
  • Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. 
  • Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы. 
  • Периодически лоток нужно пополнять песком. 
  • Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям. 
  • Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении. 
  • После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Элементы ТРИЗ в коррекционной работе.

Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, под...

Использование элементов пескотерапии в здоровьесберегающей работе с дошкольниками в условиях ДОУ

в практикуме для педагогов ДОУ представлен игровые  приемы работы с кинетическим песком...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Использование элементов литотерапии в коррекционной работе с детьми

В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.Применение данных методов коррекции нельзя рассматри...

Использование пескотерапии в коррекционной работе со слабовидящими дошкольниками

   Воспитанники с нарушениями зрения имеют особенности в развитии и требуют иного подхода к обучению. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, поз...

Использование элементов пескотерапии в здоровьесберегающей работе с дошкольниками

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ ...