Пример индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Зайцева Тамара Александровна

Процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

государственным заказом;

потребностями и запросами родителей;

индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;

возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

-для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 комбинированного вида Московского района

          Индивидуальный образовательный маршрут                                                                                                                       с воспитанником             ___            группы _____  направленности

ФИ ребенка

                                                                                                                                              Учитель-логопед:                                                                                                                                                  

                                             Воспитатели группы:                                                                                                        

Санкт-Петербург

  1. Цель: создание благоприятных условий для развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей
  2. Заключение ТПМПК: относится к категории обучающихся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов в группе компенсирующей направленности.

Протокол № от

  1. Дата проведения диагностики уровня освоения ребенком образовательной программы 01.09.20__-30.09.20__
  2. Методы диагностики: наблюдение, беседа, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности, диагностические игровые ситуации.
  3. Результаты диагностики:

Направления реализации образовательной программы

Описание полученных результатов диагностики

Наличие знаний, умений и навыков

Отсутствие знаний, умений и навыков

Социально-коммуникативное развитие

-игровая деятельность в манипуляции с предметами;

Сформированы понятия;

-Общение строится по инициативе взрослого,

-отсутствие конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми;

-не может планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;

-не включается в предложенную деятельность

Познавательное развитие

-Количественный счет в пределах ..

-соотносит цифру (0-10) и количество предметов;

-знает последовательность всех дней недели;

-различает и называет основные геометрические фигуры

-ориентировка в пространстве и на бумаге крайне затруднена

Физическое развитие

-пользуется индивидуальным полотенцем;

-способен самостоятельно одеваться и раздеваться;

-навыки личной гигиены (мытье рук, умывание и т.п.) при помощи взрослого.

-испытывает трудности в выворачивании вещей;

-не сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;

-не действует по словесной инструкции;

-не развита мелкая моторика.

Художественно-эстетическое развитие

-знает детские стихи четверостишья «Зайка», «Наша Таня громко плачет».

-навыки при рисовании, лепке, аппликации отсутствуют;

-не воспринимает чтение художественных произведений взрослыми.

Восприятие музыки

-умения, навыки и знания отсутствуют, боится громких звуков, музыка раздражает.

Музыкально-ритмические движения

Активно препятствует привлечению к танцевальной деятельности.

Пение

Активно препятствует привлечению к пению.

Музыкально-игровое творчество

Активно препятствует вовлечению его в игру.

  1. План взаимодействия педагогов группы с воспитанником по освоению образовательной программы дошкольного образования с учетом его индивидуальных особенностей развития на 20..-20..  учебный год.

Направление взаимодействия педагогов с ребенком

Цели

Формы взаимодействия

Физическое развитие

-развитие движений кистей и пальцев рук;

-развитие графических навыков: правильно держать карандаш; проводить прямые ломаные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом;

-обведение по контуру предметов.

Художественно-эстетическое развитие

-развитие слухового внимания;

-развитие чувства ритма.

Познавательное развитие

-развивать ориентировку в пространстве (в схеме собственного тела, по основным пространственным направлениям, ориентировка на листе бумаги))

Речевое развитие

С воспитателями группы

-учить выполнять совместные действия по  речевой инструкции с взрослыми, со сверстниками;

-учить высказывать свои потребности в активной речи.

-индивидуальное взаимодействие в ходе образовательной и игровой деятельности, в ходе режимных моментов.

С учителем-логопедом группы

-коррекция звукопроизношения

Постановка и дальнейшая автоматизация поставленных звуков в ходе индивидуальных занятий.

  1. Рекомендации для родителей воспитанника
  1. Организация игр на развитие мелкой моторики: движение кистей и пальцев рук (закручивание лент, пробок, различные шнуровки, игры с сыпучими материалами, пальчиковая гимнастика), обрисовка по трафаретам и т.д.
  2. Регулярное посещение ребенком подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
  3. Информирование педагогов детского сада о результатах взаимодействия ребенка с учителем-дефектологом и педагогом-психологом, рекомендациями данных специалистов с целью обеспечения возможности построения максимально эффективного образовательного маршрута воспитанника по реализации образовательной программы дошкольного образования с учетом его  индивидуальных особенностей.

С индивидуальным учебным планом ознакомлен(а) _______________       __________________                                                                   .                                                                                               (подпись родителя)                             (расшифровка)

Дата ознакомления:

                                                                Отчет

По итогам реализации индивидуального учебного плана

воспитанника ___  группы   ФИ ребенка

 В соответствии с решением Педагогического совета проведена оценка динамики развития ребенка с учетом реализации индивидуального плана обучения ФИ ребенка в группе компенсирующей направленности в 20__-20__ учебном году.

Социально-коммуникативное развитие:  отмечается положительная динамика.                         Вступает в разговор, отвечает на вопросы.  Различает и называет специальные виды транспорта, понимает значение светофора.

КГН: мыть руки и вытирать их полотенцем, устранять непорядок в своем внешнем виде может по словесному указанию взрослого.

Познавательное развитие: присутствует динамика. Принимает участие в занятиях по конструированию (по своему представлению).

Физическое развитие: упражнения в ходе организации утренней гимнастики, занятий по физической культуре не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции. Ребенок неуправляем, положительная динамика за истекший период отсутствует.

Художественно-эстетическое развитие: упражнения в ходе организации музыкальных занятий не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции, положительной динамики за истекший период нет. Появилась динамика в развитии мелкой моторики (удерживает правильно карандаш и пытается изобразить по словесной инструкции фигуры).

Речевое развитие:

За данный период обучения ребенок дал определенную динамику:

Навыки фонематического восприятия:

- Сформирован ряд навыков фонематического анализа;                                                                                              - Умение выделять из слова начальный ударный гласный звук, умение выделять из слова начальный согласный звук;                                                                                                                                         - Начата работа по развитию умений выделять из слова конечный гласный и согласный звуки;          - Проведена работа по закреплению умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на тактильный анализатор, обозначать их цветом. ( Справляется с выполнением заданий только совместно со взрослым).                                                                                                                              – Сформировать умение определять место заданного звука в слове не удалось.                                              - Сформировать умение выделять из слова конечный гласный и согласный звуки не удалось.  – Сформировать навыки фонематического синтеза не удалось. – В области фонематический представлений научился подбирать слова с заданным звуком из числа предложенных совместно со взрослым при положении звука в начальной позиции. Самостоятельно с заданием не справляется.                                                                                                                                                              Работа по формированию и дальнейшему развитию навыков фонематического восприятия требует продолжения.

Лексико-грамматический строй речи:

- Проведена работа по расширению количественного и коррекции качественного поля словаря. Объем активного словаря значительно отстает от возрастной нормы.                                                        – Проведена работа по развитию навыков словоизменения (изменение существительных по числам, согласование прилагательных и существительных, существительных и числительных на материале грамматически простых слов). Имеют место выраженные трудности при построении конструкций с предлогами.                                                                                                                                       – Проведена работа по развитию функции словообразования. Имеют место выраженные затруднения при образовании прилагательных от существительных, глаголов с помощью приставок, глаголов совершенного вида.

Звукопроизношение:

- Достигнута некоторая положительная динамика в работе по коррекции состояния звукопроизношения.                                                                                                                                                              – Продолжена работа по постановке и дальнейшей автоматизации поставленных звуков _____ в словах, словосочетаниях, предложениях. Уровень самоконтроля за правильностью произношения  крайне низкий. Реакция на замечания со стороны взрослого и желание исправить ошибку в произношении звука отсутствует.                                                                                                                                       – Сформировать правильное произношение шипящих, аффрикат и соноров  не удалось.

Навыки связной речи:

- Проведена работа по развитию умения составлять предложения по картинке, серии картинок,  схеме слова с опорными словами и без них, развитию умения распространять заданное предложение. Динамика незначительная.                                                                                                           – Навык пересказывания текста с опорой на наглядность и навык самостоятельного рассказывания сформировать не удалось.

  Самостоятельная речь ребенка – элементарная фраза из двух, реже трех слов. На вопросы отвечает однословно. Навык развернутого ответа сформировать не удалось.                                        На занятиях пассивен, в результате деятельности не заинтересован, быстро утомляется, не проявляет интерес к предлагаемой деятельности. Для относительно успешного выполнения задания необходима стимуляция со стороны взрослого, либо совместное со взрослым выполнение задания.

В течении всего дня держит игрушку с подвижными деталями и ходит по группе.

За период обучения отсутствовал в группе ____ дней.

Дата составления отчета _________

Воспитатели:                                                                                                                                                              Учитель-логопед:                                                                                                                                            Музыкальный руководитель:                                                                                                                           Воспитатель по физической культуре:

Итоги реализации индивидуального учебного плана

воспитанника   ____ группы  ФИ        

В соответствии с решением Педагогического совета проведена оценка динамики развития ребенка с учетом реализации индивидуального плана обучения  ФИ  за полугодие 20__-20__

Сравниваем план и фактическое состояние ребенка на сегодняшний день, указываем реальные продвижения по направлениям.

Социально-коммуникативное развитие: динамики нет.

КГН: мыть руки и вытирать их полотенцем самостоятельно не способен (только с помощью взрослого).

Познавательное развитие: динамики нет.

Физическое развитие: упражнения в ходе организации утренней гимнастики, занятий по физической культуре не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции. Ребенок неуправляем, положительная динамика за истекший период отсутствует.

Художественно-эстетическое развитие:  упражнения в ходе организации музыкальных занятий не выполняет ни по показу, ни по словесной инструкции, на занятиях поведение неконтролируемое, ребенок неуправляем, положительной динамики за истекший период нет. Появилась динамика в развитии мелкой моторики (удерживает правильно карандаш и пытается изобразить по словесной инструкции фигуры).

Речевое развитие:

За первый период обучения ребенок дал определенную динамику:

Навыки фонематического восприятия:

- Сформировано умение выделять из слова начальный ударный гласный звук;                                                  - Сформировано умение выделять из слова начальный согласный звук;                                                              - Начата работа по развитию умений выделять из слова конечный гласный и согласный звуки;           - Начата работа по развитию умения определять место заданного звука в слове, соотносить его со схемой;                            - Начата работа по формированию и дальнейшему развитию фонематических представлений – умения подбирать слова с заданным звуком из числа предложенных при положении звука в начале слова, самостоятельно подбирать слова с заданным звуком с опорой на контекстные подсказки. Работа связана с выраженными трудностями.

Лексико-грамматический строй речи:

- Проведена работа по расширению количественного и коррекции качественного поля словаря. Объем активного словаря значительно отстает от возрастной нормы;                                                                     - Проведена работа по развитию навыков словоизменения (изменение существительных по числам, согласование прилагательных и существительных, существительных и числительных на материале грамматически простых слов). Имеют место выраженные трудности при построении конструкций с предлогами;                            

– Проведена работа по развитию функции словообразования. Имеют место выраженные затруднения при образовании прилагательных от существительных, глаголов с помощью приставок, глаголов совершенного вида.

Звукопроизношение:

Достигнута некоторая положительная динамика в работе по коррекции состояния звукопроизношения.

- Поставлены  ____ звуки. Проведена работа по их автоматизации изолированно, в слогах, словах. Начата работа по автоматизации поставленных звуков в словосочетаниях и предложениях, выработке навыка самоконтроля правильности произношения звуков в самостоятельной речи. Уровень самоконтроля недостаточный.                                                                                                                                – Начата работа по постановке  ____ звуков.

Навыки связной речи:

- Проведена работа по развитию умения составлять предложения по картинке, серии картинок,  схеме слова с опорными словами и без них, развитию умения распространять заданное предложение. Динамика незначительная.                                                                                                                       – Навык пересказывания текста с опорой на наглядность и навык самостоятельного рассказывания сформировать не удалось.      

На занятиях пассивен, в результате деятельности не заинтересован, быстро утомляется, не проявляет интерес к предлагаемой деятельности. Для относительно успешного выполнения задания необходима стимуляция со стороны взрослого, либо совместное со взрослым выполнение задания.

В период с сентября по декабрь 20__ года ребенок присутствовал в группе  __ дней из __ по плану, из них по болезни __, по решению родителей на основании их заявления – отсутствовал __ дней.    

В течении всего дня держит игрушку с подвижными деталями и ходит по группе, называя себя различными животными.

По итогам диагностики индивидуального развития, проведенного педагогами в начале учебного года, родителям воспитанника было рекомендовано обратиться к специалистам (к дефектологу, детскому психологу) за консультацией по вопросу оказания ребенку необходимой помощи с учетом особенностей его развития.

Документы, подтверждающие обращение родителей к вышеуказанным специалистам (рекомендации, выписки и т.д.), которые могли бы способствовать обеспечению преемственности в работе педагогов по оказанию помощи ребенку, в детский сад для ознакомления предоставлены (заключения специалистов  (ФИО, место)).

Дата составления отчета: ___

Воспитатели:                                                                                                                                                              Учитель-логопед:                                                                                                                                            Музыкальный руководитель:                                                                                                                           Воспитатель по физической культуре:

                                                         

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей.

Цель данного маршрута повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста....

План индивидуального образовательного маршрута детей старшего дошкольного возраста по развитию интеллектуальных способностей

Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный образовательный маршрут для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ – это институциональный документ, который регламентирует и определяет содержание коррекционной развивающей деятельности, направленной на помощь ребенк...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка дошкольного возраста с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут-это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании и учении. Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута-...