Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития
статья по логопедии

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным поражением ЦНС. Исходя из особенностей развития артикуляционной и мелкой моторики,  изложена система оказания раннего логопедического воздействия, направленная на профилактику и преодоление задержки речевого развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие артикуляционной и мелкой моторики в системе ранней логопедической помощи детям с задержкой речевого развития.

Кияшко О.И.

Аннотация

В статье раскрываются особенности  функционирования артикуляционного аппарата, нарушения тонкой моторики пальцев рук, речевого развития  у детей раннего возраста  с перинатальным поражением ЦНС. Исходя из особенностей развития артикуляционной и мелкой моторики,  изложена система оказания раннего логопедического воздействия, направленная на профилактику и преодоление задержки речевого развития.

Ключевые слова

Профилактика, преодоление, задержка речевого развития, особенности,  развитие, артикуляционная, мелкая моторика.

Одним из важных направлений по профилактике и  преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у детей младенческого и раннего возраста является развитие артикуляционной и мелкой моторики, что  особенно  актуально в работе с детьми с перинатальным  поражением ЦНС.  

Как правило,  у таких детей  наблюдаются  нарушения функционирования артикуляционного аппарата, которые замечаются сразу же после рождения и  дают о себе знать при     кормлении малыша.  Близкие детей отмечают  у них нарушения процесса сосания, дыхания и глотания. Дети часто  захлебываются, когда пьют,  выталкивают соску,  пищу из полости рта, вместо того, чтобы продвинуть ее вглубь полости, в последствие между зубами,  длительное время удерживают  ее во рту, затруднено жевание, отмечается  обильное слюнотечение – гиперсаливация    и т.д..

У   детей  с проблемами в развитии речи,   мы отмечаем   более поздние сроки формирования тонкой моторики пальцев рук,  некоторые особенности в их формировании,   которые проявляются  в  нарушениях  процесса хватания, затруднениях при  выполнении простейших манипуляций,  использования щипкового и пинцетного захватов,  социально – значимых жестов (указания, просьбы, прощания),  моторной неловкости в играх с предметами.

С взрослением малыша,  к сожалению проблемы сами по себе не решаются, а лишь усугубляются. Среди различных отклонений в раннем онтогенезе психического развития наиболее широко представлены речевые нарушения,  в частности  задержка речевого развития. ЗРР  в раннем возрасте проявляется во фрагментарности, дефицитарности активного словаря, в более позднем формировании фразовой речи.

 Осуществляя свою деятельность по профилактике и преодолению ЗРР,  мы предлагаем осуществлять целенаправленную работу по развитию   артикуляционной и мелкой моторики,  начиная с младенческого и раннего возраста, так как именно в этом возрасте наиболее четко прослеживается влияние мелкой, артикуляционной  моторики на становление и развитие  речевой функции.

В работе с детьми младенческого возраста,   мы особое внимание обращаем на  упражнения, направленные:  на нормализацию дыхания; на  нормализацию навыков, необходимых ребенку в процессе кормления (в том числе,  выбор позы при кормлении – выдвинуть  слегка плечи и руки чуть вперед и чуть – чуть наклонить голову, надавливание соской, ложкой на кончик  языка при выталкивании пищи из полости рта, питье из кружки маленькими глотками, снятие  пищи с ложки губами);  на нормализацию нервно – мышечного тонуса рук (игры с использованием всевозможных тактильных поверхностей, массаж, игры с водой), физиологического положения кисти и пальцев рук (удержание чашки, ложки, в том числе осуществляется подбор чашки и ложки нужной конфигурации), на  развитие  движений органов артикуляции (пассивная артикуляционная гимнастика с пищевым подкреплением).  

В своей работе в данном направлении мы придерживаемся сензитивных периодов, т.е.  периодов  возрастного развития ребенка с учетом  периодизации развития тонкой моторики А. Гезелла,  и нам импонирует технология по развитию пальчиков и кистей рук, предложенная М.Г. Борисенко, Н.А. Лукиной. Работая с ребенком,  мы стараемся приблизить развитие малыша к  показателям физиологической нормы развития тонкой моторики по А. Гезеллу,  учитывая индивидуальные, физиологические возможности. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина предлагает игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой, самомассаж, игры на нанизывание, игры с пластилином, игры с бумагой, фольклорные пальчиковые игры, игры на выкладывание, игры с мозаикой с учетом лексических тем, что, для нас практиков, очень значимо.

Развивая артикуляционную моторику,  используем традиционные игры - упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата. Но  особый, неподдельный  интерес у детей  вызывает « вкусная артикуляционная гимнастика» по методике М. Лынской. При подборе вкусовых атрибутов главное, не бояться экспериментировать и развиваться весело!

Нами была осуществлена систематизация речевого материала, представленного в виде красочной картотеки артикуляционной и пальчиковой гимнастики.  Материал подобран в соответствии с возрастом детей раннего возраста и активно используется педагогами в работе с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно актуален  в работе с детьми с ЗРР.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики у детей раннего возраста  не только не утратило своей актуальности, а наоборот приобрело особое значение в системе оказания ранней логопедической помощи детям с ЗРР.

Внимательная, вдумчивая, систематическая работа, направленная на развитие мелкой и артикуляционной моторики с младенческого, раннего возраста   способствует профилактике и преодолению  ЗРР у детей с патологией ЦНС.

Список использованной литературы:

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Чтобы чисто говорить, надо…»,2003.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Наши пальчики играют», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ СПОСОБОВ РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно раз...

Мастер-класс для родителей «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Расширить знания родителей о строении артикуляционного аппарата и взаимосвязи его с мелкой моторикой пальцев рук. Познакомить и обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата и ...

2020 год Консультация на тему: «Ранняя логопедическая помощь детям с нарушениями речевого развития».

Консультация на тему:«Ранняя логопедическая помощь детямс нарушениями речевого развития»....

Ранняя логопедическая помощь детям с нарушением речевого развития

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше. Ранний возраст является уникальным, важны...

Дидактические пособия для развития артикуляционной и мелкой моторики и речевого дыхания детей

Дидактические пособия для развития артикуляционной и мелкой моторики и речевого дыхания детей...