Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualno.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуально–подгруппового занятия

Тема: «В поисках буквы Р»

(автоматизация звука «р» в словах, фразе)

в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР

Цель: автоматизация звука «р» в словах, фразе.

Коррекционно–образовательные задачи: расширять знания детей о жизни бобров. Пополнять словарь детей словами – антонимами.  Совершенствовать грамматический строй речи (различение и употребление в речи простых предлогов, образование притяжательных прилагательных). Закреплять графическое изображение буквы.

Коррекционно–развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие (умение определять наличие звука в слове, место звука в слове), закреплять навыки звукового анализа, анализа предложения. Развивать артикуляционную, мелкую моторику. Развивать внимание, мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения, смелость, решительность.

Форма организации: подгрупповая.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование.

Демонстрационный материал: имитация речки, мешочки с песком - «камешки», видео «Бобры», макеты деревьев, игрушки: кот, крыса.

Раздаточный материал: палочки для схемы предложения, камешки для звукового анализа слов, зернышки.

Предварительная работа: заучивание с детьми чистоговорок со звуком «р».

Словарная работа: обогащение словаря детей словами – антонимами.

Методы и приемы:

1.        Наглядный (рассматривание игрушек, картинок, использование мультимедийного оборудования).

2.        Словесный (повторение слогов, слов и фраз со звуком «р», чтение двустишия).

3.        Практическо–игровой (выполнение артикуляционной гимнастики, использование ароматерапии, выполнение упражнений на развитие общей моторики, выкладывание буквы из зернышек).

Ход занятия:

I. Оргмомент.

Логопед: Сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Какой звук мы с вами научились произносить? Звук «р». Вспомните, какие артикуляционные упражнения мы делали, когда учились произносить этот звук?  Давайте сделаем некоторые из них. Выполняем упражнение «Лошадка», а теперь «Грибок». И, конечно, упражнение «Барабанщик». Охарактеризуйте звук «р»  (согласный, твердый, звонкий).  Сегодня я вам покажу букву, которая обозначает  звук «р».

II. Основная часть.

  1. Создание проблемной ситуации.

Логопед ищет букву. Ой, ребята, а где же буква? Раздается смех. Логопед: Что случилось? Кто это смеялся, и куда пропала буква? (Дети выдвигают свои предположения.)

  1. Введение в тему.

Логопед: Да, это крыска Лариска утащила нашу букву и унесла к себе в нору. Логопед: Как нам быть? Дети: давайте найдем букву. Дорога предстоит трудная, не побоитесь? Каким должен быть человек, чтоб справляться с любыми трудностями? Дети: Он должен быть храбрым, смелым, готовым прийти на помощь другим. Молодцы.

  1. Упражнение «Речевая разминка». Закрепление произношения звука «р» в слогах, словах. Развитие общей моторики.

Для того чтоб у нас все получилось, проведем речевую разминку. А поможет нам наш мяч. Я говорю, вы повторяете:

ра-ра-ра, в дорогу нам пора;

ру-ру-ру, отыщем мы нору;

ры-ры-ры, смелы мы и храбры;

эр-эр-эр, найдем мы букву Р.

  1. Ароматерапия. Формирование навыка носового (ротового) вдоха – выдоха.

А что любит крыска Лариска? Она любит сыр. Вот мы с вами будем искать следы Лариски по кусочкам сыра. Взяли в руки подзорную трубу, смотрим внимательно, видите где-нибудь кусочки сыра? (имитация подзорной трубы из кулачков).

Ребенок: Я вижу в подзорную трубу кусочек сыра. Он висит на березе.

Отправляемся к березе. Чтобы веселее шагалось, по дороге будем произносить такую речевку:

По дорожке мы пойдем,

Букву Р себе найдем.

Присели на полянку. Хорошо пахнет в лесу. Давайте подышим глубоко. Вдыхаем носом, выдыхаем ртом (3 раза), а теперь вдыхаем ртом, выдыхаем носом (3 раза).

  1. Дидактическая игра «На лесной полянке».  Употребление в речи простых предлогов. Развитие внимания, мышления.

Слышите? (звучит грамзапись «Пение птиц»). На этой полянке веселились птицы, но только услышали нас, разлетелись. Хотите знать, как они играли? Присаживайтесь на травку, берите схемы и фишки. Я буду говорить, а вы показывать и повторять.

Дети выполняют действия с помощью фишек и повторяют за логопедом.

Ворона летала над березой.

Сорока перелетела с елки на рябину.

Глухарь подошел к черемухе.

Воробей прыгал под кустом смородины.

Из дупла на кедре выглянул дятел.

Молодцы, мы хорошо справились с этим заданием. Берем кусочек сыра. А что на обратной стороне картинки? Часть нашей буквы.

  1. Упражнение «Через речку».  Развитие фонематического восприятия (умение определять наличие звука в слове, место звука в слове). Развитие внимания.

Берем подзорную трубу и ищем еще следы. Ребенок: Я вижу в подзорную трубу кусочек сыра. Второй кусочек сыра за речкой. Идем к речке.

По дорожке мы пойдем,

Букву Р себе найдем.

Как же перебраться через речку? Перебраться через речку можно по камешкам.  Прыгать можно только на камешки, где есть картинка со звуком «р». Можно я попробую первой? Я нашла  камешек с картинкой «забор». В слове забор» звук «р» находится в конце. Я могу перебраться через речку. Теперь ваша очередь. Будьте  внимательны: на один камешек можно прыгать только один раз. Дети находят камешки с картинками (ромашки, мухомор, пирамида). Определяют место звука в слове, прыгают на  камешек. Смотрите, не провалитесь в речку, вода очень холодная. Берем кусочек сыра с березы. Отмечаем наличие фрагмента буквы с обратной стороны картинки.

  1. Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных.

Куда дальше? Ребенок: Я вижу в подзорную трубу кусочек сыра, он на елке.

По дорожке мы пойдем,

Букву Р себе найдем.

Логопед: Еще одна интересная поляна. Здесь от нас спрятались животные.  Чья морда  видна  из берлоги? Ребенок: Из берлоги видна медвежья морда, значит, в берлоге спрятался медведь. Кто спрятался за кедром? Ребенок: За кедром спрятался лось, видна только лосиная морда и лосиные рога.  Чья эта хатка на реке? Ребенок: Это бобровая хатка, виден хвост бобра.

  1.    Знакомство с новым материалом.  Расширение знаний детей о жизни бобров.

Логопед: Кажется, я что-то слышу. Давайте присядем на полянку и послушаем. (Видео про бобра)

Рассказ логопеда на фоне видео. Бобры – животные удивительные. Передними зубами–резцами - они грызут ветки и толстые деревья. Резцы у бобров растут всю жизнь. И, если б они не грызли древесину, зубы у них бы выросли длинные–предлинные. Ветки бобры скрепляют илом, который достают со дна реки. Так получается домик бобров – хатка. Вход в хатку под водой, чтоб враги не смогли добраться до бобров. Зимой бобры не спят, сидят в своей хатке под водой. С осени они сделали себе запас еды (палки, ветки, куски коры) и сложили все на дне реки. На снег и мороз бобры не выходят. Передвигаться по снегу бобрам небезопасно. У них короткие лапы и тяжелый хвост, который может примерзнуть к снегу.

Вопросы: Кого мы увидели на реке? Мы увидели бобров. Что нового вы узнали про бобра?

  1. Закрепление произношения звука «р» в словах, фразе. Составление предложения,  анализ предложения, звуковой анализ.

Логопед: А вы можете  составить предложение про бобра? (Дети составляют 2-3 предложения). Сколько слов в предложении «Бобр построил хатку»? Какое первое слово? Какое второе? Какое последнее слово? Логопед: мы даже можем записать схему этого предложения. Ой, а как же мы запишем: ни бумаги с карандашом, ни полосок у нас нет. (Дети предлагают выложить схему с помощью палочек.)  Какой первый звук в слове «бобр»? Какой второй звук? Аналогично: третий и четвертый звук. Выложите звуковую схему слова «бобр». А как сделать схему, если у нас и фишек нет? Звуковой анализ слова «бобр» с помощью камешков. (Обращаем внимание, что на елке два кусочка сыра, берем их с собой.)

  1. Игра «Скажи наоборот». Пополнение  словаря детей словами – антонимами.

Логопед: А куда дальше? Берем подзорную трубу, смотрим.

Ребенок: Я вижу в подзорную трубу кусочек сыра, он у кота. Отправляемся к коту?

По дорожке мы пойдем,

Букву Р себе найдем.

Логопед: Вот, ребята, мы и дошли до норки крыски Лариски. Этот кусочек сыра нашел кот и не отдает нам.  Вы знаете, как его зовут? Давайте придумаем ему кличку со звуком «р», может быть тогда он нас пропустит и отдаст кусочек сыра (дети подбирают). А, знаю, знаю, его зовут Кот – наоборот. Очень этот Кот любит, когда с ним спорят. Вот если подберете слово наоборот, он нам сыр отдаст.

Кот спрашивает нас: Вы не больные? – Нет, мы здоровые.

Вы трусливые? – Нет, мы храбрые.

Вы шли медленно? – Нет, мы двигались быстро.

Путь был не легкий, а… (трудный).

Речка была не мелкая, а ….(глубокая).

Крыска Лариска  не  злая, а …(добрая).

  1. Знакомство с буквой Р. Закрепление графического изображения буквы. Развитие мелкой моторики.

Логопед: Молодцы, вы понравились коту, и он отдает нам кусочек сыра. Только я не поняла:  почему же крыска Лариска добрая? Да она просто хотела пошутить с нами и отдала нам все кусочки сыра, а мы можем собрать букву. Дети собирают букву. На что похожа буква Р? Из каких элементов она состоит? Из палочки и половинки кружочка. Пропишите букву пальцем в воздухе. Отдадим кусочки сыра с буквой крысе. А чтобы крыска Лариска запомнила букву Р, давайте приготовим ей подарок: выложим букву из чего-нибудь. А из чего бы нам выложить? Крыса, как все грызуны, готовит себе запасы. Назовите, какие запасы есть у крысы: семечки, зерно, семена тыквы. Найдите лакомство нашей крысы, в названии которого есть звук «р». Зерно. Вот из зернышек мы и выложим букву «р». Я намажу букву клеем, а вы приклеите зернышки. Дети выполняют. Логопед: из чего вы делаете букву Р? Я делаю букву Р из зернышек.

III.  Рефлексия.

Очень крыске Лариске понравились ваши подарки. А крыса  дарит вам на память свои  фотографии, которые мы посмотрим в детском саду. Ой, а как же нам вернуться в детский сад побыстрее?

(Раздается смех.) Лариска предлагает нам посмотреть, что у нее есть в норке.  Дети достают из норки предметы и говорят: В норке у крыски Лариски простой карандаш. В норке у крыски Лариски игрушечная сковородка…,  оранжевая морковка, …красный шар. Вот этот шар волшебный, он поможет нам вернуться в детский сад, а по дороге произносим такую речевку:

По дорожке мы прошли,

Букву Р себе нашли.

Логопед кидает шар, дети отправляются за ним.

Итог. Логопед:  Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Закройте глаза и вспомните все наше путешествие. Что для вас было самое трудное? Давайте посмотрим фотографии, которые нам подарила крыса. Какая крыска на этой фотографии? Грустная. Покажите лицом, глазами как было грустно Лариске. А какая крыска на этой фотографии? Веселая, добрая. Покажите лицом, как веселится  Лариска. На память о нашем путешествии возьмите фотографию крысы. Если вам было что–то трудно, возьмите грустную фотографию Лариски, а если все было легко – веселую. (Дети выбирают, объясняют свой выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

автоматизировать правильное произношение звуков; обогащать экспрессивный словарь словами антонимами однокоренными словами; совершенствовать грамматический строй речи(образование прилагательных при пом...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»"

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия Автоматизация звука Р в словах, предложениях. Лексическая тема «Животные жарких стран и их детёныши»

Развивать артикуляционную тонкую и общую моторику; координацию речи с движением, речевое дыхание, зрительный гнозис, пространственный праксис, внимание, память, речевой слух. ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука [Ш] в словах “Путешественники”.

Тема занятия : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и в предложениях.Цели:Коррекционно-образовательные:1. Формирование понятия о звуке [ш], механизме его образования и акустических особе...

КОНСПЕКТ индивидуально-подгруппового логопедического занятия Тема: «Спасение волшебного цветка. Автоматизация звука «з» в словах». (с использованием игровых технологий).

В основе конспекта лежит комплексно-игровой метод. Коррекционные задачи по устранению нарушений звукопроизношения органично сочетается с расширением у детей словаря,способствуют совершенствованию псих...