конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков с-ш изолированно,

в слогах, словах,  словосочетаниях  и предложениях.

Задачи:        

Образовательные задачи:

Совершенствовать умение различать звуки С – Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях. Закреплять правильное произношение  звуков С - Ш,  давать им характеристику.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги и определять место звука относительно слоговой структуры слова, развивать внимание и память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чуткость, отзывчивость, желание прийти на помощь в трудную минуту, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:

Стулья, столы, магнитная доска, перчатки(красный и белый); картинка мальчика Саши; иллюстрации (змея; насос); картинки, изображающие согласный  твёрдый, глухой звук; схемы со стрелками; карточки с картинками  со звуками Ш, С.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро!

Логопед: Доброе утро, уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: А утро действительно доброе! Покажем, как мы сегодня проснулись, потянулись, маме с папой улыбнулись и в таком хорошем настроении пришли в детский сад!

I часть - вступительная

Логопед: Жил-был мальчик (показываю картинку мальчика с грустным лицом). А как звали его: то ли Саса, то ли Шаса, то ли Шаша. Все дети неправильно произносили его имя и сам мальчик постоянно путал звуки в своём имени. Поэтому он такой грустный.

-Ребята, а вы догадались как зовут мальчика?

Дети: Да! Саша.

Логопед: Молодцы, ребята. Мальчика зовут Саша. Обрадовался Саша, что вы правильно произнесли его имя (показываю картину мальчика с весёлым лицом).

II часть – основная

Логопед: Ребята, а вы догадались какие два звука все путали в его имени?    Дети: Да, звуки с-ш.

Логопед: Давайте поможем ему разобраться!

Логопед: Один звук похож на то, как шипит змея (вывешиваю картинку со змеёй). Давайте изобразим этот звук.

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Молодцы! Другой звук похож на свист насоса. Изобразим.

Дети: С-с-с.

Логопед: Хорошо! Сегодня нам предстоит много узнать о звуках С, Ш и научиться их различать.

2. Характеристика звуков

Логопед: Дадим характеристику звукам. Сначала звуку С.

Звук С какой?

Дети: Звук С согласный.

Логопед: Почему он согласный?

ДетиЗвук С встречает преграду: язык упирается в нижние зубы, значит С – согласный (вывешиваю стрелку, направленную вниз под насосом)

Логопед: Давайте покажем, как язычок упирается в нижние зубы.

( показываем,  на руках  у логопеда  перчатки: белая на одной руке- зубы, а на другой руке- красная перчатка, язык)

Логопед: Ребята, а какой он согласный ?

Дети: Твёрдый согласный.

( вывешиваю символ-синий круг).

Логопед: А ещё этот звук какой? (показываю на горло)

Дети: Глухой.

(вывешиваю колокольчик зачёркнутый).

Логопед: Молодцы, ребята! А сейчас давайте дадим характеристику другому звуку. Звук ш какой?

Дети: Звук ш -согласный.

Логопед: Почему он согласный?

Дети: Потому что  встречает преграду.

Логопед: Давайте покажем, как язычок поднимается  к верхним зубам и напоминает чашечку (показываем руками язык и зубы, вывешиваю стрелку, направленную вверх  под змеёй).

-А какой он согласный?

Дети: Твёрдый согласный.

(вывешиваю синий круг)

 Логопед: А ещё этот звук какой? (показываю на горло)

Дети: Глухой.

(вывешиваю колокольчик зачёркнутый).

Логопед: Молодцы, ребята!

Логопед: Да, верно! Звук С согласный, твёрдый, глухой.

Дадим характеристику звуку Ш.

ДетиЗвук Ш согласный, твёрдый, глухой .

Логопед: Всё верно! Ребята, какие похожие звуки, но у них всё же есть различия. Какие?

Дети: Когда мы произносим С язык опускается вниз, к нижним зубам, а когда произносим Ш язык поднимается вверх, к верхним зубам и напоминает чашечку.

Логопед: Да, правильно. Нам поможет запомнить это стишок.

Логопед: Язык вверх: ша-ша-ша (дети повторяют)

Логопед: Каша, шапочка, лапша (дети повторяют).

Логопед: Язык вниз: са-са-са (дети повторяют).

Логопед: Сумка, масло, колбаса (дети повторяют).

Логопед: Молодцы!

3. Игра «Поймай звук и покажи»

Молодцы! У вас всё хорошо получилось! А сейчас поиграем в игру «Поймай звук и покажи».

Движение ладонями-ЗВУКИ (вниз-звук С, вверх- звук Ш): 

С, Ш, Ш,С,Ш,С,С,Ш,Ш.

Движение от локтя-СЛОГИ (вниз-звук С, вверх- звук Ш)

Са, со, шо, сы, ше, ша,су,шу,аш,уш,ос.

Движение от плеча- СЛОВА(вниз-звук С, вверх- звук Ш)

Шапка, кошка, собака, шоколад, оса, слон, шило,самолет.

4. Игра «Слушайте  внимательно и выкладывайте по сигналу»

А теперь слушайте внимательно и выкладывайте по сигналу:

(у детей на столах карточки со стрелками, где они должны показать направление языка с помощью стрелок), потом читаем что получилось.

са-са-ша

ша-са-са

шу-су-су

су-шу-шу

аш-аш-ас

са-ша-са

шу-су-шу

( у кого-то есть ошибки, исправляем)

5. Физминутка.

Логопед: А сейчас давайте встанем и проведём физминутку.

Ша-ша ша-ша-ша мы шагаем не спеша.

Са-са са-са-са голубые небеса.

Шу-шу шу-шу-шу птичкам крошек накрошу.

Су-су су-су-су и водички принесу.

 (упражнение выполняется с движениями)

6. Игра «Разложи картинки», ПОДАРКИ СИМВОЛАМ.

(делю детей на две команды, у каждой команды будут символы: змея-ш, насос-с)

Логопед:  А сейчас мы поиграем в игру «Подарки символам». (на столе 20 картинок с прищепками, дети определяют наличие звуков с-ш в словах и прицепляют прищепки с картинками нужному символу). Побеждает та команда, которая больше подарков подарят символам и, конечно, правильно.

(Команды проверяют друг у друга задание, исправляют ошибки,

если они есть): шуба,шина,собака, шина,самолёт,стул,шайба,сок,колбаса, сом, сумка,мышка,камыши, сапоги, Маша, кошка, мышка, сыр, салат, мешок.

7. Игра «Четвёртый лишний»

Каждому ребёнку даю два ряда картинок. Нужно обвести фломастером в кружок лишнее слово. Слова со звуками С и Ш.

Логопед: А сейчас поиграем в игру «Четвёртый лишний». Нужно обвести фломастером в кружок лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее.

Дети: Шапка,стул,ландыш, кошка. Лишнее слово стул, потому что во всех словах звук ш, а в слове стул-с.

8. Игра «Дежурный звук»

(У каждого ребёнка три схемы: один слог, два слога, три слога и фломастер. Логопед показывает картинки, дети определяют количество слогов и место звука относительно слоговой структуры слова и рисуют стрелки, то есть направление языка на схемах).

Логопед: Сейчас я покажу картинку, а вы определяете сколько слогов в слове и место звуков С-Ш в словах, потом рисуете стрелку, направление языка, в нужной схеме.

Логопед: Молодцы!

9. Игра « Что Саша делал»

Логопед: Молодцы, ребята ! А сейчас поиграем в игру «Что делал Саша». Составляем предложения.

-Саша вышел из дома и сел в машину.

-Саша надел шапку и вышел на улицу.

-Саша  с мамой зашли в магазин и купили сок.

-Саша поскакал на лошади.

 (потом меняем картинки местами и тоже составляем предложения с этими же картинками).

III. Итог  занятия.

Логопед: Молодцы! Вы  справились с заданиями.

А какие игры вам запомнились?( дети отвечают)

 Давайте скажем До свидания нашим гостям.

-До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....