Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа)
В методической разработке представлен опыт по организации взаимодействаия учителя-логопеда и воспитателя в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Понедельное тематическое планирование поможет организовать и провести эффективную коррекционно-развивающую работу по всем направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_vzaimosvyazi_uchitelya-logopeda_i_vospi_tatelya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель-дефектолог Задорожная Т.В.
г. Красноярск
Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя коррекционной средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи
на темы: «Профессии. Почтальон», «Профессии. Продавец», «Транспорт».
Февраль 1 неделя | ||
Лексическая тема «Профессии. Продавец» | ||
1. Развитие общей моторики | ||
| ||
2. Развитие мелкой моторики. «Хозяйка однажды с базара пришла». | ||
Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла. Картошку, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох! Вот овощи спор на столе завели – кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка, морковка, горох, петрушка иль свёкла? Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала Картошку, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох! Накрытые крышкою, в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке. Картошка, морковка, горох, петрушка и свёкла? И суп овощной оказался неплох! | (шагают пальчиками по столу). (загибают по одному пальчику на обеих руках). (попеременные удары кулачками и ладонями). (загибают пальчики). (стучат ребром каждой ладони по столу). (ладони складывают крест накрест на столе.) (показывают, как едят суп). | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс 3-5 раз в день | ||
1. Мимические упр. | Мы умеем удивляться, мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться, Мы умеем улыбаться! | |
2. Упр.для языка | «Лопатка», «Иголочка», «Чашечка». Под счет до 10. | |
развитие диафрагмального дыхания. «Цветы» | ||
4. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
1. Различение слов с ударным началом А, У. 2. Игра «В универмаге». Развитие речевого слуха. Воспитатель читает стихотворение и выставляет изображения покупок, рядом со зверями. Дети должны сказать, предметы какого цвета покупала кошка (желтые), белка (белые), кто не купил ни одного предмета (осел), какие предметы купила коза (красные). В универмаге встретил я Осла, козу и кошку. Они купили красный мяч И желтую гармошку. Зайдя в другой, увидел я Осла, козу и белку. Они купили красный плащ И белую тарелку. Зашел я в третий, встретил там Опять осла и кошку. Они купили в этот раз Лишь желтую матрешку. Мне срочно нужен твой совет, Задумайся немножко. Скажи, какой любимы цвет У белки и у кошки. И кто не сделал ни одной Покупки в магазинах, Поскольку не было, увы, Товаров ярко-синих. 3. Игра «Кто больше покупок сделает?» На доске прикреплены 10-12 картинок, названия которых начинаются с гласных А, О, У, И. дети должны купить только те картинки, которые начинаются на звук А. Дети обращаются: «Я хочу купить…», «Дайте мне, пожалуйста…». | ||
5. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
Практическое усвоение окончаний глаголов муж.и женского рода, прошедшего времени | ||
6. Развитие связной речи (предварительная работа) | ||
Пересказ с опорой на схему, картинку. Рассматривание картинки «В магазине». Беседа по ней. Составление простых предложений. | ||
7. Развитие психических процессов | ||
«Что не так?» Цель: развитие внимания, логического мышления, памяти. |
Коррекционная гимнастика во II половине дня после сна.
1. Глазодвигательный праксис.
Проводить глазами вверх, вниз, в стороны: крепко сомкнуть и разомкнуть веки, наклонить голову вперед, назад, к плечам.
2. Цель: снять напряжение мышц шеи и плеч;
Вызвать прилив крови к речевым органам; Являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Вверх и вниз, вверх и вниз (движения головой вверх и вниз)
Это мама, не каприз!
Вправо-влево, вправо-влево (повороты головы направо и налево)
Посмотри, как королева.
Покивать по сторонам (наклоны головы к плечам)
Нужно нам, так нужно нам.
Головою покрутить (вращения головой)
Не забыть, не забыть.
И незнайками побыть (пожимание плечами)
Плечи вверх и опустить.
И плечами повращать (вращение плечами вперед и назад) –
Нужно плечики размять.
Вперед-назад, вперед-назад (плечи вперед и плечи назад) –
И все дела пойдет на лад.
Февраль 2 неделя | ||
Лексическая тема «Профессии. Почтальон» | ||
1. Развитие общей моторики | ||
| ||
2. Развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?» | ||
Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он. Перевод, журнал, газету, В бандероли две кассеты И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали. | Хлопают в ладоши. На каждое название загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | ||
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс 3-5 раз в день | ||
1. Улыбка | Удержание губ в улыбке, как бы беззвучно произносится звук И. передние верхние и нижние зубы обнажены. | |
2. Хоботок | Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук У. | |
3. Чередование «Улыбка», «Трубочка» | ||
4. Развитие фонетико-фонематических процессов | ||
1. упражнение «Внимательные ушки». Развитие фонематического слуха, выделение звука О, И из ряда гласных звуков? Закрытых слогов, слов (ударная начальная позиция): у, а, и, о, у,; ут, ам, он, уп, ит, ум; слов с ударным началом . | ||
5. Развитие лексико-грамматических процессов | ||
1. Игра «Что кому нужно?». Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных-названий профессий в дательном падеже. Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями сумки почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После этого воспитатель задает вопрос: - Кому для работы нужна сумка? (Сумка нужна почтальону), - Кому для работы нужны весы? (Весы нужны продавцу.) и т.д. 2. Игра «Отправь письмо». Употребление сущ-ых в дательном падеже. 3. Употребление предлогов С, ПО. | ||
6. Развитие связной речи (предварительная работа) | ||
Рассматривание картины «Почтальон». Беседа по ней. Составление описательного рассказа о почтальоне. (Кто это? Где он работает? Что он делает? Что он разносит в своей сумке?) Загадки-описания. | ||
7. Развитие психических процессов | ||
-Разрезные картинки. -Игра «Кому письмо?» развитие речевого слуха, диалогической речи, зрительного внимания.(Предлагает одному из детей стать почтальоном, надеть фуражку почтальона, взять сумку почтальона с письмами. Остальные дети получают карточки с изображениями домиков. Почтальон будет доставать письмо из сумки, рассматривать домик на конверте и рассказывать, какой он. – На конверте желтый домик с красной крышей и т.д. Тот ,у кого такой же домик на карточке, и получит письмо. – Это письмо мне. У меня желтый домик с красной крышей. Когда все получат письма, смотрят, что лежит в конвертах. (Карточки с написанной буквой. А, У) | ||
Совершенствование слоговой структуры слова. Упражнение «Телеграф». Проговаривают и простукивают. Кот ест суп. (3 удара.) Аня ела мясо. (6 раз). |
Февраль 3 неделя | |
Лексическая тема «Транспорт» | |
1. Развитие общей моторики Упражнение «Транспорт» | |
Чух-чух! Чух-чух! Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит. - Тороплюсь! – гудит. – Тороплюсь! Тороплюсь! | Дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впередистоящего ребенка. Круговые движения руками, согнутыми руками. |
2. Развитие мелкой моторики | |
Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. | |
3. Развитие артикуляционной моторики | |
Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс 3-5 раз в день | |
1«Качели», движения рук и языка разнонаправленные. | |
«Самосвал» - высыпает груз. Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней, нижней десны за зубами. Нижняя челюсть и губы не подвижны. | |
«Лодочка». Развитие речевого дыхания и голоса. Гудит поезд. – произнесение слога ТУ на одном выдохе: ТУ-ТУ-ТУ | |
Развитие речевого дыхания и голоса. Сигналит машина – произнесение слога БИ на одном выдохе: БИ-БИ-БИ. | |
4. Развитие фонетико-фонематических процессов | |
Называние слов с заданным гласным звуком с картинками. | |
5. Развитие лексико-грамматических процессов | |
1. Игра «Найди место». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов ПО, В. (на доске висит таблица, на которой изображены небо, море, берег моря с железнодорожной и автомобильной дорогой и стоят картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус. Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картинке и составить предложение. (Н-р. Самолет летит в небе.) 2. Согласование МОЙ, МОЯ с сущ-ми. 3. «Части машины» 4. «Один-много» | |
6. Развитие связной речи (предварительная работа) | |
Беседа по картинкам «Виды транспорта». Пересказ с опорой на сюжетную картинку | |
7. Развитие психических процессов | |
Игра «Что перепутал художник?»- развитие зрительного восприятия и внимания, упражнение «Что здесь нарисовано?» - развитие зрительного восприятия и внимания, профилактика нарушений письменной речи. «Что прибавилось?»Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления, памяти |
Коррекционная гимнастика во II половине дня после сна.
«Растяжки»
«Чтобы очень гибким стать, нужно ручкам помогать».
Взять правой рукой, за локоть левую прямую руку и тянуть её вправо, то же с правой рукой.
Глазодвигательный праксис.
Руки согнуты в локтях, следит за движением предмета сначала вправо, затем влево (с задержкой взгляда на 3-4 раза.
Индивидуальная работа | ||
Фамилия, имя ребенка | примечание | Анализ проделанной работы |
Список используемой литературы:
1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детскогосада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 656с.
2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.-224с. – (Библиотека логопеда-практика).
3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи....
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателя.Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в...
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда средней группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи)...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционной образовательной деятельности в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Рабочая Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 5 лет с ОНР II уровнем развития речи, зачисленных в среднюю группу для детей с ТНР....
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с тяжелым нарушением речи.
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школегруппе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...