Картотека пальчиковых игр по лексической теме :”Времена года”
материал по логопедии (старшая группа)

Овчинникова Татьяна Васильевна

Картотека пальчиковых игр по лексической теме :”Времена года”

ОСЕНЬ

 Вышли пальчики гулять

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)

Красный листик,

Жёлтый листик,

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши)

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")                                                                                                                                                                                                                             Осень.

Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)

Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)

Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)

Дождик стал по ним стучать

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)

Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)

Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)

Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)

 

 Листья осенние тихо кружатся                                                                                                                                                                                                                                                                                Листья осенние тихо кружатся,

( плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

( плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

( трем ладошки друг о друга)

Будто опять   закружиться хотят.

 (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

 

 Ходит осень в нашем парке

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки, сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди).

 

ЗИМА

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.     

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,       

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,       

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой 

И снежками мы кидались       

имитируем движения по тексту                               

Все в снегу домой пришли.     

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки

 


Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем,  изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.  

Указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,    

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,  

Скользить по столу ладонями вперед-назад

 Санки  

  Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

  синхронные движения вперед-назад

  И коньки    

  Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе

  Мчатся наперегонки.

 

ВЕСНА

 Сосульки

Шаловливые сосулькиСобрать пальчики вместе (щепоткой)

Сели на карниз.                                        Положить руки на колени.

Шаловливые сосулькиПокрутить кистями рук.

Посмотрели вниз.                                    Опустить голову вниз.

Посмотрели, чем заняться?                    Пожать плечами.

Стали каплями кидаться.                      Руками соответствующие движения.

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,                            В такт наклонять голову вправо – влево.

Кап-кап, дзинь – дзинь.

 

 Весна

Иди, весна, иди, красна,

(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

(загибают по одному пальчику с мизинца)

 Кап, кап, кап

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

 

ЛЕТО

 Лето

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре  - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

      Девять – бабушка идет,

      Землянику нам несет.

      Десять – все вокруг в листву одето.

      Вот за что люблю я лето!)

 

Что такое лето

Ход игры: дети стоят, руки расслаблены.

Это много света (руки изображают круг над головой как солнышко).
Это поле (разводим руки в стороны, ладони поворачиваются вверх).
Это лес (пальчики изображают деревья).
Это в небе облака (ладошки показывают фонарики).
Это быстрая река (ладони изображают волну).
Это яркие цветы (качаем ладошки по сторонам).
Это вместе: я и ты! (пальцы сцепляются в замок).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...

Презентация по лексической теме "Времена года: Зима"

Презентация для развития лексико-грамматических категорий у детей 5 – 7 лет....

Изучение лексической темы "Времена года" во второй младшей группе

Хотелось бы поделиться опытом работы по речевому развитию детей 3-4 лет через освоение лексической темы «Времена года» и активному привлечению родителей к образовательному процессу....

картотека пальчиковых игр для средней группы "Времена года"

Картотека составлена состветственно каждому времени года:зима, весна, лето, осень. Все доступно описано. У меня она распечатанна на бумаге разных цветов: зима - белая, весна - зеленая, лето - красная,...

КАРТОТЕКА пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздев...

КАРТОТЕКА пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для воспитанников 7-го года жизни группы комбинированной направленности...