Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».
методическая разработка по логопедии

Ведель Ольга Павловна

Материал полезен для логопедов, воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d.i.docx194.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»

Деловая игра для  воспитателей

«Речевое развитие дошкольников с ОВЗ»

Составила и провела:

Учитель – логопед: О.П. Ведель

E:\33.jpg

Дата проведения: 25.10.2019

Цель:

— формирование педагогической компетентности педагогов по развитию речи детей с ОВЗ;

— развитие коммуникативных качеств педагогов, умение работать в коллективе;

— уточнение знаний и умений педагогов по речевому развитию детей.

Задачи:

1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников с ОВЗ.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

3. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.

4. Совершенствовать навыки логического мышления.

     Логопед: Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Речевое развитие дошкольников   ОВЗ имеет огромное значение для их интеллектуального становления. Дети, которые не умеют говорить, отстают в умственном развитии. В процессе развития речи ребенок проходит через несколько стадий, о которых следует знать родителям, чтобы справиться с возможными проблемами, при необходимости вовремя обратившись за помощью к специалистам. Конечно, дети не могут развиваться одинаково, однако если на определенном возрастном этапе ребенок отстает в речевом развитии, это повод задуматься и обратиться за консультацией к логопеду.

На речевое развитие дошкольников сильное влияние оказывает развитие головного мозга и воспитание. Причем развитие мозга, которое наиболее интенсивно протекает в первые 3 года жизни, носит вторичный характер. Ребенок может обладать отличными врожденными данными, но ошибки воспитания или его отсутствие приведут к отставанию в умственном развитии малыша, которое с годами будет лишь усугубляться. Речь играет ключевую роль в развитии памяти, внимания, воображения, восприятия и логических способностей.

Речевое развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. В этом развитии речь взрослого является главным катализатором детской любознательности. Процесс знакомства младенца с окружающим миром происходит через общение. Поэтому родителям нужно постоянно и с разными интонациями разговаривать с малышом и озвучивать любые действия – так стимулируется речевое развитие и формируется запас слов, которым ребенок очень скоро начнет пользоваться. Когда это произойдет, взрослый не должен подражать ребенку в его речевых вариациях и произносить все слова правильно.

Связная речь подразумевает умение ребенка выстраивать развернутые предложения, рассуждать логично и четко формулировать свои мысли. Развитие связной речи начинается с трех лет, а наиболее активная фаза её формирования протекает в пять-шесть лет. В это время чаще надо предлагать малышу пересказывать сказки, озвучивать свои мысли по поводу прочитанного материала или объяснять значение пословиц своими словами. Это поможет ребенку научиться мыслить, формулировать собственные мысли и выстраивать причинно-следственные связи.

К окончанию дошкольного возраста развитие речи ребенка должно достигнуть того уровня, который необходим для успешной учебы в школе. Это звуковая культура речи, овладение грамматическим и лексическим строем родного языка, а также уверенное осознание речи и её произвольности, которое дает малышу возможность выбирать адекватные языковые средства в процессе общения с окружающими его людьми.

Я приглашаем Вас на деловую игру «Развитие речи дошкольников».

Итак, мы начинаем, я задаю вопросы, а вы отвечаете.

1. Разминка:

Команды быстро односложно («Да» или «Нет») отвечают на вопросы ведущего.

1. Общение является ведущим средством развития речи. (Да)

2. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)

3. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)

4. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет)

5. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет)

6. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да)

7. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет)

2. Команды вытягивают билет и отвечают на поставленный вопрос.

1) Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

— Формирование словаря.

— Звуковая культура речи.

— Формировать грамматический строй речи.

— Развивать связную речь.

— Ознакомление с художественной литературой.

2) Что мы понимаем под развитием речи ребенка?

Развитие речи — это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлении языка и речи.

3) Каковы задачи по формированию словаря?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

3. Назовите приемы обучения рассказыванию:

— образец рассказа;

— частичный образец рассказа;

— дублер образца;

— разбор образца рассказа;

— план рассказа;

— воспроизведение плана рассказа детьми;

— коллективный разбор плана;

— коллективное составление рассказа;

— составление рассказа по частям;

— окончание детьми рассказа, начатого воспитателем;

— подсказ вариантов;

— вопросы, указания, пояснение;

— оценка.

4. Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой

(словесный, практический и наглядный) и вам необходимо подобрать к каждому из них приемы. Команды вытягивают билет и записывают на мольберте приемы, соответствующие каждому методу.

Словесный:

— Чтение произведение.

— Вопросы к детям по содержанию произведений.

— Пересказ произведения.

— Заучивание наизусть.

— Выразительное чтение.

— Беседа по произведению.

— Прослушивание грамзаписи.

Практический:

— Элементы инсценировки.

— Игры-драматизации.

— Дидактические игры.

— Театрализованные игры.

— Использование разных видов театра.

— Игровая деятельность.

Наглядный:

— Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

— Элементы инсценировки.

— Движение пальцами, руками.

— Схемы.

— Алгоритмы.

— Просмотр видеофильмов, диафильмов.

— Оформление выставки.

5. Литературная страница.

Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен. У одного участника каждой группы в руках – бубен.

1. Автор сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок». (Ганс Христиан Андерсен.)

5. Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуковский.)

6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)

8. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

9. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

(О мышонке.)

10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

11. Назовите имя прообраза нашего Буратино? (Пиноккио.)

12. В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошечка-хаврошечка».)

13. В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)

14. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин.)

15. Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы,а лапищи, не зубы, а зубищи».)

16. Автор сказки «Серебряное копытце»? (Бажов.)

17. Автор сказки «Конек-горбунок»? (Ершов.)

18. Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин.)

19. Сказка, в которой один герой говорит другому: «Как выпрыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!»? («Заюшкина избушка».)

20. Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

6. Назовите основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают):

— рациональное размещение в группе,

— соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы,

— соответствие интересам детей,

— постоянная сменяемость,

— эстетическое оформление,

— востребованность.

7. Ведущая предлагает командам отобрать книги в соответствии с возрастной группой

(каждая команда соответствует определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе).

А. Барто «Уронили мишку на пол», З. Александрова «Мой мишка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», К. Чуковский «Краденое солнце», (2-ая младшая группа).

«Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Волк и лиса», Б. Гримм «Горшок каши» (средняя группа).

С. Есенин «Черемуха», А Толстой «Золотой ключик», М. Пришвин «Золотой луг», Л. Толстой «Филипок», «Спящая красавица» (подготовительная группа).

8. Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

кашечрохав («Хаврошечка»)

боклоко («Колобок»)

зоркомо («Морозко»)

очвокамйюд («Дюймовочка»)

2 команда

дыродйом («Мойдодыр»)

гукароснеч («Снегурочка»)

комерет («Теремок»)

щеинакатар («Тараканище»)

9. Предложить командам назвать, одним словом

1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)

2. Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)

3. Литературное произведение для пересказа (сказка)

4. Тип связной речи (диалог)

5. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)

6. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

7. Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения (вопрос)

8. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

9. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

10. В каких видах деятельности развивается речь ребенка?

— Д/игры;

— С/игры;

— С/игры;

— Р/игры;

— Режимные моменты;

— Прогулки;

— Занятия.

      Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей, особенно детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  ...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

"Деловая игра речевое развитие дошкольников"

Уважаемые коллеги предлагаю вам «деловую игру Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям для использования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития ...

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: Деловая игра «Речевое развитие дошкольников».

Закрепление знаний педагогов ДОУ в деловой игре "Речевое развитие дошкольников"....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольников»

Повышение компетентности педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Сценарий деловой игры для воспитателей ДОУ...