«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»
презентация по логопедии

Тетюхина Екатерина Викторовна

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики  и предназначалась для запоминания длинных речей.

  Современная  же мнемотехника  делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается  незапоминаемой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_teoriya.pptx564.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема « Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи дошкольников»

Слайд 2

Задачи : Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность и познакомить с этапами работы. Дать рекомендации воспитателям по использованию карточек – мнемоквадратов , мнемодорожек и мнемотаблиц на занятиях. Представить образцы некоторых опорных схем. Познакомить с литературой по данной теме.

Слайд 3

Проблемы речевого развития дошкольника. односложная , состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ ; неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации , регулировать громкость голоса и темп речи и т . д. ; плохая дикция.

Слайд 4

Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого « mnemonikon » – искусство запоминания. Изначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная же мнемотехника делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой .

Слайд 5

Актуальность мнемотехники для дошкольников В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания. развить ассоциативное мышление и воображение. повысить внимательность

Слайд 6

Задачи мнемотехники: Формирование приёмов запоминания. Развитие наблюдательности и внимания. Формирование и развитие элементов творческого мышления. Обучение дошкольников умениям устанавливать ситуативные связи между предметами. Развивать языковые способности дошкольников Формирование коммуникативных умений. Формирование связной речи.

Слайд 7

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. сенсорно-графическими схемами; Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями; Глухов В. П. – блоками-квадратами; Большева Т. В. – коллажем; Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 8

Мнемотехника строится от простого к сложному: Мнемоквадраты - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Мнемодорожки - ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения. Мнемотаблицы - изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательный рассказ.

Слайд 9

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. И могут использоваться: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов (описательных, по серии сюжетных картинок, по картине); при пересказах художественных произведений, при проговаривании чистоговорок и скороговорок, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений.

Слайд 10

Правила и требования мнемотехники: Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям. Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета. Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие. Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Слайд 11

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы. После перекодирования осуществляется повторение стихотворения, скороговорки, загадки, рассказа или сказки по заданной теме.

Слайд 12

Результаты проводимой работы - у детей увеличится круг знаний об окружающем мире; - появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появится интерес к заучиванию стихов; - словарный запас выйдет на более высокий уровень; дети преодолеют робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники , тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по самообразованию Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников»

В системе образования в последние годы происходят серьезные       изменения, которые существенно влияют на содержание труда воспитателя детского сада, его профессиональный статус. Именн...

Мнемотехника как эффективное средство развития связной речи дошкольников

В данной статье раскрыта актуальность применения мнемотехники как эффективного средства развития связной речи детей. Так же раскрыты особенности работы с мнемотаблицами....

План по самообразованию "Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры....

План работы по самообразованию на 2017 - 2018 учебный год Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»

План работы по самообразованию на  2017 - 2018 учебный годТема: «Мнемотехника – эффективное средство развития связной речи дошкольников»          ...

«Мнемотехника, как эффективное средство развития связной речи у дошкольников с ОНР», из опыта работы. Для педагогов ДОУ.

Одно из направлений всестороннего развития детей дошкольного возраста -  формирование речевых навыков. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ  воспитания...

На тему: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников».

Цель: Выявить эффективность использования мнемотехники и развитии связной речи у детей...