Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей среднего возраста
картотека по логопедии (средняя группа)

Рыжова Татьяна Геннадьевна

Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь .Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды. Все виды моторик заключаются в методике- Пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_sr.gr_.docx47.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «Овощи. Осень»

«Пальчики здороваются»

Попарно соединять большой палец одной руки с другими пальцами по очереди. Выполнить упражнение сначала правой рукой, затем левой и обеими руками.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим,   - резкие движения прямыми              

                                                             кистями рук вверх-вниз

Мы морковку трём, трём,     - кулачок правой руки скользит по

                                                             ладони левой руки

Мы капусту солим, солим,   - движения пальцев, имитирующие

                                                             посыпание солью                                           

Мы капусту жмём, жмём.    - сжимание пальцев рук в кулаки

«Фрукты. Осень»

«Фрукты»

                                                                                                                                                                                           Как у нашей Зины              - делают ладони «корзинкой»                                                                               Фрукты в корзине:                                                                                                                                                    Яблоки и груши,                 - загибают пальцы на одной руке,                                                                 Чтоб ребята кушали,             начиная с мизинца                                                                                      Персики и сливы –                                                                                                                                                                           До чего красивы!                - показывают большой палец

 «Осень. Труд людей осенью»

Осень, осень, листопад,       - плавным движением перед собой            

                                                         поднять pyки, а затем как бы ими

Листья желтые летят.             дирижируя, постепенно опуститъ.

Ветер дует, задувает,           - руки от груди не спеша развести в

                                                          стороны с  одновременно дуть перед

                                                          собой,  не надувая щек.

Туча солнце закрывает.       - закрыть глаза руками.

Дождик капает с утра            - сжать кулаки, выставив из каждого  

                                                            только  указательный палец.                                 

                                            Совершать поочередные движения

                                                           кулачками вверх-вниз показывая, как

                                                           капают капли дождя. При этом    

                                                             постепенно приседать, пока            

                                                 указательные   пальцы не дотронутся до пола

Осень — грустная пора.   - развести руки в стороны и изобразить на

                                                      лице грусть.

 «Человек. Тело человека»

«Мальчик-Пальчик»

 Мальчик-Пальчик, где ты был?      - показать большой палец правой

                                                                руки, обращаясь к нему                       

С этим братцем в лес ходил.            - прикасаться кончиком большого

С этим братцем щи варил                 пальца к кончикам всех  пальцев                 С этим братцем кашу ел.                    от указательного до мизинца                                                                                                                         С этим братцем песни пел.

«Человечек»

                                                                                                                                                            Раз, два, три, четыре, пять,        - сжимают и разжимают пальцы                                                                            Буду с мамой рисовать.              - круговые движения пальцев, сложенных в            

                                                        щепотку                                                                  Вот головка, вот животик,         - поглаживают себя по голове, по животу                   Ножки, ручки, глазки, ротик     - поглаживают ноги, руки, обводят

                                                        пальцами глаза, рот                                                                                                                        И прическа из колечек               - рисуют на голове колечки                                                                                       Получился человечек.               - разводят руки в стороны

 «Продукты питания»

«Пирожки»

                                                                                                                                                                       Вот мы тесто замесили,            - Сгибаем, разгибаем пальцы.                                                                           Мяли, мяли, посолили.             - Делаем движения, как будто солим.                                                                   Порубили на куски                   - Ребром одной ладони ударяем по

                                                               другой, как будто рубим ножом.             И слепили пирожки.                 - Две ладошки касаются друг друга,  

                                                               то одна сверху, то другая.                   Что за вкусный пирожок!        - Руки сплетаем в замок, делаем вид,

                                                               что пробуем пирожок.  

Угощайся, мой дружок!            - Вытягиваем вперёд сплетённые в

                                                                замок руки.

 «Посуда»

Посуду моет наш Антошка.         - потирают ладошки друг о друга
Моет вилку, чашку, ложку.          - разгибают пальцы из кулачка,

Вымыл блюдце и стакан,                  начиная с мизинца
И закрыл покрепче кран.               - выполняют имитирующее движение                                                                        

 «Мой дом»

Раз, два, три, четыре,                       - дети хлопают в ладоши

Дом построить мы решили.           - делают руками над головой «крышу»

Взяли гвозди, молоток                   - сжимают и разжимают кулачки

И по бревнам тук-тук-ток.           - стучат кулачками друг о друга

Вот фундамент,                            - приседают

Стены,                                             - тянут руки вверх

Крыша,                                             - делают руками над головой «крышу»

А труба еще повыше.                   - сцепляют пальцы в «замок» и тянут

                                                             руки вверх

Кукла в домике живет,                    -ставят руки на пояс и делают наклоны

                                                             в стороны

В гости нас к себе зовет.          - делают низкий поклон

«Мой дом»

Раз, два, три, четыре,                       - дети хлопают в ладоши

Дом построить мы решили.           - делают руками над головой «крышу»

Взяли гвозди, молоток                   - сжимают и разжимают кулачки

И по бревнам тук-тук-ток.           - стучат кулачками друг о друга

Вот фундамент,                            - приседают

Стены,                                             - тянут руки вверх

Крыша,                                             - делают руками над головой «крышу»

А труба еще повыше.                   - сцепляют пальцы в «замок» и тянут

                                                             руки вверх

Кукла в домике живет,                    -ставят руки на пояс и делают наклоны

                                                             в стороны

В гости нас к себе зовет.          - делают низкий поклон

 «Профессии»

«Пекарь»

Пекарь, пекарь, из муки           - выполняем круговые движения

                                                               ладонями, имитируем
Испеки нам колобки.                  скатывание колобка.
Две сушки — Ванюшке
,            - поочередно соединяем большие

Две баранки – Танюшке               пальцы обеих рук,    с остальными

Два бублика – Мишке,               пальцами (упражнение «колечки»).
Два калача – Маришке.

                                            «Одежда»

  •         

«Стирка»

Постираю чисто, с толком        - движения кулачками,

                                                                 имитация стирки

Рубашку, кофту и футболку,    - поочередно соединяют пальцы

Свитерок и брюки —                      одной руки с пальцами другой руки

 Устали мои руки.                      - встряхивают кисти рук

 «Обувь»

«Новые кроссовки»

    Как у нашей кошки                     - загибают на обеих руках пальчики по    

     На ногах сапожки.                  одному, начиная с больших

    Как у нашей свинки

    На ногах ботинки.

    А у пса на лапках

    Голубые тапки.

    А козлёнок маленький

    Обувает валенки.

    А сыночек Вовка -

    Новые кроссовки.

    Вот так, вот так,                          - шагают по столу указательным и

     Новые кроссовки.                    средним пальцами обеих рук

 «Зима. Зимние игры»

«Зима»


Пришла зима
                           - трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                  - пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима, 
                       - трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                        - ладошкой массажируем кончик носа
Снег, 
                                      - плавные движения ладонями
Сугробы,                                - кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                   - ладони шоркают по коленям                

                                                           разнонаправленно
Все на улицу — вперед!       - обе руки протянуть вперед                                                                                                                                                 

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!              - «зовущие» движения пальцев (4раза)

Сала дам синичке.                   - «режущие» движения одной ладони по  

                                                         другой

Приготовлю крошки             - пальцы щепоткой – «крошим хлеб», 

Хлебушка немножко.          тереть подушечки пальцев друг о друга

Эти крошки – голубям,        - вытянуть вперёд правую руку с

                                                        раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям.    - то же – левой рукой

Галки да вороны,                    - тереть ладонью о ладонь, «катая из

                                                        хлеба макароны»

Ешьте макароны!

 «Новый год. Ёлка»

«Дедушка Мороз»

Закрывайте окна,                         - соединяют ладошки вместе

Закрывайте двери                        - соединяют ладошки вместе

Закрывайте уши,                         - закрывают ушки

Закрывайте нос.                           - закрывают нос

Ходит, бродит по дорогам        

Старый дедушка Мороз!               - ходят на месте

Щиплет уши, щиплет нос,                - щипают названные части тела

Щиплет щёчки дед Мороз.

 «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,        - большим пальцем поочерёдно

У гусыни есть гусёнок,                  касаются остальных,

У индюшки – индюшонок,           начиная с мизинца

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши            - показывают пальчики, играя ими

Все красивы, хороши!

«Домашние животные»

«Кошка»

        
Раз, два, три, четыре!                  
- скользящие удары ладонями друг о

                                                                 друга
В нашем доме кошки жили        - поочередно выдвигают вперед то

                                                                 одну руку, то другую
Кошки с мячиком играли,          - соединяют пальцы рук
Кошки молоко лакали,              
- подносят ладошки «блюдца» к лицу и

                                                                  языком «лакают»
Кошки коготки точили,              - легко царапают колени
Мышек сереньких ловили.        
- хлопают ладошками

«Домашние животные и их детёныши»

«Встреча»

Здравствуй, котёнок!           - по очереди разгибают  сжатые в кулачок

Здравствуй, козлёнок!           пальцы, начиная с мизинца,

Здравствуй, щенок!              пошевеливают каждым пальцем,

Здравствуй, ягнёнок!           приветствуя животных

Здравствуй, весёлый,

Смешной поросёнок!

«Дикие животные»

                                                         

«Прыг-скок»


Зайчик прыг, зайчик скок,              
- показывают «зайку», сгибают и

                                                                        разгибают пальчики
Спрятался он под кусток
.                   - сцепляют пальцы обеих

                                                                       рук в замок
Под кусточком — молчком,           - грозят пальчиком
Только ушки — торчком.               - показывают «зайку»

                                                                       указательным и средним пальцем

«Дикие животные и их детёныши»

        

Это – зайчонок, это – бельчонок,      - загибают пальчики в кулачок

Это – лисёнок, это – волчонок,         на обеих руках, начиная с мизинца

А это бежит, ковыляя спросонок,     - вращают большими пальцами

Бурый, мохнатый,                              обеих рук

Смешной медвежонок.

«Наша армия»

«Солдаты»

 Мы солдаты, мы солдаты,         - пальцы бодро «маршируют» по столу Бодрым шагом мы идем.               

В нашу армию, ребята,              - пальцы сжаты в кулак, указательный

                                                                 вверх и   покачивается влево-вправо

 Просто так не попадешь.                            

 Нужно быть умелыми,

 Сильными и смелыми.             - ладонь вверх, пальцы растопырены,

                                                                сжимаются и разжимаются

«Мебель»

Эту мебель мы купили                        - ритмично сжимают и

С папой вместе в магазине.                  разжимают пальцы рук

Это стул, на нем сидят.                       - загибают пальцы на руке,

Это стол, за ним едят.                           перечисляя мебель

На диване отдыхают,

Книги умные читают.

На кровати крепко спят.

Вещи все в шкафах хранят.

Эту мебель мы купили                        - ритмично сжимают и

С папой вместе в магазине.                   разжимают пальцы рук

 «Мамин день»

«Моя семья»

Знаю я, что у меня               - ритмично сжимают и разжимают

Дома дружная семья:            пальцы рук

Это – мама,                           - загибают пальцы по одному, начиная с Это – я,                                   мизинца

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.               - грозят указательными пальчиками

                                                           обеих рук

«Русские народные сказки»

Сидели три медведя                         - сжимать пальцы в кулак и

                                                                         разжимать
В избушке за столом                        - показ ладошками «крыши»,

                                                                        «стола»
Муку они мололи                              - круговые движения кулачком по

                                                                         ладошке
Чтоб печь пирог потом                     - «печь» пирожки
Раз – кхе, кхе, два – кхе, кхе            - показать указательный палец на

                                                                         левой руке, затем на правой
Все испачкались в муке                    - отряхнуть ладошки
Нос в муке, хвост в муке                  - потереть нос, показать хвост
Уши в кислом молоке                       - потереть уши

 «Игрушки»

           

У Антошки есть игрушки:       - показывают ладошки с

                                                               растопыренными пальчиками

Вот весёлая лягушка,               - сгибают пальцы в кулачок, начиная

                                                               с мизинца

Вот железная машина,

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрёшка

И с хвостом пушистым кошка.

 «Весна. Весенние изменения в природе»

                                                     

«Весна»   

                                                                                                                                                                                Раз – весна,                                       - согнуть мизинец правой руки                                                                                                                     Два – капель,                                    - согнуть безымянный палец                                                                                                                     Три – сосульки тают.                      - согнуть средний палец                                                                                                    Март прошел, идет апрель,            - согнуть указательный палец                                                                                           Птицы прилетают.                          - ладони скрестить, большие

                                                                          пальцы переплести – «птица»

 «Пернатые соседи»

       

  «Птичка»

Птичка летала,                                   - скрестить ладони рук

Птичка устала.

Птичка крылышки сложила,            - сделать замок

Птичка пёрышки помыла.                - вращение замком

Птичка клювом повела                      - выпрямленные соединённые

Птичка зёрнышки нашла.                      мизинцы изображают клюв

Птичка зёрнышки поела,                   - соединённые мизинцы стучат

Снова крылышки раскрыла,                 по столу

Полетела.                                            - скрещенные ладони делают

                                                                          взмахи

«Транспорт. Космический транспорт»

 «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,    - по очереди соединяют большой

                                                                  палец с остальными пальцами

Космонавт летит в ракете.          -  соединить ладошки домиком

День летит и ночь летит             - по очереди соединяют большой

                                                                  палец с остальными пальцами

И на землю вниз глядит.             - поднести ладонь ко лбу.

 «Транспорт»

                                                                       

«Машины»


По шоссе идут машины,      
- крутим воображаемый руль
По асфальту едут шины.      
- локти прижаты к туловищу, ладони

                                                            двигаются параллельно друг другу
По дороге не беги,                - погрозили пальцем
Я скажу тебе: «Би-би».      
    - рука сжата в кулак, большой палец

                                                           выпрямлен – «сигналим»

«Деревья»

Вот стоит большая елка,                 - пальцы рук – «в замок», большие

                                                                   пальцы – верхушка

А на ней растут иголки.                  - пальцы максимально растопырены

Есть на елке также шишки,         - сжать кулачки

А внизу – берлога мишки.          - «замок» - пальцы сложены, большие

                                                                    пальцы  соединить кончиками –

                                                                   вход   в берлогу.

«День Победы»

Аты - баты, аты - баты!          - «маршировать на столе»

на войну идут солдаты.           указательным и средним пальцами
                                                             обеих рук, изображая солдат

                                                            (остальные пальцы прижаты к

                                                            ладони). Важно, чтобы пальцы  

                                                            «маршировали» синхронно, в ногу.

Знамя красное несут,              - ладони соединить вместе, пальцы

                                                             плотно прижать друг к другу

Пушки грозные везут.            - кулаки обеих рук лежат на столе,

                                                             выпрямленные указательные

                                                   пальцы изображают стволы пушек.

«Цветы»

Наши алые цветы                           - руки сжаты в кулачки
Распускают лепестки.                    
- плавно разжимают кулаки
Ветерок чуть дышит,                    
- дуют перед собой, вытянув губы

                                                                      трубочкой, не надувая щёки
Лепестки колышет.                        - машут перед собой руками
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,                    
- плавно сжимают руки в кулаки
Тихо засыпают,                              - кладут руки под щеку
Головой качают
.                                 - качают головой из стороны в

                                                                    сторону.

 «Насекомые»

Прилетела к нам вчера полосатая пчела   - машут ладошками

А за нею шмель – шмелёк                             - на каждое название

И весёлый мотылёк.                                              насекомого загибают

Два жука и стрекоза                                  пальчики на обеих руках

Как фонарики глаза                                        - делают кружки из

                                                                                        пальчиков и подносят к

                                                                                         глазам

Пожужжали, полетали,                                     - жужжат и двигаются

От усталости упали.                                       - роняют ладошки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых гимнастик по лексическим темам для детей дошкольного возраста

Вашему вниманию предлагается картотека пальчиковых гимнастик, которые можно использовать для развития мелкой моторики, как часть занятия, а также в режимных моментах....

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста

Картотека пальчиковых игр по лексическим темамдля детей старшего дошкольного возраста...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности

В картотеке представлены такие лексические темы как "Осень", "Овощи", "Фрукты", "Лес. Грибы. Ягоды" и другие. Данную картотеку рекомендуется использовать в корр...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей дошкольного возраста

Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что уровень ра...

Картотека физминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики по лексическим темам для детей среднего возраста - 2023

Пальчиковая гимнастика, дыхательная, физминутки — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск ум...