Конспекты логопедических занятий для детей старшего и подготовительного возраста.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Савина Надежда Александровна

Занятия на следующие лексические  темы: "Зимние забавы", "Азбука безопасности", "Семья", "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_igry.docx27.27 КБ
Файл konsp_st_gr.docx23.56 КБ
Файл lgsr_semya.docx22.11 КБ
Файл obuch_gr_zima.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной группы

компенсирующей направленности (ТНР)

Тема:

 «Зимние спортивные  игры».

Задачи:

 Активизация словаря по теме «Зимние виды спорта»;

Совершенствование грамматического строя речи: упражнение в словообразовании существительных,  относительных прилагательных;

Закрепление умения правильно воспроизводить слоговую структуру сложных слов

Развитие фонематического восприятия и слуха;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением;

Развитие речемыслительной деятельности.

Воспитание навыков сотрудничества;

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну;

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Технологии:

Технология игрового обучения;

Здоровьесберегающие (самомассаж пальцев, физминутка, зрительная гимнастика)

Предметно-пространственная среда:

матрешки (5 шт.), планшет, мяч, раскраски с изображением матрёшек, зеркала (5 шт.), сухой бассейн с крупой, звуковые линейки, ребусы, конверты с буквами.

          Ход НОД:

   Логопед: Ребята, а вы знаете, как называется самое главное, большое спортивное событие зимой?

Дети: Зимние Олимпийские игры.

Логопед: Несколько лет назад Олимпийские игры проходили в нашей стране. 

В городе Сочи.

Спортсмены из разных стран приехали в этот город на соревнования.

Давайте посмотрим, как это было.

ВИДЕОРОЛИК О СОЧИНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

  Я предлагаю вспомнить нашу Зимнюю Олимпиаду, зимние виды спорта. А интересные задания, игры о зимних видах спорта для нас приготовили,  принесли русские матрёшки.

/Логопед предлагает детям сесть за свои столы и начинает расставлять на столе одну за другой матрешек/

Логопед: Ребята, русская матрешка издавна является символом России. Давайте представим, что самая большая матрешка – это наша страна. Как называется страна, в которой мы с вами живем? 

Дети: Наша страна называется Россия

Логопед: Как называется главный город России, столица нашей родины? 

Дети: Главный город России – город Москва или Столица нашей родины – город Москва.

Логопед: Это вторая матрёшкаСледующая матрешка поменьше – наш город, в котором мы живем. Как он называется?

Дети:   Наш город называется. Троиицк.

Логопед: Следующая матрешка, еще меньше – это наш детский сад.

А самая маленькая матрёшечка – это наша группа, это каждый из вас, а вместе мы дружный коллектив. И только дружным коллективом мы сможем преодолеть все препятствия и выполнить все задания.

Ребята, каждая матрёшка приготовила нам задание.

Пять кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах и с сюрпризами внутри…

Быстро выполни заданья, поделись с друзьями знаньем,
И спортсменам из России взять рекорды помоги!

/После выполнения каждого задания матрешки вкладываются одна в другую, пока не соберется одна большая матрешка./

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте выполним спортивную зарядку для язычка, ведь мы тоже будущие спортсмены.

/Дети перед индивидуальными зеркалами выполняют упражнения/.

Язычок на спортплощадке занимается зарядкой.

И хоть это нелегко, потянулся высоко.

Наклонился низко к подбородку близко.

Ловко сделал мостик, вниз запрятал хвостик.

А теперь как мячик за зубами вверху скачет (дятел).

Поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом.

Язычок остановился, в гриб на ножке превратился.

Язычок чуть-чуть устал, он спокойно полежал (блинчик).

Логопед: язык наш стал еще сильней и крепче, он подготовился к выполнению всех заданий.

Сегодня у нас  день  соревнований, вы зарабатываете фишки и кладёте их в свои коробочки.  

1  задание  Отгадывание спортивных загадок (матрешка №5):

Логопед: Ребята, отгадайте спортивные загадки.

/Показ презентации на планшете/

Трудно, что не говори, мчать на скорости с горы!

Где препятствия стоят, там флажков есть целый ряд (Слалом)

Вопрос не лёгкий у меня, как это называют?

Когда спортсмены на санях по жёлобу съезжают?    (Бобслей)

Посмотрите – вот герой, он лежит вниз головой,

Животом на санках лёжа, страшно, аж мороз по коже.    (Скелетонист)

Такое наслаждение – красивое скольжение,

Вращения, прыжки, «кораблики», шажки  (Фигурное катание)        

Ты этого спортсмена назвать бы сразу смог,

И лыжник он отменный, и меткий он стрелок  (Биатлонист)

Спорт на свете есть такой, популярен он зимой,

На полозьях ты бежишь, за соперником спешишь. (Лыжные гонки)

Кто на льду меня догонит, мы бежим вперегонки!

И несут меня не кони, а блестящие коньки. (Конькобежный спорт)

Про этот спорт я много слышал – воздушный акробат на лыжах! (Фристайл)

«Камень» по льду я в «дом» запущу

И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)

/Помещаем 5-ю матрешку в 4-ю/

Логопед: Молодцы, с этим заданием вы справились хорошо. Я предлагаю отдохнуть и совершить небольшую увлекательную лыжную  прогулку. Представьте, что вы в костюме лыжника. Наденем перчатки, как я. Поправим каждый пальчик (самомассаж).

Физкультминутка.

Наконец пришла зима,     (разводим руки в стороны)

Стали белыми дома,         (Складываем руки домиком над головой)

Дворник улицу метет.     (Имитируем).

Мы катаемся на санках,        (Приседаем, руки вытягиваем вперед).

Пишем на катке круги,   (Руки закладываем за спину, медленно кружимся).

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируем).

И играем все в снежки  (Лепим, бросаем снежки).

Логопед: посмотрим, какое задание нам приготовила следующая матрешка

2 задание .   Словообразование существительных.

  Логопед: Ребята, перед вами чаша с крупой, в которой спрятано следующее задание: в яйце от киндер-сюрприза находится картинка с каким-либо видом зимнего спорта. Вы должны назвать этот вид спорта и спортсмена, который им занимается.

Играет в хоккей – хоккеист.

Едет на лыжах – лыжник

Летит с горы на сноуборде – сноубордист

Бежит по льду на коньках – конькобежец

Мчится с горы  вниз головой на скелетоне – скелетонист

Катается на льду в фигурных коньках – фигурист

Едет с горы в санях – саночник.

Логопед: как мы их назовем одним словом?

Дети: Это спортсмены.

/4-я матрешка помещается в  3-ю/

3 задание.  «Разгадай ребусы»  

 Логопед: Ребята, а теперь нам предстоит разгадать ребусы.

hello_html_m1464bdb9.pnghello_html_47ed93e1.png

Дети разгадывают ребусы (Мишка, палка, лыжи, коньки, горнолыжник, шайба, бобслей, скелетон, биатлон, сноуборд, кёрлинг, шорт-трек) Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились /3-я матрешка помещается во 2-ю/. Предлагаю дать возможность нашим глазкам отдохнуть.

Зрительная гимнастика «Танцы на льду» — развитие прослеживающей функции глаз.

-Фигуристка танцует на льду. Следи глазами за перемещением фигуристки по спирали, голова неподвижна, работают только глаза.

— Фигуристка танцует по кругу от центра к краю.

4 задание.  Образование относительных прилагательных.

- Я знаю, что все вы любите играть. Давайте поиграем в игру «Вопрос-ответ». Я задаю вопрос, а вы быстро на них отвечаете.

Игры, имеющие отношение к спорту какие? Спортивные.

Игры на Олимпиаде какие? Олимпийские.

Медали для чемпионов какие? Чемпионские.

Медали из золота какие? Золотые.

Медаль из серебра какая? Серебряная.

Медаль из бронзы какая? Бронзовая.

Лыжи для катания по горам какие? Горные.

Прогулка на лыжах какая? Лыжная.

Хорошо, ребята, аккуратно выполнили задание и еще одна матрешка у нас на месте.

         /2-я матрешка помещается в 1-ю/

5 задание.    «Слово рассыпалось»

- Ребята, у вас в конвертах лежит набор букв. Ваша задача собрать слово.

Логопед: Молодцы, вы выполнили все задания и собрали всех матрёшек в одну.

Итог занятия. Рефлексия.

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии.

-Какие задания вам показались легкими, а какие трудными?

- Какие игры вам показались самыми интересными?

- Матрёшки приготовили для вас сюрприз – свои портреты - раскраски за то, что вы справились со всеми заданиями, четко проговаривали сложные слова, дружно играли. Они надеются, что вы, когда повзрослеете, станете похожими на наших спортсменов: такими же смелыми, выносливыми и сильными. А для этого уже сейчас нужно делать каждый день зарядку, заниматься физкультурой и закаляться. Вы согласны?



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»

Цель: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту, учить адекватным действиям в пожарных ситуациях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять приобретенные произносительные навыки;
  • совершенствование навыков согласования количественных числительных 1,2,3,4,5 и существительных;
  • развитие темпо-ритмических характеристик речи;
  • совершенствование навыков составления предложений по картинкам;
  • активизация словаря по теме.

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствование зрительного и слухового внимания, памяти;
  • развитие речевого дыхания;
  • совершенствование координации речи с движением;
  • совершенствовать диалогическую форму речи.
  • Развитие мелкой моторики, ориентировки на листе бумаги.

Коррекционно-воспитательные:

  • закрепить правила пожарной безопасности;
  • совершенствование умения работать в коллективе;
  • повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям.

.Организационный момент. Мимические упражнения.

На  картинке -  пожар.

Логопед: Что происходит, ребята, как вы думаете?

Ответы детей.

Логопед: Нам надо оказать помощь в тушении пожара. Вы согласны?

Логопед: Ребята, как называется профессия людей, которые борются с пожаром?  Ответим с помощью наших пальчиков.

Читает логопед

Выполняют дети

С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?... Пожарные

 

Поочередное соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с мизинца и заканчивая мизинцем. В обратном направлении – от мизинца к указательному. Соединяют пальчики двух рук одновременно.

Логопед: Чтобы стать пожарным надо пройти специальную подготовку. Я предлагаю не терять время, и пока мы будем добираться до очага пожара, пройдем весь курс подготовки. Прежде, чем приступить к учениям, скажите: каким должен быть пожарный?

Логопед: Каким может быть огонь?

Логопед: Да, огонь и красив и страшен. Если забыть об осторожности обращения с огнем, одна маленькая искорка становится смертельно опасной, может возникнуть пожар.

Первое задание «Посчитай искры». Дети считают от 1 до 5 со словом.

Логопед: Вот у нас горит свеча.  Надо задуть пламя. Следите, чтобы выдох был длительный, сильный и плавный. Щечки не надуваем! (Дети выполняют упражнение «Задуй свечу»).

Второе задание называется «Будь внимательным». Я называю слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны будете хлопнуть в ладоши и назвать это слово во множественном числе. Будьте внимательны!

Пирожное, пожар (пожары), морковь, рукав (рукава), шланг (шланги), краска, каска (каски), электроприбор (электроприборы), билет, сирена (сирены), спичка (спички), карандаш, маска (маски), огонь (огни), кукла, огнетушитель (огнетушители).

Третье задание: «Причины пожара». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.

- Раз, два, три, четыре у кого пожар в (квартире).

- Дыма столб поднялся вдруг кто не выключил (утюг)

- Красный отблеск побежал кто со спичками (играл).

 - Стол и шкаф сгорели разом кто сушил белье над (газом).

- Побежал огонь во двор это кто там жег костер?

- Пламя прыгнуло в траву кто у дома жег (листву)?

- Кто бросал в траву при этом незнакомые (предметы).

- Дым увидел – не зевай и пожарных (вызывай).

- Помни каждый гражданин это номер (01).

Чтобы помочь людям, пожарные должны быстро прибыть к очагу пожара.   А на чем передвигаются пожарные по городу? (Ответы детей).

Логопед: Правильно! К месту пожара спешат специально оснащенные пожарные машины с отрядами бойцов. Машины яркого красного цвета со складной пожарной лестницей на крыше. Когда они мчатся по улицам, включают громкий звук пожарной сирены и все другие машины уступают им дорогу.

Динамическая пауза:

Логопед: А теперь мы отправимся на пожарной машине на срочный вызов.

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперед,

Дети идут дробными, ритмичными шагами, делают ритмичную «вертушку»   руками, изображая руль.

Труд тяжелый и опасный

 

Нас, пожарных, ждет.

Ритмично потирают кулачок о кулачок и топают ногами

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулачка.

Вой пронзительной сирены

 

 

Может оглушить.

Будем и водой и пеной

Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям

Сможем мы помочь,

 

С пламенем бороться будем

Мы и день и ночь.

Дети складывают пальцы одной ладошки «трубочкой» и прижимают к губам, ладошку другой руки ритмично подводят к «трубочке» и отводят.

Ритмично закрывают уши ладонями.

 

Энергично потирают ладонь о ладонь вертикально.

 

Прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.

Ритмично потирают ладони.

Руки скрещивают перед собой, пальцы расставлены и ритмично изображают пламя.

Ритмично «выбрасывают» пальцы из сжатого кулака.

Молодцы! Пожарная машина у нас готова к выезду. А что возьмет с собой пожарный? В этом нам поможет разобраться компьютер. (Дети выполняют игровое упражнение «Выбери нужное»

Логопед: Внимание! Пожарная команда готова к выполнению задания! Пожарная машина должна проехать к дому, где начался пожар. В этом нам помогут карточки, в которых надо указать маршрут для пожарной машины. Будьте внимательны! (Дети выполняют графический диктант «Спешим на пожар»

Логопед читает задание: Покажи путь, который должна пройти эта машина:

1. Две клеточки вверх.

2. Три клеточки влево.

3. Три клеточки вверх.

4. Две клеточки вправо.

5. Одна клеточка вверх.

6. Четыре клеточки влево.

7. Три клеточки вниз.

8. Две клеточки вправо.

9. Семь клеточек вверх.

Логопед: Молодцы! Вы указали правильный маршрут для пожарной команды. А теперь давайте «покажем» наше наставление для всех детей и взрослых.

Дети выполняют гимнастику для глаз «Если же стряслась беда»:

Читает логопед

Выполняют дети

Если же стряслась беда,

Закрывают оба глаза  

Не теряйся никогда-

Резко перемещают взгляд вправо-влево

Действуйте умело!

Смотрят вверх-вниз

Нужно «01» набрать

Глазами рисуют цифры «01»

И пожарных вызывать!

Моргают глазами

Итог.



Предварительный просмотр:

Тема «Семья»                                                                      

Цель  занятия:  
 - закрепление  знаний детей о семье, её составе, родственных взаимоотношениях; расширение и активизация словаря по теме «Семья».

Коррекционно-развивающие задачи:

 - продолжать  развивать общие речевые навыки, связную речь;

 - продолжать развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику;

 - развивать речемыслительную деятельность;

 - развивать речевое внимание и восприятие;  логическое мышление;

 - развивать фонематический слух

Коррекционно-образовательные задачи:

- учить образовывать сравнительную степень качественных прилагательных;

- закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением;

- упражнять в  употреблении существительных Дательного, Творительного  падежа с предлогом С;

-  продолжать работу по обучению образованию притяжательных прилагательных;

- закреплять умение правильно строить и использовать в речи распространенные предложения;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать в детях ласковое и чуткое отношение к членам семьи;

- воспитывать чувство семейной сплочённости (на основе представлений о семье, её составе, взаимоотношениях)

Оборудование: зеркала на каждого ребенка, бумажные салфетки, конверт с письмом,  картинки дедушки, бабушки и других членов семьи, сюжетная картина «Семья», на столах у детей предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи.

                                                Ход НОД

1. Организационный момент

    -  Посмотрите, ребята! Здесь какой-то конверт! Это пришло письмо из деревни. Интересно, кто же прислал нам это письмо? Посмотрим. Оказывается, это бабушка и дедушка приглашают нас к себе в гости. Навестим их?

(картинки сельского дома, дедушки и бабушки)

2.Развитие артикуляционной моторики

-Вот дедушка и бабушка нас встречают.              

             Пухлые внуки приехали в гости (Надуваем щёки.)

             С ними худые – лишь кожа да кости. (Втягиваем щёки.)

             Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.

(Губы в широкой улыбке, видны верхние  и нижние зубы.)        

            Поцеловать они всех потянулись. (Губы тянутся вперёд.)

-Угостила бабушка нас сладким, вкусным вареньем и горячим чаем.

- упражнение  «Вкусное варенье» -10 раз 
-               упражнение  "Чашечка" - 3 раза по 10 сек.

Помогли дедушке красить потолок в доме, показали дедушке фокус.

 - упражнение  "Маляр"– 10 раз

- упражнение «Фокус» На нос положить ватку – дуть на кончик языка, направляя воздушную струю на ватку на носу – 3 раза

3. Дыхательная гимнастика

-Бабушка рассказала, как она устаёт. А дедушка погрозил озорникам пальцем.- «Бабушка устала»

Правую руку убрать за спину, слегка согнуть спину – вдох; на выдохе произносить «О-о-ох! О-о-ох! О-о-ох!»  3 – 4 раза- «Дедушка сердится»

Грозить указательным пальцем правой руки – вдох; на выдохе произносить «Ай –я – яй!» 3 – 4 раза

4. Пальчиковая гимнастика:

Расскажем про нашу большую семью

  Этот пальчик – дедушка,

  Этот пальчик - бабушка,

  Этот пальчик - папочка,

  Этот пальчик - мамочка,

  Этот пальчик - Я,  Вот и вся моя семья.                      

                     поочерёдное загибание пальцев, сжимание-разжимание кулачка

5.Лексико-грамматические упражнения

Д/и « Назови ласково» образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Д/и  «Кто кому кто?» развитие речевого внимания и логического мышления

- Как одним словом назвать дедушку, бабушку, маму, папу и детей? Семья.

1. В большой, дружной семье, всех называют ласково.

Дед- дедушка, дедуля, дедулечка, дедуленька

Баба- бабушка,  бабуля, бабулечка, бабуленька

Мама- мамочка, мамуля, мамулечка

Папа- папочка, папулечка, папуля

Дочь- дочка, доченька,  дочурочка

Сын - сынок, сынуля, сынулечка

Внук- внучок, внучек

Внучка-внученька, внучечка

2. Давайте послушаем разговор одной девочки с бабушкой. 

Кто кому кто?             Я. Аким

— Бабушка, бабушка, я чья дочка?

— Ты Федина дочь, моего сыночка.

— Мой папа большой, а совсем не сыночек!

— Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

— Да разве у дочки мы были? У тети!

— Тетю твою я в люльке качала...

— Бабушка, стой, объясни сначала:

Кто мне Наташа и два её братца?

— Ладно, попробуем разобраться.

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох и была шустра!

А ты им доводишься... Хитрое дело...

— Бабушка, что-то у нас пригорело!

— Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало!

-Давайте поможем девочке выяснить, кто кем приходится в семье.

-  Кто для дедушки и бабушки мальчик? девочка? (внук, внучка)

- Кто мальчик для девочки? девочка для мальчика? (брат и сестра)

- Кто девочка для мамы? Для папы? (дочка)

- А мальчик для папы и мамы? (сынок)

- Кто дедушка и бабушка для папы и мамы?

- А мама и папа для дедушки и бабушки?

-Кто для дедушки папа?

-Кто для бабушки мама?

6. Физминутка

Осенью, весной, летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

Повороты вправо-влево

Делает мой братик Саня.

А я сама бегу трусцой

И качаю головой.

7. Д/и «Чьи вещи?» - употребление существительных Дательного падежа;

-  упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

(на столах у детей лежат изображением вниз предметные картинки одежды и др. вещей, которые могут принадлежать членам семьи)

- Пока мы делали гимнастику, маленький Саша разбросал по комнате вещи. Давайте подумаем и скажем, кому надо отдать эти вещи и чьи они.

- Эти духи отдадим маме, это  -… мамины духи.

Газету – папе,  - … папина газета

Очки – дедушке, - … дедушкины очки

Фартук – бабушке, - …бабушкин фартук

Куклу – дочке Тане, - … Танина кукла

Кубики – сыну Саше,  - … Сашины кубики

Д/и «Ещё больше» образование качественных  прилагательных сравнительной степени.

- Давайте расскажем обо всех в нашей семье. Сейчас я начну предложение, а вы помогите мне его закончить.

Мама добрая, а бабушка ещё … добрее.

Таня маленькая, а Саша ещё … меньше.

Папа сильный, а дедушка еще … сильнее.

Саша веселый, а Таня ещё … веселее.

Таня умная, а мама ещё …

Мама строгая, а папа ещё …

(красивый - красивее, быстрый – быстрее, седой - седее, кудрявый – кудрявее, …)

Д/и «Кто с кем?» упражнение в употреблении существительных Творительного  падежа с предлогом С.

- Вечером, кода вся семья собирается дома, можно заниматься разными домашними делами. Какими?

 - читать сказки, рисовать, строить из конструктора, печь пирожки, чинить велосипед, готовить ужин, сажать цветы и т. д.

- Составьте предложения по двум картинкам, которые я покажу. Скажите, кто с кем и чем занимаются?

(мама и дочка, папа и сын, бабушка и внук и т. д.)

Мама с дочкой читают книжки.

Папа с сыном строят дом.

Бабушка с внуком пекут пирожки.

Дедушка с внучкой смотрят мультики.

Саша с Таней рисуют.

Рефлексия.

 - Молодцы, ребята! О чём мы с вами беседовали на занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы на тему: «Зима. Зимние забавы»

Тема: «Зима. Зимние забавы».

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные. Актуализация словаря по теме “Зима”. Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.

2. Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.

3. Воспитательные цели. Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.

Оборудование: Колокольчики, доска, мел, искусственные снежинки, снежный шар, картинки о зиме на проекторе.

Ход занятия.

Дети входят (под музыку), здороваются.

1. Релаксация. Игра: «Передай улыбку» (музыка спокойная).

Логопед: Ребята прежде чем мы начнем, послушайте стихотворение.

«Пришла зима» (Ирина Черницкая).

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

2. Знакомство с темой.

Логопед: «Сегодня мы на занятии будем говорить о зиме».

О красоте Зимы можно говорить бесконечно, хотя зима бывает и суровой (очень холодной). Но людям все нипочем. Несмотря на холод, они идут на работу, в сад, в школу, лишь кутаются теплее. Зато деревья неописуемой красоты: каждая веточка, каждый сучок одеты в пушистые белые шубки. Ведь деревья тоже живые и защищаются от мороза снегом. И, конечно же, главное украшение Зимы – это рождественские и новогодние праздники.

Реки и озера замерзают так, что по льду можно ходить и даже кататься на коньках. Земля покрывается толстым слоем снега. Многие птицы, такие как ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи улетают в теплые края, их называют перелетными. А галки, вороны, сороки, снегири, воробьи зимуют с нами, и потому называются зимующими. Зимой птицам трудно добывать себе корм, поэтому люди должны их подкармливать.

3. Развитие и активизация словаря по теме: «Зима»

Логопед: «Кто назовёт слова, относящиеся к зиме?»

(Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша и т. д.). (Дети отвечают).

Логопед: «Сегодня у нас с вами занятие не простое, а волшебное. Сейчас я вам раздам колокольчики, пока вы в них будете звонить, я превращусь в Зимушку. Звенит колокольчик. Логопед превращается в Зимушку. (играет волшебная музыка).

Входит Зима (под музыку)

Я зимушка холодная,

Из кружев мой наряд.

Пришла к вам на занятие.

Встречайте тот, кто рад!

Я, Зимушка, очень хочу с вами поиграть! Вы поиграете со мной? Назовите, в какие игры можно играть зимой?

(Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают).

А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются».

4. Подвижная игра: “Зима” на координацию речи с движением:

Мы погреемся немножко, (греем себя ручками)

Мы похлопаем в ладоши: хлоп-хлоп-хлоп. (хлопаем в ладоши)

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее: топ-топ-топ. (топаем ножками)

Рукавички мы надели. (показываем)

Не боимся мы метели: хлоп-хлоп-хлоп. (хлопаем в ладоши)

Вот снежинки вниз летят,

На дома и на ребят. (кисти рук изображают падающие снежинки.)

Мы на улицу пойдем. (Ходьба с размахиванием рук.)

И в снежки играть начнем. (Наклониться, “слепить снежок”, бросить.)

5. Дыхательные упражнения.

Логопед: «Зимой часто дует сильный холодный ветер, а в небе летают белоснежные снежинки. Сейчас, я превращу вас в холодный сильный ветер, и вы поможете мне сдуть снежинки со стола. (Раздаёт снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинки под веселую музыку)

А теперь согреем ручки. Подуем горячим воздухом. (Дети «греют» ручки, под спокойную музыку).

6. Упражнение “Составь предложение и начерти схему”.

На проекторе показывают картинки о зиме. Дети, по одному, выходят к доске, составляют предложения и  чертят схему на доске.

7. Игра “Какой, какая?” (под быструю музыку).

Дети встают в круг, логопед предлагает поиграть в игру «Какой? Какая?» Логопед называет слова (зима, снег, мороз, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям, передавая под музыку «снежный шар» из рук в руки пока музыка не остановиться.

Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…

Снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…

Мороз (какой) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий …

8. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: «Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом. Педагог читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «Снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок).

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка. (снегурка)

На снегу - то, посмотри? -

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

9. Образование родственных слов самостоятельно.

Задание: Подобрать похожие слова к словам:

Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);

Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

10. Итог и окончание занятия.

Логопед: «Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Какие задания понравились, что было трудным, что лёгким? Каждый должен самостоятельно оценить свою работу на сегодняшнем занятии. Вам нужно выбрать полоску цветной бумаги, которая соответствует оценке за проделанную работу. Кто считает, что проявил себя во время урока активным, вовлеченным, смекалистым, берет красную полоску, кто был менее активным, но все же старался проявить себя– берет желтую полоску, а тот, кому было скучно – берет зеленую полоску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Зима.Зимние забавы". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ по теме "Зима. Зимние забавы"  для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи....

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе для детей старшего и подготовительного возраста «В гостях у Душечки-Ватрушечки»

Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.Успешность физического, умственного и э...

Конспект ННОД для детей старшего и подготовительного возраста «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»»

Конспект интегрированного открытого занятия по экологическому воспитанию, подготовленный совместно с родителями....

Конспект досуга для детей старшего и подготовительного возраста. Игра по станциям «Где прячется здоровье»

Конспект досуга для детей старшего и подготовительного возраста. Игра по станциям «Где прячется здоровье»Конспект игры по станциям для детей старшего и подготовительного возраста«Где...

Конспект "Квест- игры для детей старшего и подготовительного возраста "Космофест"".

В данной методической разработке представлен материал квестигры на тему космос...