МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми»
методическая разработка по логопедии

Курсова Елена Юрьевна

мастер-класс для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_pesochnoy_terapii.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» п. Знаменский

Ивантеевского района Саратовской области

МАСТЕР – КЛАСС

для воспитателей

 «Использование песочной  терапии в работе учителя-логопеда с детьми»

Подготовила:

Учитель- логопед

Курсова Е.Ю.

2020

1. слайд

          - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Юрьевна. Я работаю логопедом в МДОУ «Д/с «Солнышко» п. Знаменский

Тема моего  мастер – класса  «Использование песочной терапии  в работе учителя – логопеда с детьми»

2. слайд

          Уже совсем скоро наступит весна! Стало ярко светить солнце. Солнышко хочет поделится с нами своими теплыми, добрыми лучиками. (раздаём лучики педагогам) Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

3. слайд

            Существует много различных видов игр, но именно игры с песком помогают преодолеть трудности в обучении детей. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Это то, что ему интересно, то, чем ребёнок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому можно использовать песок, в процессе игровых упражнений, цель которых – развитие ребёнка.

           Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы; быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным.

Работа с песком - это не только интересно и увлекательно, но и полезно. Работая с таким материалом, ребёнок становится спокойнее, веселее, ему нравится творить и придумывать.

4. слайд

         «Отцом» игр с песком считается Карл Густав Юнг и его последователи.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме –

Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич – Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.

Песочные игры универсальны.

          Я, как и многие педагоги, на протяжении своей деятельности занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в работе с детьми. Меня волновали вопросы, как сделать так, чтобы каждое занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать, придумывать, научить правильно и красиво говорить. Изучив много литературы, познакомилась с удивительным методом «Игра в песке», который позволил по-новому взглянуть на то, как можно понимать и помогать детям развивать механизмы, необходимые для овладения письмом и чтением.

              Игры с песком, это не только развлечение, но и прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние на развитие моторики рук и пальчиков, на развитие речи, на развитие коммуникативных навыков. На развитие творческого начала и фантазии.

5 слайд В логопедической работе с помощью игр с песком решаем следующие задачи:

- Развитие диафрагмального дыхания

- Регуляция мышечного тонуса

- Развитие артикуляционной моторики

- Автоматизация звуков

- Развитие фонематического слуха

- Формирование слоговой структуры слова

- Словарная работа

- Звуковой анализ слов

- Обучение грамоте

- Связная речь

         Все эти задачи решаю с помощью игровых методов.

6 Слайд       Что нужно для игры в песок?

      А нужно, в сущности, так мало:

     Любовь, Желанье, доброта,

     Чтоб вера в детство не пропала.

     Простейший ящик из стола –

     Покрасим голубою краской,

     Горсть золотистого песка

     Туда вольётся дивной сказкой.

     Игрушек маленьких набор

     Возьмём в игру… Подобно богу

     Мы создадим свой мир чудес,

     Пройдя познания дорогу.

       В своей работе я уделяю большое внимание речевому развитию детей. И, конечно, в своей образовательной деятельности  активно использую песочные игры.

         Сегодня я предлагаю вам поиграть с песком. Приглашаем к столу тех, у кого жёлтые лучики.

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызываетпесок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

        Подобные упражнения используются в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий.

7 Слайд  Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

 Упражнение «Необыкновенные следы»:

«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

«Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

8 слайд  Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

- «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

 «Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

 «Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

 «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

9 Слайд    Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»- щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» .

«Индюки»- языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»- губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

10 Слайд  Словарная работа

 «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

 «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

11 Слайд  Развитие фонематических представлений

 «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

 «Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

 «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Пространство делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

 «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

 «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

12 Слайд  Формирование слоговой структуры слова

 «Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

 «Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

 «Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

     Приглашаем к столу участников, у кого оранжевые  лучики.

   Предлагаю вам посадить «Цветы на клумбе». Эта игра учит детей определять количество слогов в словах.

На клумбе здесь растут цветы

Необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем,

Вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведём,

Названия цветов на слоги разобъём!

Один слог – в верхнюю сажаем,

Два слога – в центре оставляем,

Три слога – в третью грядку.

Теперь сажаем по порядку.

(Односложные слова: мак.

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трёхсложные слова: ромашка, василёк, лилия, гвоздика).

После выполнения задания – вопросы:

- Опишите цветок по цвету, форме.

- Где растёт этот цветок?

- Какие цветы больше всего нравятся вам?

Детям можно предложить составить рассказ о цветах, которые «выросли» на«клумбе».

13-19  Слайд  Обучение грамоте

 «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

 «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

 «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

 «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.

- Игры на освоение навыков чтения и письма: «Найди буквы и сложи слоги и слова», «Слепи букву», «Фея ударения», «Построй ступеньки» и др.

Приглашаю за стол тех, у кого лучики красные.

Предлагаю вам поиграть в игру «Красивая буква». Напишите на песке первую букву вашего имени. А потом украсьте её.

20 Слайд Вывод:

Использование песочных игр с детьми  позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит этот метод для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя - логопеда»

главная цель этого мастер класса - познакомить родителей с разнообразными методами и приемами здоровьесберегающих технологий, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей....

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда»

Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с ...

Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)

За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Мастер - класс "Использование метода "мнемотехника" в работе учителя - логопеда с детьми с ОНР"

quot;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету"        ...

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...