Работа с родителями - Консультация "Артикуляционная гимнастика в жизни ребёнка"
консультация по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Беседа с родителями о занчении речи в жизни ребёнка, о причинах речевых нарушений. Рекомендации по использованию артикуляционных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

в средней  группе

«Артикуляционная гимнастика в жизни ребенка»

                                                                                                                                                     

Учитель-логопед: А.Ю.Евдокимова

Цель: Повышение компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения

ПЛАН:

1.Значение речи в жизни дошкольника

2.  Виды и причины речевых нарушений.

3. Артикуляционная гимнастика 

4. Артикуляционная гимнастика в игровой форме. 

Доклад

Использование ТСО: Презентация

Практикум

1.Значение речи в жизни дошкольника

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие.

Правильное произношение необходимо ребенку:

- для уверенного общения (ребенок может замкнуться или нервничать, если его не понимают….)

     - для успешного обучения (овладения ребенком письменной речью и чтением)  

2.  Виды и причины речевых нарушений.

Органические  нарушения — это

 - травмы и болезни, поражающие  речевой  аппарат

 - травмы, болезни поражающие отделы  нервной системы, имеющих отношение к речевой функции.

Функциональные  нарушения – связаны с функционированием речевого аппарата.

(Схемы)

Люди правильно произносят различные звуки благодаря:

- хорошей подвижности  артикуляционного аппарата

- правильному речевому дыханию

-хорошо развитому речевому слуху.

Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений,  или  их коррекции, необходимо применять в работе упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата, начиная с младшего дошкольного возраста

Сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике.

3. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата и его подвижности.

Упражнения бывают:

- статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка:

 -динамические (подвижные):  требуют  повтора движений, и переключаемости.

В чем же  важность занятий артикуляционной гимнастикой?

• Улучшается  подвижность артикуляционных органов;

• Укрепляются  мышцы языка, губ, щек; (расслабление, напряжение)

•  Ребенок учится удерживать определенную артикуляционную позу;

       Это позволяет:

  • не прибегать к помощи специалиста-логопеда (звук может появиться сам);
  •  помогает  подготовить  речевой аппарат для последующих занятий со специалистом.
  • помогает улучшить дикцию. (если у ребенка нет дефектов)

Правила проведения артикуляционной гимнастики

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  2. Перед зеркалом (Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо)
  3. Проводить не сразу после еды (рвотный рефлекс, тяжело выполнять)
  4. Проводить ежедневно, чтобы навыки закреплялись
  5. Не следует предлагать более трех упражнений за раз.
  6. Каждое упражнения выполнять по 5-7 раз.
  7. Статические упражнения выполнять в течении 5 секунд или под счет до пяти.
  8. С детьми упражнения выполняются в игровой форме

4. Артикуляционная гимнастика в игровой форме. 

Дети дошкольного возраста  (особенно младшего) не заинтересованы в выполнении артикуляционных упражнений

Как же проведение артикуляционной гимнастики превратить в игру?

                                                                             ИГРОВЫЕ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Котенок умывается

Спросить у ребенка как мяукает котенок (мяу). Это котенок просит молоко.

Давай нальем котенку молока. (сделать из двух ладошек чашечку).

Показать ребенку, как котенок пьет молоко, выполняя лакательные движения язычком.

Окошко

Рассказать ребенку, что рот – это домик для язычка. Язычок решил проветрить домик и открыл двери.

Но вот прилетела муха и  язычок быстро закрыл двери. Муха улетела и язычок снова открыл двери…….и т.д. (ребенокслушая историю открывает и закрывает рот)

Лошадка.

Предложить детям поскакать на лошадке. Лошадка скачет быстро (быстро щелкать языком, прилепляя его к небу). Лошадка устала и идет медленно.

Фокус

Предложить ребенку научиться показывать фокус.

Положить на кончик носа маленький кусочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

Конфетка

Взрослый предлагает отгадать ребенку, где во рту у него находится конфетка:

- Во рту язык упирается поочередно то в правую сторону щеки, то в левую – ребенок отгадывает.

- Затем взрослый предлагает самому ребенку спрятать конфетку и объясняет, что конфетка – это язычок и он упирается, то в левую, то в правую щеку . Ребенок выполняет, а взрослый угадывает.

Шарик

Надуть щеки – надули пузырь (удерживать в таком положении 5 секунд).

Сдулся пузырь – Нажимая на щеки пальчиками, медленно выпустить воздух.

Блинчики.

Объяснить ребенку, что язычок -  это тесто, а губы, это ложка, которым мы  будем месить тесто.

Выполняем упражнение «Месим тесто» - постукивать просунутый  язычок между губами :пя-пя-пя-пя

Состряпаем блинчик – язычок спокойно лежит на нижней губе. (выполнить упражнения 3 раза)

Предложить скушать один блинчик – (покусывать просунутый язычок, между зубами), затем второй, третий.

Обратить внимание, что блинчики были с вареньем и у них испачкалась верхняя губа в варенье, предложить слизать его – поднять язычок вверх обнять верхнюю губу и слизать «варенье»  в рот.

Комарики

Предложить поиграть в комариков – поднять язычок вверх за верхние зубы и произносить длительный звук (З) При выполнении рот широко открыт.

Заведем мотор

Произносить длительный звук (З) – Упражнение «Комарик».

В момент выполнения упражнения «Комарик», вызывать вибрацию языка палочкой к шариком на конце, или пальчиком.

                                                                                                 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА

                            «Приехали в гости»                        

 Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке)

Поцеловать всех потянулись (губы тянуться вперед)                      

                             «Чистим зубы»                                                                      

Утром проснулись в улыбочку губы ( широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними губами)Губы сожмем мы, и рот прополощем(поочередное надувание щек)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание щек с последующим выпусканием воздуха)

                              «Кушаем блинчики»

Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык нанижнюю губу)

Дуем на блинчик не в щеки, не мимо (подуть на широкийязык)

Блинчик жуем, жуем и прикусим (жуем распластанныйязык, потом прикусываем)

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываемязыком верхнюю губу сверху вниз)

«Пьем чай»

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий языкчашечкой)

На нос подули, и чай остудили (подуть с «Чашечкой» вверх)

Чаю попили - никто не обижен

Вкусный был завтракмы губки оближем (облизывают губыпо кругу)

                                «Мы играем»

Дедушка сделал для внуков качели

Все мы на них покачаться успели (рот открыт язык поднимается  к верхним зубам и опускается к нижним)

После качелей мы в прятки играли

Прятались на чердаке (язык прячется за верхней губой)

И в подвале (язык прячется за нижнюю губу)                  

                         «Дедушка и лошадка»

Дедушка скачет на лошади ловко (щелкаем языком)

Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхнее губе)

Вот замедляет лошадка шажочки ( мелкое цоканье снатягиванием подъязычной связки)

Вот на опушке мы видим грибочки ( присасываем язык кнебу и открываем рот)

Вот из сарая индюшка пришла. Важно сказала: бл-бл-бл-б(широкий язык ходит вперед назад по верхней губе с

голосом) и ушла.


                                                            Любимые животные (упражнения с рифмовками)

«Бегемотик» -  Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз.

                   Бегемотик рот открыл,

                                        Подержал. Потом закрыл.

«Щенок» - Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение.  Повторяем упражнение 3—4 раза.

       Улыбается щенок,    Зубки напоказ.                

Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

   «Слоненок» - Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком    положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи  и слоненку покажи.

«Хомячок» - Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки,  У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,  Хомячку сейчас поможем.

«Собачка» - Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3—4 раза.

            Устала собачка и дышит устало.

            И даже за кошкою бегать не стала.

«Котенок» - Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко,  лакает быстро и  легко.

                                                                                                    Игровые упражнения

«Улыбаемся – Огорчаемся»

Когда мы улыбаемся, у нас получается вот так: (Улыбочка). Когда плохая погода и дождик не пускает нас на улицу, мы сердимся и надуваем губы вот так: (Дудочка). Когда появляется солнышко, мы радуемся и снова улыбаемся (Улыбочка). Когда кто-нибудь дерется, мы сердимся (Дудочка). Когда дети дружно играют и друг другу помогают, мы улыбаемся (Улыбочка). Когда нам не читают книжки, мы обижаемся (Дудочка). Когда к нам приходят гости и играют с нами, мы улыбаемся (Улыбочка). Мы любим с гостями играть язычками в прятки (выполняется 3-4 р).

«Прятки»

Наш язычок любит играть в прятки. Сначала он спрятался за верхнюю губу, затем за нижнюю. За правую щеку, за левую щеку. Потом показал кончик языка и спрятался. Затем показался весь и убежал далеко, далеко в глубь своего домика.

   «Язычок»

  Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел.

   Все что нужно увидал и налево зашагал.

   К верху кончик поднимает, к низу кончик опускает.

  Язычок не устает , тянется теперь вперед.

  Поиграл с тобою в прятки и помчался на лошадке.

   Говорит он: «До свиданья» , тебе машет на прощанье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренняя гимнастика в жизни ребёнка

Консультация для родителей «Утренняя гимнастика в жизни ребёнка»...

Утренняя гимнастика в жизни ребёнка

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физическое упражнение....

Консультация для родителей "Важность утренней гимнастики в жизни ребёнка"

Консультация для родителей "Важность утренней гимнастики в жизни ребёнка"...

Утренняя гимнастика в жизни ребёнка.

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переход в потребность, тем самым прививает культуру здоровогшо образа жизн...

Утренняя гимнастика в жизни ребёнка

Утренняя гимнастика в жизни ребёнка...

Мероприятие в рамках работы с родителями. Тема: «Границы в жизни ребёнка»

Краткая аннотация к работе: данное мероприятие предназначено для проведения в онлайн-формате с использованием платформы ZOOM для родителей ДОУ в рамках встреч «Родительского клуба». В осно...

Консультация для родителей “Утренняя гимнастика в жизни ребёнка”.

Консультация для родителей. Утренняя гимнастика в жизни ребенка.Консультация для родителей :«Значение и организация утренней гимнастики в семье»Очень часто дети опаздывают на утреннюю гимн...