Использование Лего- технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Жанна Фаритовна

Консультация для логопедов, воспитателей как можно применять Лего для коррекционно- развивающих занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_lego-_tehnologiy_dlya_publikatsii.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ЛЕГО-технологий  в коррекционно-логопедической работе с детьми»

«Конструируя, ребенок действует,

как зодчий, возводящий здание

собственного потенциала»

Ж. Пиаже

        В должности учителя- логопеда я работаю третий год, и поэтому считаю, что я  только учусь быть логопедом. За это время опробовала  разные инновационные технологии, в числе которых мнемотехника, биоэнергопластика, пластилинография,  но остановиться подробнее я бы хотела на ЛЕГО- технологии, к тому же, наш детский сад является участником городской образовательной  творческой группы,
"Образовательный технопарк", направление "ЛЕГО-конструирование.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт.

Использование инновационных технологий в логопедической практике

 это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем  технологиям, это:

- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности логопеда;

- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;

- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи, что в дальнейшем очень пригодится при обучении в школе на уроках письма. Вы замечали, что почерк у мальчиков в наше время порой аккуратнее, чем у девочек?  Я считаю, что ЛЕГО к этому имеет непосредственное отношение, так как мальчики сейчас охотно возятся с мелкими деталями не только в образовательной деятельности, но и в свободное время.

Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе, также мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
  • Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
  • Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Конструкторы ЛЕГО используются в играх разнообразной направленности:

диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции);

в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

 ЛЕГО-технологии также позволяют:

  • оптимизировать педагогический процесс
  • расширяют образовательное пространство
  • обогащают развивающую предметно – пространственную среду
  • способствуют экспериментированию с доступными детям материалами,  игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников
  • обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук
  • дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Участникпми процесса выступают:

  1. Логопед  
  2. Воспитатели группы
  3. Дети группы

ЛЕГО-конструирование - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.

Таким образом, использование ЛЕГО-конструирования в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями речи,  позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности,  способствует развитию психических процессов,  обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, развитию фонематических процессов и владению речью как средством общения и культуры, развитию инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что соответствует ФГОС ДО.

Использовать кубики ЛЕГО можно в любом из  структурных компонентов занятия:

  1. Организационный момент
  2. Создание проблемной ситуации
  3. Элементы логопедического занятия: развитие фонематического восприятия и слуха, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика, развитие речевого дыхания, голоса, интонации, развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.
  4. Задания на развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления.

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время. Логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.

Логопсихокоррекционные игры на базе конструктора ЛЕГО бывают как направленными, так и ненаправленными.

В первом случае возможно большее или меньшее вмешательство логопеда в ход и условия игры.  Детям предлагаем задание, а в некоторых случаях разрабатываем сценарий бытового конфликта или сказки (кукольный спектакль).

В ходе ненаправленной игры воспитанник сам берет необходимые детали конструктора и играет. Роль логопеда сводится к постановке определенных вопросов, ответы на которые могли бы объяснить, что именно делает ребенок.

После использования ЛЕГО – конструкторов с мелкими деталями для снятия зрительного напряжения провожу в конце коррекционного занятия гимнастику для глаз.

Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

 Эти и другие методики я использую не только с детьми с ОНР, ФФНР, но и с детьми, имеющими задержку речевого развития,  в рамках деятельности педагога дополнительного образования студии "Говоруша" нашего ДОУ. Я постоянно повышаю свой профессиональней уровень,  имею также специальность педагога- дефектолога, что дает возможность оказывать консультативную и коррекционную помощь таким деткам.

Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с нарушениями речи, тем более успешным будет формирование речи, это  позволяет решать одновременно несколько задач, одной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Предложенные способы и приёмы реализации данных методов   дополняют, совершенствуют  мой  профессионализм и творческий потенциал.

Штранная иштория

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу

-Ах, какая модница!

Пожвольте пожнакомиться.

-Увазаемый прохозый,

Ну на сто з это похозе!

Вы не представляете,

Как вы сепелявите.-

И красавица оса

Улетела в небеса.

-Штранная гражданка…

Наверно, иностранка.

Жук с досады кренделями

По поляне носится:

-Это ж надо было так

Опроштоволоситься!

Как бы вновь не окажаться

В положении таком?

Нужно шрочно жаниматься

Иноштранным яжыком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.

В своей работе использую здоровьесберегающие  технологии с  целью коррекции речи с сохранением физического  и  психического здоровья детей.Для сохранения и развития  физическо...

«Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми»

В данной статье раскрывается опыт работы по использованию ЛЕГО-конструктора в коррекционной работе с детьми в условиях специального коррекционного детского дома....

2017 год -Использование ИКТ-технологий в коррекционно-логопедической работ

Использование ИКТ-технологий в коррекционно-логопедической работе...

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.

Использование инновационной Лего-технологии позволяет развивать не только практическую творческую деятельность, но и благотворно влияет на развитие речи, мышления и воспитание социально активной лично...

Статья "Применение Лего-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР"

В статье говорится об эффективности применения лего-технологий в процессе коррекционной работы логопеда с дошкольниками, имеющими тяёлые нарушения речи. Описаны преимущества исползования лего-тех...

Использование ЛЕГО-технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.

Использование конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда...