Речевая карта для обследования речевого развития детей 5-6 лет
учебно-методический материал по логопедии

Деева Татьяна Владимировна

В материале представлена речевая карта для обследования, а также картинный материал к заданиям. Я думаю, что данная разработка поможет логопедам в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования.

Фамилия, имя: _________________________________________________________________________        

Возраст: ________________________________________________________________________________

Домашний адрес: ________________________________________________________________________

Дата обследования  ______________________________________________________________________

Сведения о семье

Ф.И.О. родителей, дата рождения, место работы, должность:

Мать ________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Отец _________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Анамнез

Наличие у родителей наследственных (нервно-психических, хронических сомат.) заболеваний до рождения ребёнка__________________________________________________________________________________________

От которой по счету беременности_________________________________________

Протекание беременности (токсикоз - 1-я половина, 2-я половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_______________________________________

Когда закричал ребенок___________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя)____________________________________

Общее развитие ребенка

Раннее физическое развитие

Когда стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) _________;  когда стал сидеть (в норме с 6 мес.) ________

когда стал ходить (в норме с 11-12 мес.) ____________;

когда появились первые зубы (в норме с 6-8 мес.) _______________.

Раннее речевое развитие

Гуление (в норме - 2-3 мес.)_______________; лепет (в норме - 4-8 мес.)_________________;

первые слова (в норме - около года) _______________; первые фразы (в норме - от 1.5 до 2л)________;

Замена слов жестами______________; Отношение ребёнка к речевому дефекту _____________________.

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы,
травмы, судороги при высокой температуре)

До года_________________________________________________________________________________________

После года:___________________________________________________________________________________

     От года до трёх лет  _________________________________________________________________

     После 3 лет ________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций.

Функция

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слуховое восприятие:

Дифференциация звучащих игрушек.

Направление источника звука

Восприятие и воспроизведение ритма.

Зрительное восприятие:

Подбор картинок к данному цветовому фону.

Показ основных цветов.

Зрительно – пространственный гнозис и праксис:

Показать части тела (левая-правая);

Показать предметы, которые находятся слева  - справа – вверху –   внизу – впереди – сзади;

Разбор и складывание разрезной картинки.

Разбор и складывание пирамидки.

Счет (возьми 2-3-4)

         Рисование (дом, дерево, человек) (приложение)

Умение держать карандаш __________________ Уровень развития предметного рисунка (чирканье, каракули, предметное изображение) __________________________________________________________

Ориентировка на листе _________________________________________________________________________ Использование цвета __________________________________________________________________________

Срисовать рисунок (приложение)

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

                               состояние речевого аппарата, голосовой функции и просодики

Экспрессивная речь

Общее звучание речи.

Показатели

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Разборчивость

Темп и ритм

Дыхание

Голос

Паузация и интонация

_____________________

Строение артикуляционного аппарата:

              ∙ строение языка______________________________________________________________

∙ подвижность языка__________________________________________________________

∙ строение неба_______________________________________________________________

∙ прикус______________________________________________________________________

∙ подъязычная связка_________________________________________________________

∙строение зубов_______________________________________________________________

∙строение губ_________________________________________________________________

∙ подвижность губ_____________________________________________________________

Состояние артикуляционной моторики:

первичная диагностика:______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

вторичная диагностика______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мимической мускулатуры: _________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние общей моторики: __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Состояние мелкой моторики __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как тебя зовут? ______________________________________________

Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)?_________________

Где ты живешь? _______________________________________________________________

Ты мальчик или девочка? _______________________________________________________

Как зовут маму? _______________________________________________________________

Как зовут папу? _______________________________________________________________

У тебя есть домашние питомцы? ________________________________________________________

Кто приводит тебя в сад? ______________________________________________________________

Понимание речи:____________________________________________________________________

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Звуки

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

Изолир.

В слоге

В слове

Во фразе

(С)

(С')

(З)

   (З')

(Ц)

(Ч)

(Щ)

(Ш)

(Ж)

(Л)

(Л')

(Р)

(Р')

Другие нарушения ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

Произнеси правильно

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Ско-во-ро-да

Ак-ва-ри-ум

Сапожник чистит сапоги

Птенчик весело щебечет

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

Фонематический слух

Повтори

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

та-да-та

са-ша

па-та-на

па-ба-па

ка-га

да-та-да

том-дом

суп-зуб

почка-бочка

уточка-удочка

крыша-крыса

Фонематический анализ

Выдели и назови

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Первый звук в слове:

Аист ___, утка ____, суп ____

Последний звук:

Стул___, мак ____, кот _____

Наличие звука Р в словах:

Шапка_ , майка__, корова___, грач__, стол__, крот__.

Выделение звука из ряда других звуков Ш.

Фонематический синтез

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

М.А.К.________

К.А.Ш.А ________

Д.О.М. ________

Составление слов из звуков, данных в неправильной последовательности

Т.К.О ______

Р.Т.О ______

С.К.О ______

Определение количества звуков в слове:

Вата_____, нос_____, утка____,

Мост______.

Фонематические представления

Придумай и подбери

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Слово на звук С

Слово на звук Ш

Слово на звук Р

Картинка на звук Ц

Картинка на звук Ч

Картинка на звук Л

Импрессивная речь

Покажи, где…

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Спинка стула

Колесо велосипеда

Кукла

Мячик

Кот-коты

Стол-столы

Кукла-куклы

Где собачка?

За___, на___, в___, перед___,

около____, справа___, слева___

Девочка шьет

Мальчик играет в мяч

Понимание словосочетаний и простых предложений

Покажи карандаш ключом/покажи ключ карандашом

Что делает мальчик?

Во что он одет?

Кто вместе с ним пришел на рыбалку и зачем?

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Задания

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Словоизменение

Ед. и мн.число им.сущ.

(кот-коты)

Ухо  _______, дом ________,

дерево __________

Род.п мн.числа (коты-много котов)

Птицы____________________,

Книги ____________________,

Бананы ____________________

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

Яблоко: 2 __________

               5 ___________

Гусь: 2____________

          5 ___________

Тетрадь: 2 __________

                5 ___________

Изменение по падежам

Стулья (нет чего?)___________

Карандаши (нет чего?)____________________

Гнезда (нет чего?) ___________

Употребление существительных в косвенных падежах без  предлога.

У меня есть карандаш, а у тебя нет ______________________

Папа чертит _______________

Словообразование

Уменьшительно-ласкательная форма сущ.-х.

Ложка- ________________

Звезда - _________________

Ухо-____________________

Образование прилагательных от существительных

Стакан из стекла __________________________

Сапоги из резины

__________________________

Сок из яблок

__________________________

Образование глаголов движения с помощью приставок.

Идет _____________________

Плывет ___________________

Бежит ____________________

Образование притяж. прилагательных

Чей хвост? _________________

Чья морда? _________________

Чей дом? _________________

СЛОВАРЬ

∙ Объяснить значение слов:

Пылесос - ___________________________________________________________________

Холодильник - __________________________________________________________________

_________________

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Назови, что это …(по описанию)

Морковь

Яблоко

Назови что-то из…

Посуда ___________________________

Игрушки ___________________________

Одежда

____________________________

Назови части предметов.

Машина ____________________

Человек ___________________

Обобщи слова (по картинкам)

Овощи _____, фрукты_____,

мебель ______, посуда _______.

Назови детенышей

У утки __________________

У свиньи ________________

У собаки _________________

У кошки __________________

Подбери признак к предмету (какой?)

Лимон_____________________

Лиса  ______________________

Ежик ______________________

Скажи наоборот

Большой -_____________

Горячий ______________

Мягкий ________________

Веселый ________________

Что делает….

Врач ______________________

Учитель ___________________

Строитель _________________

Кто как двигается?

Птица _____________________

Змея ______________________

Рыба ______________________

Кто как голос подает?

Петух ______________________

Свинья ____________________

Мышь _____________________

Собака ____________________

_________

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Пересказ (чтение 2 раза)

На улице холодно. Валя гуляет с куклой. У Вали шуба, шапка, шарф. На ногах – сапоги, на руках – варежки. А кукла без пальто, без шапки, без шарфа. Кукле холодно, кукла заболела. Валя лечила куклу, а потом сшила ей одежду.

Понимание связной речи. Ответы на вопросы по тексту.

Черный котенок увидел мышку и захотел ее съесть. Мышка побежала и прыгнула в банку с мукой. Котенок за ней. Мышка убежала, а из банки вылез белый котенок.

Почему котенок стал белым?

Это был другой котенок?

За кем погнался котенок?

Где спряталась мышка?

Рассказ по представлению

Любимая игрушка

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказ по картинке

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Первичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Вторичное обследование

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Дата:

Учитель-логопед: Деева Т.В.



Предварительный просмотр:

https://i.pinimg.com/736x/c0/fc/5f/c0fc5fe9e865c918c494de2a34a55f4d.jpg



Предварительный просмотр:

Согласование числительного и существительного

http://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpg

http://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpghttp://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpg

http://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpghttp://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpghttp://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpghttp://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpghttp://egyptfreshfood.com/wp-content/uploads/2017/11/Apple4.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13

      https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2bce94eabaa467132e775a0bb0462228&n=13

C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpg

      C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpgC:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpg

C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpgC:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpgC:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpg

C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpgC:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\tetrad-12l-kletka.jpg

Притяжательные прилагательные

      H:\Обследование 5-6 лет\чей дом - копия.jpg  C:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\чья голова.jpgC:\Users\Админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\чей хвост - копия.jpg

                 Чей это домик?                            Чья это голова?                              Чей это хвост?                              


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                               

                                    H:\Обследование 5-6 лет\найди слово на Л.jpg

                            H:\Обследование 5-6 лет\найди слово на Ч.jpg

                        H:\Обследование 5-6 лет\найди слово на Ц.jpg



Предварительный просмотр:

H:\Обследование 5-6 лет\подбери по цвету.jpg



Предварительный просмотр:

Состояние артикуляционной моторики

наличие или отсутствие движений____________________ тонус________________ темп____________________________ объем движения _________________________

переключаемость_________________ точность выполнения_____________________ замены движения_________________ длительность удержания положения________

наличие синкинезий______________ тремор__________________________________

гиперсаливация__________________отклонение кончика языка_________________

Движения

 

 Движения нижней челюсти

Открывать и закрывать рот    

Движения челюстью вправо-влево

Открыть широко рот и считать до 20, нажать на скулы.

Опустить и оттянуть назад челюсть 5 раз.

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и удерживать от 1 до 5.

Двигать челюстью вправо-влево и зарерживать в каждой стороне от 1 до 5.

 Движения губ

«Улыбка»

«Трубочка»

«Улыбка» - «Трубочка» (чередование)

Поднять верхнюю губу

Опустить нижнюю губу

Поднять верхнюю и опустить нижнюю (одн.) оскал от 1 до 5

Сжать челюсти и сделать хоботок. От 1 до 5

 Движения языка

«Лопаточка» от 1 до 5

«Жало» от 1 до 5

«Лопаточка» - «Жало»(чередование)

Открыть рот, сделать «лопаточку», удерживать его неподвижно по средней линии, одновременно следя за глазами за предметом, перемещающимся в боковых направлениях.

«Качели» от 1 до 5

«Маятник» от 1 до 5

«Грибок»

«Вкусное варенье» от 1 до 5 Круговые движения.

Облизывание зубов с внешней стороны.

«Лакательные движения»

Положить руки на шею, если напряжение, то это дизартр.компонент.

Кончик языка за верхние и нижние зубы.

 Движения мягкого нёба

Широко открыть рот и долго тянуть А, а потом Ы.

Открыв рот на коротком отрыве произнести А-Ы-А-Ы.

Открыть рот, высунуть язык. Логопед удерживает кончик языка марлевой салфеткой и просит ребенка произнести слог КЫ.

Широко открыть рот, высунуть язык. Сделать вдох ртом. Выдохнуть через нос, произнося Н.

Мимические движения

Поднять брови (удивление)

Опустить (нахмуривание)

Прищур

Сморщить лицо и вытянуть губы вперед. Удержание от 1 до 5

Растянуть мышцы лица как при широкой улыбке от 1 до 5

Поднимание-опускание бровей

Попеременно открывать и закрывать глаза.

Надуть и втянуть щеки.1 до 5

Перегонять воздух из одной щеки в другую 5 раз

«Рыбка» втянуть щеки и зажать между зубами.



Предварительный просмотр:

Инструкция: «Повтори за мной предложение».

Бабушка сушила мокрое белье на веревке.

(если выявляются дефекты звукопроизношения, то предлагаются слова)

Слова по картинкам.

Повтори: С-С-С-С-С  са – со – су – сы; ас – ос – ус – ыс;

ска – ско – сто – сту – сна – сны – спа – спу.

У самого носа оса.

Повтори: ся – сё – сю – си ; ась – ось – усь;

сля – сли – сме – стя – сте – сти – спя – спи – сне – вся – всё – всю;

У Симы семь апельсинов.

Повтори: З-З-З-З-З за — зо — зу — зы; аз – оз – уз – ыз; зва – зво – зда — здо — зна – зно;

У Зои заболели зубы.

Повтори: зя — зе — зю — зи; азь – озь – узь – изь;

зве – зви – звя; зня — зне — зню — зни; зме – зми;

У Зины зимой зябнут ноги.

Повтори: Ц-Ц-Ц-Ц-Ц ац — оц — уц — эц – иц; ца — цо — цы — це; цва – цве – цви;

Пьют водицу на улице.

Повтори: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш  ша — шо — шу — ши – ше; аш — ош — уш — иш – ыш; шка — шко — шку.

У машины новые шины.

Повтори: Ж-Ж-Ж-Ж-Ж жа — жо — жу — жи – же; жда — жду — жди; жна – жно – жну – жны;

Жаба жила в луже.

Повтори: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч ач — оч — уч — ич; ча — че — чу — чи;

чня — чне — чню — чни; чтя — чти — чте;

Девочка пьёт чай с печеньем.

Повтори: Щ-Щ-Щ-Щ - Щ ащ — ощ — ущ — ищ; ща — ще — щу — щи;

щня – щню – щни; вща – вщу – вщи;

Щенок утащил щётку из ящика.

Повтори: Р-Р-Р-Р-Р ра — ро — ру — ры; ар — ор — ур — ыр; тра — тро — тру — тры; бра – бро - бру;

У Егора в руках топор.

Повтори: ря — ре — рю — ри; арь - орь – урь - ырь; кря – кре – крю - кри; тря – трю - три;

У Иринки мандаринки.

Повтори: Л-Л-Л-Л-Л  ал — ол — ул — ыл; ла — ло — лу — лы;

кла — кло —клу - слу — сло - слы – пло – плы – гла – гло - глу;

Павел пошёл на футбол.

Повтори: ля — ле — лю — ли; аль — оль — уль — иль; для — дле — длю — дли; вля – слё – злю – пли;

Олени гуляли на поляне.



Предварительный просмотр:

Общая моторика

1.Состояние общей моторики:

сила движений______________________точность движений____________________

темп движений______________________координация движений________________                                              

переключение от одного движения к другому______________________________

Движения

Прыжки  на 2-х ногах

                  на левой ноге

                 на правой ноге

                в длину с места

Топать и хлопать одновременно

Мяч:           бросить от груди

                   из-за головы

                   поймать

           подбросить и поймать

Перепрыгнуть через игрушку

По команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс

Мелкая моторика

точность движений________________темп движений________________________

 синхронность движений правой и левой руки_____________________________

 переключение от одного движения к другому_____________________________

 наличие леворукости________________ амбидекстрии______________________

Положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы(«пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе(«Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;

Поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5-6 раз.

2.1. Кинестетическая основа движений:

Движения

Больш. и указ. палец в кольцо на правой руке

                               на левой руке

                                одновременно

Вытянуть указ. и ср.пальцы    на правой руке

                               на левой руке

                                одновременно

Вытянуть указ.палец и мизинец на правой руке

                               на левой руке

                                одновременно

Положит указ. палец на ср.    на правой руке

                               на левой руке

Положить ср. палец на указ.   на правой руке

                               на левой руке

  1. Кинетическая основа движений

Движения

Сгибать и разгибать пальцы    на правой руке

                               на левой руке

Чередование:  правая - ладонь, левая - кулак

«Игра на рояле»           пальцы:        1-5

                                         2-4

                                   1-2-3-4-5

Проба «ладонь-ребро-кулак»    на правой руке

                               на левой руке

  1. Навыки работы с карандашом

Умения

Держать карандаш

Рисовать   горизонтальные линии

             вертикальные линии

                  ломаные линии

                замкнутые линии

                волнистые линии

                          круги

                       человека



Предварительный просмотр:

H:\Обследование 5-6 лет\собери разрезную картинку.jpg



Предварительный просмотр:

Рассказ по серии сюжетных картинок

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

hello_html_4a2c97a3.jpg

https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/28/22451/1/img8.jpg



Предварительный просмотр:

Узнай предмет по описанию

http://900igr.net/up/datas/102695/019.jpg

Назови части предмета

https://fs00.infourok.ru/images/doc/104/123722/img3.jpghttps://yaninblog.ru/wp-content/uploads/2017/02/3.jpg



Предварительный просмотр:

http://ёлочка-выкса.рф/images/cms/data/8_marta_podg.1/8_marta_podg.2/8_marta_st.gr/8_marta_sr.gr/8_marta_ml.gr/8_marta_yasli/risunok34.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта для обследования детей с заиканием

Образец речевой карты включает в себя материал по обследованию детей с заиканием.Материал полезен для начинающих логопедов....

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

Речевая карта для обследования детей с ОНР( 5-6 лет).

Не один год  для обследования детей с 5-6 лет с ОНР пользовалась речевой картой Н. В. Нищевой. Она показалась мне несколько громоздкой и неудобной, много времени уходило на её заполнение и анализ...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...

Речевая карта для обследования детей с задержкой психического развития

Речевая карта разработана на основе "Речевой карты ребенка с общим недоразвитием речи от 4 лет до 7" Н.В. Нищевой...

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....