Подбор дидактических игр и рекомендаций по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Максимова Ольга Владимировна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1.docx1002.62 КБ

Предварительный просмотр:

Подбор дидактических игр и рекомендаций по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР

Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок.

Выявление предпосылок  дисграфии может быть включено  в общую структуру логопедического обследования, проводимого в начале учебного года.

Главной целью профилактической работы является устранение выявленных предпосылок разных видов дисграфии в дошкольном возрасте.

 Анализ и обработка литературных данных по проблеме дисграфии,   помогли нам выделить и использовать в коррекционной работе следующие основные  направления  по профилактике дисграфии у дошкольников с ОНР, помогли правильно подобрать и систематизировать дидактический материал:

  1. Коррекция недостатков звукопроизношения, особенно устранение звуковых замен
  2. Развитие слухового восприятия.

Игры для развития слухового внимания и памяти: «Угадай кто это?», «Четвёртый лишний», «Эхо», навыка определения направления звука: «Где позвонили»,  «Жмурки с голосом»; различения силы и громкости звука: «Лесенка», «Улавливай шёпот». Развитие  у ребёнка чувства ритма: «Прохлопай, как я». Важно учить ребёнка  сравнивать серии ударов и хлопков, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевое, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.

  1. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
  •   Ребенок обучается сравнению простых фраз; выделению и запоминанию определенных слов в ряду других, сходных по звуковому составу/различных по составу: «Какое слово лишнее?», «Внимательные ушки»
  •  Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук…» в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).
  • Игра «Разноцветные коврики» (авторская игра)

Логопед называет слово, а ребёнок соотносит его начальный звук с цветом выкладывает соответствующий кружок. Например, в слове «жук» слышится первый звук Ж, значит кружок будет Жёлтый.

  • Игра «Составь слово по первым звукам, буквам»
  • Игра «Переведи на кальку» развивает у детей звуковой анализ слов, учит различать твёрдые – мягкие звуки. Ребёнку предлагается  перевести на кальку предметы, в названии которых есть заданный звук.
  1. Развитие зрительного внимания и  восприятия, зрительного анализа и синтеза с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание  схемы тела; умение анализировать предмет, его изображение. Для этого детям предлагаются  следующие задания:
  • «Назови и дорисуй предмет» (неполное изображение)
  •  «Назови перечеркнутые изображения» (изображения в зашумленных условиях)
  • «Назови предметы  по их контурам» P1040036

Кроме того, необходимо учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом могут помочь игры типа: "Что пропало?", "Что прибавилось?", "Сделай, как было".P1040039

  1. Развитие лексико – грамматического строя речи
  2. Развитие общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве и в схеме собственного тела

Очень эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук у детей, является «Пальчиковый бассейн», «Волшебный мешочек» С помощью этих приспособлений можно дети  обучаются нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора; учатся управлять движениями пальцев и кистей рук.  Также на занятиях используются счетные палочки, пальчиковая гимнастика и подвижные речевые игры.

Для развития графомоторных навыков, закрепления умения правильно держать карандаш, для закрепления правильной  ориентировки в пространстве и на листе бумаги, со старшей группы используется P1020881

  • Дидактическая игра «Весёлые клеточки», а также авторские графические диктанты, разработанные по разным лексическим темам. Дидактическая игра «Мастерская букв»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

рекомендации для профилактики дисграфии

Переход от дошкольного детсва к школьному очень важный этап в  развитии ребенка...

Сборник дидактических игр и пособий, направленных на профилактику дисграфии у дошкольников. Как играть. Как изготовить.

Игра  «Геометрическое лото»Цель: профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста.Задачи: развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов, развитие восприя...

Рекомендации для профилактики дисграфии

Несколько простых правил для профилактики дисграфии у детей....

Рекомендации для профилактики дисграфии у ребенка с ТНР.

Дисграфия - нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся, стойких ошибках, обусловленных несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.Данное нарушение я...

Консультация для родителей "Рекомендации для профилактики дисграфии"

Представлены рекомендации для родителей по профилактике дисграфии у дошкльников с речевыми нарушениями...

Рекомендации для профилактики дисграфии

Консультация для родителей....