Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Суховская Елена Викторовна

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика исследования оптической функции у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

 В   методике  используется   пятибалльная   система   оценки (1-5 баллов).

В ходе исследования используется нейропсихологический метод, который имеет существенное диагностическое и прогностическое значение, таким образом, обеспечивает не только количественный, но и качественный анализ нарушений высших психических функций, которые лежат в основе оптической дисграфии.

  Задание №1. «Закончи рисунок».

  Цель: изучение зрительно-двигательной координации.

  Материал: карточка с недорисованным изображением.

  Описание обследования: ребенку дается карточка с недорисованным изображением, которое он должен закончить.

  Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и дорисуй ее».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает задание (грубые ошибки).

2 балла: выполняет задание, но не доводит его до конца; грубо искажает рисунок (дорисовывает лишние элементы, пропускает элементы, наблюдаются грубые пространственные нарушения), нарушения моторики.

3 балла: приступает к выполнению задания, искажает симметричность, не дорисовывает некоторые элементы.

4 балла: выполняет задание, незначительно нарушает симметричность рисунка.

5 баллов: полностью выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

    Задание №2. «Волшебные картинки».

    Цель: исследование зрительного внимания.

    Материал: 6 картинок.

    Описание обследования: логопед предъявляет ребенку 6 картинок, на которых предметы «спрятаны» среди линий. Ребенку необходимо назвать предметы.

   Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и найди «спрятавшиеся» предметы».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или не может назвать ни одного предмета.

2 балла: правильно называет два предмета.

3 балла: правильно называет три предмета.

4 балла: правильно называет четыре предмета.

5 баллов: полностью выполняет задание, называет все предметы, самостоятельно исправляет ошибки.

 

     Задание №3. «Срисовывание изображений».

    Цель: исследование зрительного восприятия и узнавания.

    Материал: пять карточек с полукругами и линиями.

    Описание обследования: ребенку предлагается срисовать серии полукругов и линий (всего 5 карточек).

   Инструкция: «Посмотри внимательно и срисуй изображения с карточки к себе на листок».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или не может срисовать ни одной карточки.

2 балла: верно срисовывает не менее двух карточек.

3 балла: верно срисовывает не менее трех карточек.

4 балла: верно срисовывает не менее четырех карточек.

5 баллов: верно срисовывает пять изображений, самостоятельно исправляет ошибки.

    Задание №4. «Запомни символы погоды».

    Цель: исследование зрительной памяти.

    Материал: пять карточек с изображением символов погоды.

    Описание обследования: Логопед в течение одной секунды демонстрирует каждую из пяти карточек, на которых изображены символы, с помощью которых можно описать погоду. Ребенок воспроизводит эти символы у себя на листе.

   Инструкция: «Смотри внимательно на картинки и запоминай. Сейчас ты сам будешь их рисовать в той же последовательности».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или не может верно нарисовать ни одного символа.

2 балла: верно рисует два символа погоды.

3 балла: верно рисует  три символа погоды.

4 балла: верно рисует четыре символа погоды.

5 баллов: выполняет задание, верно рисует все пять символов погоды, самостоятельно исправляет ошибки.

 

  Задание №5. «Улитка».

  Цель: исследование пространственного мышления.

  Материал: два обруча, игрушка улитка, четыре круга – символа («1», «2», «3», «4»).

  Описание обследования: экспериментатор предлагает ребенку поиграть с улиткой, представить, как она перемещается по внешней стороне обруча – «ползет по обручу». Затем он просит ребенка представить расположение улитки при ее перемещении по другому обручу в заданных точках – «1», «2», «3», «4».

  Инструкция: «Это улитка. Она ползет по кругу. Покажи, как она ползет по кругу. А теперь посмотри – улитка стоит наверху обруча и смотрит на тебя. Вот тебе другой обруч, покажи, как расположится улитка на обруче, если она встанет вот сюда на этот кружок».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.

2 балла: приступает к выполнению задания, допускает ошибки «ориентации», при которых улитка неверно располагается по отношению к направлению перемещения, требуется помощь экспериментатора.

3 балла: допускает большое количество ошибок локального расположения.

4 балла: выполняет задание, допускает небольшое количество локального расположения.

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

    Задание №6. «Прорисовывание букв в воздухе».

    Цель: изучение зрительно-двигательной координации.

    Описание обследования: ребенку предлагается пальцем прорисовать буквы в воздухе.

   Инструкция: «Посмотри внимательно: сейчас я прорисую букву «И» в воздухе. Теперь ты прорисуй буквы (К, Н, В, А, У) в воздухе.»

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балла: не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания.

2 балла: выполняет задание только по образцу, грубые пространственно-величинные ошибки (зеркальное отображение букв, недописание элементов букв, лишние элементы), отмечаются нарушения моторики.

3 балла: выполняет задание сам; отмечаются пространственно-величинные ошибки (зеркальное отображение букв, недописание элементов букв, лишние элементы).

4 балла: допускает незначительные ошибки при прорисовывании.

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

  Задание №7. Рисование на манной крупе.

  Цель: изучение зрительно-двигательной координации.

  Материал: поднос с манной крупой, палочки.

  Описание обследования: на подносе лежит манная крупа; с помощью тонкой палочки ребенок рисует буквы, которые ему будет называть исследователь.

  Инструкция: «Слушай очень внимательно: я буду называть тебе буквы, а ты будешь их рисовать».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: ребенок не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания или хаотично водит палочкой по манной крупе.

2 балла: выполняет задание только по образцу, грубые пространственно-величинные ошибки (зеркальное отображение букв, недописание элементов, лишние элементы).

3 балла: большое количество пространственно-величинных ошибок (зеркальное отображение букв, недописание элементов, лишние элементы).

4 балла: допускает незначительные ошибки при рисовании.

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

   Задание №8. «Ошибочное изображение букв».

  Цель: изучение зрительно-двигательной координации.

  Материал: карточки с правильно и ошибочно изображенными буквами.

  Описание обследования: ребенку даются карточки с буквами (на одних карточках буквы написаны правильно, на других неправильно). Ребенок должен найти неправильно изображенные буквы.

  Инструкция: «Посмотри внимательно и скажи, правильно ли нарисована буква».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.

2 балла: приступает к выполнению задания; помощь экспериментатора позволяет найти 25% ошибок (2 изображения).

3 балла: приступает к выполнению задания, находит 50% ошибок (4 изображения).

4 балла: приступает к выполнению задания, находит 75% ошибок (6 изображений).

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно находит все неправильно изображенные буквы.

 

  Задание №9. «Обведи и узнай букву».

  Цель: изучение зрительно-двигательной координации.

  Материал: карточка с контурным изображением букв.

  Описание обследования: перед ребенком кладется карточка; необходимо обвести буквы по точкам и назвать их (буквы: Р, В, И, П, К).

  Инструкция: «Обведи буквы по точкам и назови их».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.

2 балла: приступает к выполнению задания, многочисленные ошибки, нарушения моторики.

3 балла: приступает к выполнению задания, многочисленные ошибки (неправильное соединение букв, рисование не по точкам).

4 балла: выполняет задание, практически не допускает ошибки.

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

  Задание №10. «Ниткография».

  Цель: изучение зрительно-пространственнной координации.

  Материал: ковролинограф, набор ниток.

  Описание обследования: ребенок выкладывает на ковролинографе букву из ниток, на нее накладываются две буквы.

  Инструкция: «Выложи на ковролинографе букву А, наложи на нее букву Я, затем Р».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.

2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, выкладывает только первую букву, отмечается нарушение моторики.

3 балла: выполняет задание с ошибками, выкладывает не больше двух букв.

4 балла: выполняет задание, выкладывает буквы с незначительными ошибками.

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

   

 

  Задание №11. «Определение сходств и различий оптически сходных букв».

  Цель: определение сходств и различий оптически сходных букв.

  Материал: ковролинограф, набор ниток.

  Описание обследования: ребенку необходимо выложить на ковролинографе букву Л, из нее получить букву М; выложить букву Ш, из нее получить букву Щ.

  Инструкция: «Выложи на ковролинографе букву Л, из нее получи букву М; выложи на ковролинографе букву Ш, из нее получи букву Щ».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.

2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, с наводящими вопросами, отмечается нарушение моторики

3 балла: выполняет только часть задания, выкладывает буквы Л, Ш, сложности с получением букв М, Щ.

4 балла: выполняет задание, допускает ошибки во второй части задания (не может выложить букву М или Щ).

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

  Задание №12. «Дорисуй букву или цифру».

  Цель: изучение зрительно-двигательной координации.

  Материал: карточки с точками.

  Описание обследования: ребенку выдается карточка с двумя рядами точек; необходимо их соединить так, чтобы получилась буква или цифра.

  Инструкция: «На карточке изображены точки. Необходимо соединить их так, чтобы получилась буква или цифра, которую я назову».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: не приступает к выполнению задания, не понимает инструкцию.

2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, с наводящими вопросами.

3 балла: выполняет задание с ошибками, правильно дорисовывает только одну букву или цифру.

4 балла: самостоятельно дорисовывает два изображения.

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.

  Задание №13. «Изографы».

  Материал: картинки-изографы.

  Описание обследования: ребенку предлагается посмотреть на изографы и узнать слово.

  Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, какое слово здесь зашифровано».

  Оценочные критерии выполнения экспериментального задания:

1 балл: ребенок не понимает инструкцию, не приступает к выполнению задания.

2 балла: выполняет задание только с помощью экспериментатора, с наводящими вопросами.

3 балла: выполняет задание, узнает меньше половины изображений (1-3 изображения).

4 балла: выполняет задание, узнает больше половины изображений (3-4 изображения).

5 баллов: выполняет задание, самостоятельно исправляет ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Данные игры способствуют развитию навыков фонематического анализа и синтеза слов, развитию психических процессов, совершентсованию эмоционально-волевой сферы, развитию самооценки и самоанализа....

"Учёт гендерной принадлежности при коррекции речевой и неречевой деятельности старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Этот проект раскрывает включения детей в систему социальных представлений. Помогает сформировать у детей представление о себе и своей принадлежности к определённому полу....

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЯ»

Игры с использованием наборов лего имеют огромное значение для развития важнейших социально - эмоциональных навыков дошкольников. А это как раз необходимые умения - узнавать и понимать, выражать личны...

Консультация: «Коррекция психомоторных функций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Как  эффективно строить работу по развитию психомоторных функций  у  детей,  с целью преодоления недостатков общего недоразвития речи.Определение путей коррекции и основных направл...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Дидактический синквейн является результативным методом развития связной речи....

Консультация для педагогов на тему: «Виртуальная экскурсия, как средство развития связной речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Одной из важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду является   развитие речи, речевое общение.В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, котор...